Радиочастоты как объект правоотношений |
Волков Ю.В. Радиочастоты как объект правоотношенийОсобенности правового режима радиочастотного спектра были предметом нескольких исследований1, в которых отмечались недостатки правового регулирования, влияющие на экономические показатели. Мало кто сегодня вспоминает о состоянии данной сферы пятнадцать лет назад (2 телевизионных канала, 2-3 радиостанции, отсутствие мобильной телефонной связи). Сравнительные исследования по данному вопросу, как правило, используют натуральные статистические показатели, динамика которых всегда положительная. Тем не менее, если оценивать динамику развития связи в одном государстве относительно других, ситуация может быть представлена иначе. Так по уровню стоимости мобильной связи Россия занимает 69 место, по стоимости радиочастот – 89 место, по степени давления государственного регулирования – 118 место из 1342. Динамичное развитие в сфере теле- и радиовещания, сотовая связь требуют адекватного правового регулирования. Вопросы оборота радиочастот, а также правовой статус как объекта правоотношений рассмотрены в настоящей статье. Впервые данный вопрос, на диссертационном уровне, был рассмотрен А.С. Васильевым3, который обосновал несколько существенных, на наш взгляд, выводов и пожеланий ввести в гражданский оборот радиочастотный спектр. Отсутствие окончательного решения проблемы и значительное влияние её на экономику оставляют данную тему весьма актуальной. Одного исследования данного направления для эффективного использования радиочастотного спектра и адекватного регулирования его экономического оборота явно недостаточно. Полагаем, что в разработке вопроса кроме цивилистов могут быть заинтересованы специалисты по информационному, административному, финансовому праву. Что касается предмета, то для практического использования радиочастотного спектра основное внимание исследователей, возможно, будет направлено на формирование правового режима его элементов. Именно обособленные составляющие радиочастотного спектра имеют перспективы для эффективного экономического оборота. Федеральное законодательство относит радиочастоты к категории ресурсов, оперирует термином радиочастотный ресурс, относит его регулирование к предмету законодательства о связи1. В экономический оборот вводятся отдельные элементы радиочастотного спектра: полосы, частоты, каналы. Именно они, а не весь радиочастотный спектр, признаются объектом правоотношений в большинстве случаев. Использование радиочастотного ресурса осуществляется посредством разрешительной процедуры в трех видах: полосы, частоты, каналы2. Использования радиочастотного ресурса, в большинстве случаев предусмотрено для нетоварного, внутрипроизводственного потребления. Следующий «передел» радиочастотного ресурса – это построение (на основе радиочастотных полос, частот и каналов) сетей связи, посредством которых потребителю оказывается услуга. Таким образом, с одной стороны, радиочастотный ресурс используется как ресурс, с другой стороны – как элемент сети связи. Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных факторов. Правовой статус ресурсов в России определяется следующими основными конституционными положениями3. Природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В телекоммуникационной сфере субъект, определивший для себя целью – получение доходов, проходит длительный путь. Это, кратко, получение лицензии, планирование и получение разрешений на радиочастоты, проектирование сети связи, представление проекта и сети на экспертизу, ввод сети в эксплуатацию – получение разрешения. Таким образом, прежде чем выйти на рынок оказания услуг, субъект получает несколько специальных правомочий, а именно: лицензию, разрешение на частоты, разрешение на проект сети, разрешение на строительство, разрешение на эксплуатацию сети. Правовой режим, в основе которого разрешения, специальные разрешения, лицензии, может быть отнесён в соответствии с классификацией С.С. Алексеева к правовым режимам «разрешительного профиля»1. Объявление: С другой стороны, радиочастотный ресурс, используемый в виде разрешений на радиочастоты и радиочастотные каналы, для построения сетей связи теоретически в составе сети может иметь следующие правовые свойства2. Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц. Изменение формы собственности на сети связи и средства связи допускается при условии, что такое изменение заведомо не ухудшает функционирование сетей связи и средств связи, а также не ущемляет право граждан и юридических лиц на пользование услугами связи. В противовес этому, передача права собственности и других вещных прав на объекты связи по закону не влечет за собой передачу права на использование частотного ресурса3. С одной стороны собственник сети связи – это собственник. С другой, продав сеть, он не передаст права на элемент сети – радиочастоты. Более того, он не может продать сеть (в которой есть хотя бы одно радиочастотное устройство), т.к. продав сеть (без разрешений на радиочастоты) он нарушит права пользователей. В одном законе два взаимоисключающих положения, а именно по поводу правового режима радиочастот и сетей связи, построенных с использованием радиочастот. Для включения в нормальный экономический оборот радиочастоты должны передаваться вместе с сетями связи и разрешениями. Процедура получения радиочастот официально занимает в России от 90 до 120 дней. Фактически она занимает годы. Потребности общества в свободном и быстром распространении информации упираются в объективную невозможность быстрого строительства проводных сетей связи. А построение сетей на основе радиочастотных каналов затруднено регулятивным прессом, высокой стоимостью, длительными сроками согласования и оформления разрешений. Это исключает радиочастоты из нормального хозяйственного оборота. Другим несовершенством является положение о регулировании использования радиочастотного спектра многочисленными государственными органами (Правительство Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций, Государственная комиссия по радиочастотам, Радиочастотная служба, Россвязьнадзор, Федеральная антимонопольная служба). Это не соответствует обязательствам России в связи с ратификацией Устава и Конвенции Союза электросвязи1. Директива 2002/21/EC излагает новые правила организации и структуру полномочий национальных администраций. Директива 676/2002/EC Европейского парламента и Совета от 7 марта 2002 года о пределах регулирования радиочастотного спектра в Европейском Сообществе (Решение Радио)2 направлено на демократизацию процедуры получения радиочастот. Для устойчивого и динамичного развития России предпочтительно, как минимум, не отставать от международных, тем более, европейских Европейского парламента и Совета. Вместе с тем и европейская и американская модели регулирования радиочастот уже не соответствуют требованиям современного этапа развития телекоммуникаций. Так Джеральд Фулхабер, профессор права университета Пенсильвании, анализируя ситуацию с управлением радиочастотным спектром, сравнивая процедуру распределения (назначения) частот с распределением ассигнований, а Федеральную комиссию по коммуникациям США с Госпланом СССР, констатирует неэффективность системы. Автор делает вывод о том, что наличие регулирования и установленного порядка не находятся в прямой зависимости с прогрессивным развитием и приходит к выводу о необходимости менять систему распределения частот3. Представляется обоснованным полагать, что на современном этапе регулирование радиочастот может быть изменено в соответствии с современными мировыми тенденциями, «шагнув через ступеньку» отработанных и забракованных моделей регулирования. Для этого необходимо отказаться от системы многочисленных согласующих органов. Изменить процедуру их получения, сократить нормативные сроки до 30 дней. Изменить правовой режим отдельных назначений с разрешительного на уведомительный. Полагаем, что совершенствование нормативных актов по вопросу регулирования использования радиочастот может в значительной степени сократить сроки ввода объектов связи и оживить экономику отрасли в целом. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|