Реформа избирательного законодательства |
Реформа избирательного законодательства в России: проблемы и перспективыАнисимоваН.И.
Избирательное законодательство России находится сегодня на этапе реформирования. Реформа нормативной базы избирательного процесса, как и любая законодательная реформа, имеет значимые последствия для развития всей системы российского права. 1. Первым этапом реформы стало обновление законодательства о выборах в 2002-2003 гг. В новой редакции были приняты Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»1. Вышеназванные акты внесли ряд существенных изменений в избирательную систему России. В Федеральном законе 2002 г. право на выдвижение кандидатов было ограничено по субъектному составу: осталось только самовыдвижение или выдвижение избирательным объединением/блоком. Основания для регистрации были дополнены избирательным залогом на выборах всех уровней, четко установлен его размер. Уменьшилось количество оснований для отказа в регистрации/отмены регистрации кандидатов и избирательных объединений/блоков. Была предпринята очередная попытка отделить информирование от предвыборной агитации и усилить ответственность за правонарушения в этой сфере. Представляется, что не все эти изменения являются удачными. Прежде всего, о выдвижении кандидатов. Согласно части 1 статьи 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Выборы, наряду с референдумом, являются «высшим непосредственным выражением власти народа»2. Лишение граждан России права выдвигать кандидатуры на выборные должности в качестве своих представителей, на наш взгляд, не в полной мере соответствует принципу демократии. Объявление: Во-вторых, представляется, что допущение избирательного залога на выборах всех уровней является несколько чрезмерным. Замена подписей залогом не вполне соответствует смыслу местного самоуправления. Следует ограничить применение избирательного залога на муниципальных выборах с целью обеспечения реальной поддержки кандидатов избирателями. В-третьих, Федеральный закон «Об основных гарантиях...» не решил проблемы разграничения информирования и предвыборной агитации, поскольку пошел по ложному пути - пути определения данных понятий через перечисление способов осуществления такой деятельности. Практика выборов 2003-2004 гг. показала, что законодательные дефиниции в данной сфере стали безуспешными. Представляется, что следует отделить информирование от предвыборной агитации по субъектам и содержательным характеристикам. Наконец, было введено правило, согласно которому половина общего объема бесплатного агитационного эфирного времени отводится для проведения совместных агитационных мероприятий кандидатов и партий: дебатов, дискуссий и т.п. Однако кандидаты и партии были наделены абсолютным правом отказаться от участия в таком мероприятии за 5 дней до выхода в эфир. Между тем абсолютизация этой возможности является недопустимой. На наш взгляд, следует ограничить возможность отказа от публичных дискуссий для избирательных объединений и блоков, выдвинувших кандидатов в списках. Таким образом, Федеральный закон «Об основных гарантиях...» не решил всех проблем в сфере правового регулирования избирательных отношений. Более того, он создал новые проблемы. Данное положение усугубляется тем, что новые редакции законов «О выборах Президента...» и «О выборах депутатов Государственной Думы...» во многом лишь воспроизвели правила, закрепленные в Конституции и Федеральном законе 2002 г. Такое положение вещей нельзя признать удовлетворительным. Федеральный закон «Об основных гарантиях...» фактически стал кодексообразующим. Возможно, вышеназванные законы следовало бы объединить в один, создав Избирательный кодекс Российской Федерации, в котором нашли бы свое отражение и общие, и специальные предписания избирательного законодательства. На уровне субъектов Российской Федерации в 2003-2004 гг. были обновлены региональные законы о выборах (например, Закон г. Москвы от 11 июня 2003 г. «Избирательный кодекс города Москвы»1). Однако и в региональном законодательстве остались содержательные «погрешности». Следует отметить недостаточную активность региональных законодателей в сфере, где затронуты их конституционные интересы.1 Многие избирательные акты субъектов РФ чисто механически воспроизвели положения федерального законодательства со всеми его ошибками и неточностями. Важное значение для регулирования избирательного процесса имеют и другие законы («О политических партиях» 2001 г., «О средствах массовой информации» 1993 г. и др.). Они призваны дополнить правила предвыборной борьбы и конкретизировать правовой статус ее участников, в связи с чем должны находиться в концептуальном соответствии с избирательным законодательством. 1 Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2003. - № 41; Тверская. - 2003. - 13, 19 августа. 1 С 2002 г. предусмотрена, например, возможность законом субъекта Российской Федерации устанавливать порядок голосования по почте. Этот институт мог бы шире внедряться в нашей стране и заменить собой досрочное голосование и голосование вне избирательного участка, - т.е. те способы голосования, где встречается чрезвычайно много злоупотреблений. Однако принятый недавно новый Уголовно-процессуальный ко-декс РФ 2001 г., например, не в полной мере соответствует Феде-ральным законам о выборах. Он не предусмотрел дополнительных гарантий для кандидатов в депутаты, главы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 447 УПК РФ). 2. В 2004 г. различными органами власти были выдвинуты и но-вые инициативы по реформированию российской избирательной системы. На федеральном уровне выборы в представительные органы государственной власти сейчас проводятся по смешанной систе-ме. Однако практика выборов последних лет показала, что в феде-ральный парламент большая часть кандидатов избирается от политических партий. В связи с этим в ходе реформы избирательного законодательства 2005 г. введена полностью пропорциональная система выборов в Государственную Думу РФ. На наш взгляд, введение пропорциональной избирательной системы на уровне Федерации вполне допустимо. Однако для обес-печения баланса представительства интересов населения в орга-нах государственной власти следует предусмотреть следующие институты: а) избрание от регионов Российской Федерации членов Совета б) сохранение смешанной избирательной системы на выборах Другим существенным изменением избирательной системы Рос-сии 2005 г. стало изменение порядка выборов глав регионов. Ру-ководители субъектов РФ будут избираться не непосредственно населением, а региональными парламентами по представлению Президента РФ. Когда законодательный орган субъекта Российской Федерации, избранный непосредственно населением, утверждает кандидатуру главы субъекта РФ, он тем самым становится высшим (по отноше-нию к главе региона) органом власти. Однако это компенсируется тем, что предлагает кандидатуру и контролирует весь процесс Пре-зидент Российской Федерации. Представляется, что этот контроль не должен, однако, быть абсолютным. Роспуск законодательного органа субъекта РФ даже после неоднократного неутверждения кандидатуры главы субъекта недопустим. 3. Сегодня российское государство предпринимает всяческие попытки обеспечить осуществление власти гражданами и оптимизировать избирательный процесс в России. Однако одних государственных усилий в этом направлении явно недостаточно. Представляется, что без реальных действий политических партий, а также граждан поставленные цели вряд ли могут быть достигнуты. На современном этапе развития российской государственности требуется более активное участие народа в осуществлении государственной власти, формирование и развитие гражданского общества. Это поможет обеспечить не только эффективность избирательных процедур, но и позитивно повлияет на всё дальнейшее развитие России и ее отношений с другими странами. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|