Приказ Казанского дворца |
Приказ Казанского дворца: опыт имперского управленияГалеева Л.И. В настоящее время историческо-правовые дисциплины, ставящие предметом своего изучения историю государства и права России, переживают период теоретического переосмысления. Нередко устоявшиеся взгляды подвергаются пересмотру, получают дополнительную аргументацию, подвергаются современной интерпретации и встраиваются в новые концептуальные представления. Сегодня, например, корректируется не только точка отсчета российской государственности (в качестве таковой предлагается формирование российского централизованного государства на основе Московского государства), но и делаются попытки изучения этапов становления российского имперского управления. В данном контексте может быть переосмыслена и проблема становления и развития приказной системы управления в России. На первый взгляд, история приказной системы является достаточно изученной темой, в которой подробно представлены основные этапы становления приказов, их полномочия и особенности функционирования. Тем не менее обращение к истории отдельных приказов может стать источником нового взгляда на формирование системы имперского управления в России. Яркой иллюстрацией данной мысли является история Приказа Казанского дворца. Создание и функционирование этого органа можно рассматривать как первый удачный опыт Российской империи по формированию территориальных органов управления. Приказ Казанского дворца ведал территорией, присоединенной к России после завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, и существовал вплоть до проведения территориально-административных преобразований в Российской империи и создания Казанской губернии в 1708 году. Время создания приказа Казанского дворца исследователи относят к концу 50-х - началу 60-х гг. XYI в.5, рассматривая его как закономерное продолжение и одновременно как трансформацию наместнической власти казанского воеводы, «посаженного» в Казань сразу же после ее взятия в 1552 г. Объявление: Деятельность приказа Казанского дворца, его функции и компетенция достаточно хорошо изучены историками6, несмотря на ограниченный источниковедческий пласт, обусловленный фактом гибели значительной части документов приказа в период пожаров в Москве и Казани в конце XYI - первой половине XYII вв. Очевидно, что первоочередными задачами деятельности приказа стала русская колонизация края и попытка преобразования потенциала местного населения в служилый элемент формирующейся империи. И именно концепция формирования единого служилого сословия, по всей видимости, являлась основой национальной политики российских императоров в XYIII веке. В силу условий создания и определенной политической новизны приказ Казанского дворца имел ряд особенностей в своем функционировании. С самого начала он (в отличие от других ведомственных приказов) становится территориальным органом, обладающим всей полнотой административной, финансовой и судебнойвласти7. По мнению исследователей, ни один из областных приказов (четей) по полноте своей компетенции не мог сравниться с Казанским дворцом. Несмотря на то, что приказ решал преимущественно злободневные социально-экономические задачи, его роль в формировании национальной политики очевидна, поскольку залогом эффективности управления краем являлась политическая толерантность местного населения. По замечанию Андреаса Каппелера, после присоединения Астраханского ханства обозначилась гибкая, прагматичная политическая линия, ставшая образцом всей русской «национальной политики» дореформенной эпохи, базировавшаяся на сотрудничестве с лояльными нерусскими элитами и на прочно гарантированном статус-кво8. Таким образом, эпоха, условия и обстоятельства создания данного приказа являются ключевыми для становления российского государства, впервые столкнувшегося с проблемой инкорпорации в свой состав территории, отличающейся этноконфессиональным многообразием. Именно с этого момента государство вынуждено было формировать новую государственную идеологию в сфере управления. В советской историографии период присоединения татарских ханств характеризовался как время наибольшей централизации власти в российском государстве и связывался главным образом с проведением оборонительной политики на восточном направлении. По мнению исследователя сословно-представительной монархии в России Гальперина Г.Б., изменение государственного устройства России по времени совпало с завершением борьбы с Казанским ханством, когда потребности самообороны ускорили процесс образования централизованного государства в России, а успехи централизации в свою очередь, обеспечили русскому государству победу над Казанским ханством9. Следует признать, что подобный взгляд значительно сужает понимание политической значимости присодинения Казанского ханства, ставшего отправной точкой в изменении статуса русского государства и превращения его в Российскую империю. Более того, вопрос об оборонительной тактике русского государства в период покорения Казанского ханства также является дискуссионным. Для московских царей борьба за Казанское ханство была политически обоснованной (не случайно Иван Грозный сохранил в своем титуле имя «царь Болгарский») и являлась закономерным предъявлением территориальных и идеологических претензий на наследие Золотой Орды. Следовательно, опыт создания и наполнения компетенции приказа Казанского дворца обширными функциями и задачами (что впоследствии проявилось в судьбе других территориальных приказов, например, Сибирского) явились отражением становления новой системы территориальных органов, призванных решать проблемы эффективного управления вновь присоединенными территориями. Таким образом, очевидно, что изучение Приказа Казанского дворца в контексте актуализирующейся истории Российской империи и ее институтов власти выходит за традиционные рамки рассмотрения приказов как органов преимущественно центрального управления XYII века. Приказ Казанского дворца являлся одновременно первым опытом формирования и институционализации национальной политики Российского государства. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|