Законодательство в исполнении судебных актов |
Исаенкова О.В. Проблемы совершенствования законодательства в сфере исполнения судебных актовОсновные законы всех демократических государств (являющиеся демократическими как реально, так и номинально) устанавливают в своих положениях право каждого гражданина на судебную защиту, гарантии его реализации. Не исключение и Россия, в Конституции которой существует ч. 1 ст. 46: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Между тем, судебное право, процессуальные кодексы Российской Федерации в постсоветский период отказались от непосредственного регулирования исполнительных правоотношений, отсылая к законам об исполнительном производстве». В настоящее время это Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. Если в советском процессуальном праве, до 1997 года исполнение судебных актов и иных исполнительных документов регулировалось ГПК РФ, а судебные исполнители были должностными лицами суда, то на сегодня в предмете регулирования АПК РФ и ГПК РФ остались лишь отдельные процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных решений. Эти вопросы касаются двух моментов – предварительного санкционирования судом отдельных, особо значимых исполнительных действий (выдача исполнительного листа и его дубликата, восстановление пропущенного срока для предъявления к исполнению, отсрочка, рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения, поворот исполнения и т.п.) и последующего контроля суда путем рассмотрения заявлений об оспаривании исполнительных действий (бездействия) органов исполнения и их должностных лиц. Таким образом, в 1997 году в России в отношении исполнительного производства окончательно были разграничены полномочия исполнительной и судебной властей в рамках установленной Конституцией РФ самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст.10 Конституции России). Сегодня как никогда важно систематизировать имеющийся опыт развития исполнительного законодательства как в России, так и за ее пределами. Использование зарубежного опыта в процессе совершенствова-93 Объявление: ния законодательства, регулирующего исполнительное производство, тем более важно в связи с тем, что большинство стран Европы в настоящее время выбрали путь законотворческого и правоприменительного развития в направлении концепции «общего права», отвечающего интересам всех государств Европейского Союза. Такая тенденция отчетливо прозвучала и была поддержана ведущими процессуалистами России, Литвы, Латвии, Казахстана, Белоруссии, Германии, Польши, Венгрии и Австрии на международной конференции «Реформа гражданского процесса в суде первой инстанции в государствах региона Балтийского моря и Центральной Европы», прошедшей в Вильнюсе 16-19 сентября 2004 года. Затем эта тенденция, показав жизнеспособность и актуальность, получила свое развитие на международной научно-практической конференции «Право на судебную защиту и практические аспекты его реализации», прошедшей в Вильнюсе ровно через два года – в сентябре 2006, где к представителям указанных государств присоединились их коллеги из Италии, Молдавии, Украины и Греции. Обратим внимание, что речь идет вовсе не о создании одинакового права, которое бы удовлетворяло все европейские государства, в том числе Россию, а о таком согласовании норм и их применения, которое бы позволяло иметь совмещенную, гармоничную систему европейского права, где все ее части взаимодействуют. При таком согласовании важно брать лучшее из законодательства других стран, искать общие пути исправления имеющихся несоответствий отраслевого законодательства конституционным положениям. Так, по действующему исполнительному законодательству России трудовые правоотношения (в частности, требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору), оказываются в более привилегированном положении, чем, например, правоотношения, вытекающие из гражданско-правовых сделок (за исключением вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности), что уже не соответствует изменившемуся социальному правосознанию. Вместе с тем, современные граждане России, в отличие от «советского гражданина», как правило, уже не имеют негативного отношения к «нетрудовым» доходам. Право на труд и получение за него вознаграждения не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 Конституции Российской Федерации) конституционно провозглашается наравне с другими правами, например, правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 34 Кон-94 ституции Российской Федерации), правом частной собственности и его охраны, правом наследования (ст. 35 Конституции Российской Федерации) и т.д. В третью очередь при исполнении требований исполнительных документов удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, а в четвертую очередь все остальные требования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в исполнительном производстве неоправданный приоритет отдается интересам государства и его фондов. При этом несколько игнорируется конституционная норма о том, что высшей ценностью являются права и свободы человека (ст.2 Конституции РФ), именно человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью. Полагаем, государство вправе определять приоритеты в защите отдельных, наиболее значимых прав социально слабо защищенных граждан (получающих алименты, потерявших кормильца или получивших вред здоровью) как это происходит при взысканиях первой очереди, но вряд ли допустимо законодательно устанавливать приоритеты для взыскателя – государства, его органов и фондов. Заметим, что создание или реформирование созданной службы принудительного исполнения в РФ должно проходить в строгом соответствии с конституционными положения страны, в частности, устанавливающими разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Регулирование вопросов службы принудительного исполнения должно производиться в рамках другой отрасли – административного права, точнее, его подотрасли – служебного права. Это позволит подходить к анализу деятельности службы судебных приставов с позиции основных положений государственной службы Российской Федерации, по крайней мере, до тех пор, пока законодатель не решится на введение в исполнительное производство частного элемента. В связи с этим невозможно не отметить условность прилагательного «судебный» по отношению к приставам-исполнителям и более последовательное с точки зрения конституционных норм о разделении властей наименование «государственный исполнитель» или «государственный пристав-исполнитель». Будет целесообразно отказаться от применения прилагательного «судебный» к приставам-исполнителям, так как после реформы исполнительного производства 1997 года приставы в России не состоят при судах, исполняют не только судебные акты, а потому применение в отношении их прилагательного «судебный» вряд ли может быть чем то оправдано. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|