Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Двухпалатный парламент





Двухпалатный парламент

К вопросу о двухпалатном парламенте

Гильметдинова З.М.

Вопрос о значении верхней палаты парламента - это вопрос не только теории и практики парламентской деятельности, но и вопрос постоянного и непрерывного развития демократии.

Еще в начале XIX века английский философ и юрист Иеремия Бентам в «Тактике законодательных собраний» раскрыл недостатки и преимущества парламента, имеющего двухпалатную структуру.

И. Бентам обратил внимание на следующие недостатки двухпа­латного парламента.

Во-первых, в парламенте, состоящем из двух палат, решение, принятое единогласно одной из палат, может быть отклонено дру­гой палатой, причем большинством даже в один голос. Таким образом меньшинство членов парламента одержит верх над большин­ством его членов.

Во-вторых, две разные по своему составу палаты стимулируют развитие двух различных направлений в деятельности парламента. Направление деятельности палаты, состоящей из представителей дворянства, будет иное, чем направление деятельности палаты, состоящее из представителей народа.

Объявление:

В-третьих, каждая палата парламента будет лишена части той информации, которую получил бы парламент, если бы он состоял из одной палаты. Трудно допустить, чтобы одни и те же доводы, отно­сящиеся к обсуждаемому вопросу, прозвучали бы с равной убеди­тельностью в обеих палатах. Аргументы, убедившие депутатов в одной палате, могут быть неизвестны в другой, причем автор пред­положения, серьезно изучивший предмет, о котором шла речь в одной палате, не имеет права участвовать в заседании палаты, где возражают против его предложения.

В-четвертых, две палаты парламента неминуемо замедляют ра­боту парламента.

В-пятых, в двухпалатном парламенте борьба между палатами неизбежна. «Два независимых собрания не могут долго существо­вать, чтобы не помериться силами»,- писал И. Бентам.10

Однако у двухпалатного парламента есть и некоторые преиму­щества.

Прежде всего, разделение парламента на две палаты помогает избежать поспешности и возможных в этом случае неожиданнос­тей в деятельности парламента.

Преимущество разделения парламента на две палаты - одна палата, состоящая из представителей привилегированных сосло­вий (дворянства, духовенства), другая палата, состоящая из пред­ставителей народа, заключается в том, что позиция привилегиро­ванных сословий по всем вопросам, решаемым парламентом, ста­новится открытой и доступной для всей нации. В однопалатном же парламенте представители привилегированных сословий, исполь­зуя скрытые способы влияния, могут добиться принятия парламен­том решения, противоречащего интересам подавляющего большинства нации, но при этом их действительная роль в принятии этого решения останется тайной для нации.

Парламент, состоящий из двух палат, при любом их составе пре­пятствует проведению реформ. Такой парламент обеспечивает не­зыблемость действующей конституции.11

Эти свойства парламента, имеющего двухпалатную структуру не теряют своей актуальности при определении функций парламен­та и его роли в политической жизни государства.

Большинство стран мира (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.) имеют двухпалатный парламент, но велико число и однопалатных парламентов (Китай, Индонезия, Турция, Да­ния, Финляндия, Израиль и т.д.).

Двухпалатные парламенты обычно присущи федеративным го­сударствам, в которых в верхней палате обеспечивается предста­вительство субъектов федераций. Во многих унитарных государ­ствах с двухпалатными парламентами верхние палаты связаны чаще всего с обеспечением представительства их территориаль­ных единиц.12

По мнению бывшего президента Федерального Совета Австрии Герберта Шамбека, двухпалатный парламент при всех изменениях форм правления - будь то монархия или республика, государствен­ного устройства - унитарное или федеративное государство, а так­же политической системы - авторитарная или демократическая, если не во всех, то во многих случаях оказывался консервативным и стабильным институтом.13

Благодаря двухпалатной парламентской системе, история ста­новится явью и призывает к ответственному мышлению, несмотря на требования современной политики. При сравнительном и крити­ческом анализе конституций становится очевидным, что развитие парламентских учреждений идет различными путями. Так, в Новой Зеландии в 1950 г., в Дании 1953 г., в Швеции в 1970 г., в Исландии в 1991 г. верхняя палата была упразднена, в то время как после так называемой «политической смены курса» в Центральной и Восточ­ной Европе посткоммунистические страны Польша (ст. 95 Конститу­ции Польши), Румынии (ст. 58 Конституции Румынии), Чехия (п. 2. Ст. 15 Конституции Чехии), Беларусь (ст. 90 Конституции Беларуси) сделали выбор в пользу двухпалатной системы.

Венгрия (параграф 19 Конституции Венгрии), Болгария (ст. 62. Конституция Болгарии), Украина (ст. 75 Конституции Украины) выс­казались за однопалатный парламент.

В Российской Федерации, в соответствии со ст. 95 Конституции РФ -двухпалатная структура парламента.

Совет Федерации - верхняя палата российского парламента, состоит из представителей субъектов Российской Федерации. Мо­дель Совета Федерации, введенная в 2000 г., коренным образом повлияла на восприятие членами палаты своей роли в качестве за­конодателей и представителей своих территорий. Эта реформа дала членам палаты возможность включаться в законодательный про­цесс на самых ранних стадиях и стимулировала их специализацию в отдельных сферах законодательства. Однако процедура назна­чения - избрания членов Совета Федерации порождает у них чув­ство нестабильности их положения. Их легко могут отозвать (и уже отзывали)14 те, кто их делегировал. Поэтому в своей деятельности депутаты обязаны следовать пожеланиям и интересам губернато­ров и законодательных собраний, которые их назначили, но они так­же обязаны учитывать и интересы страны в целом. В настоящее время обсуждается законопроект, принятие которого усложнило бы процедуру отзыва и конкретизировало условия, при которых он мо­жет быть осуществлен.

Однако действующий закон дает членам палаты весьма не за­щищенный мандат и ограничивает их возможности находить спо­собы реализации интересов своей территории на более отдаленную перспективу.

Следует заметить еще одну особенность Совета Федерации -это отсутствие в ней фракций. Регламент палаты не разрешает их создание. Как отмечает Т. Релингтон, члены Совета Федерации оп­равдывают эту особенность палаты тем, что не хотят, чтобы Совет Федерации дублировал Государственную Думу и чтобы его дея­тельность определялась игрой узко-партийных интересов, что партий­ный принцип в организации ее деятельности несовместим с их обя­занностями представителей регионов.15

Однако в зарубежных странах членам верхних палат разрешено состоять в политических партиях и создавать в палате партийные фракции и группы. Партии в них оказывают влияние на формирова­ние повестки дня, на ход дискуссий и принятие решений, а сами члены верхних палат находят возможным представлять как интере­сы своей территории, так и партийные интересы. Там, где верхние палаты формируются путем выборов, прямых или непрямых, партий­ная принадлежность отдельных депутатов в первую очередь дает избирателям информацию о политических симпатиях того или иного сенатора. Партийная принадлежность членов верхней палаты ска­зывается в их отношениях с нижней палатой. Сенаторы из партий, входящих в правящую коалицию, координируют свою политичес­кую линию, позицию на голосованиях с единомышленниками из нижней палаты, тем самым создают возможность публичного об­суждения вопросов. Таким же образом парламентарии одной пала­ты, принадлежащие к партиям меньшинства и оппозиционным парти­ям, имеют возможность пользоваться информацией и аргументами, выдвинутыми против правительственного курса их коллегами из другой палаты. Этим повышается качество парламентского контро­ля и обсуждение вопросов.16 Партийность, по мнению Т. Релингто-на, не осложняет работу второй палаты, но дает избирателям до­полнительную информацию и добавляет еще один элемент подот­четности депутатов избирателям, оставляя в то же время депутатам свободу отстаивать свою особую позицию, поскольку сохранение правительства у власти не зависит от дисциплинированной поддер­жки его предложений со стороны сенаторов.2Но в Совете Федерации все же имеются некоторые элементы многопартийности. Председатель палаты Сергей Миронов является руководителем Российской Партии жизни. Двое из четырех вице-спикеров являются членами партии «Единая Россия».18 Число чле­нов этой партии среди сенаторов неуклонно растет и составляет более 40 человек.19

Но по мере избрания законодательных органов субъектов на партийной основе, как того требует закон, члены Совета Федерации окажутся членами политических партий. Это в значительной мере повлияет на работу верхней палаты Федерального Собрания: партий­ные фракции начнут соперничать с комитетами, использовать пар­ламентскую трибуну для достижения своих партийных целей.

Формирование Совета Федерации на основании нового Закона вызывает недовольство как у общественности, так и у самих чле­нов Совета Федерации, и вероятность перехода к выборной систе­ме формирования верхней палаты российского парламента весьма вероятна, но это будет зависеть от партийной инфраструктуры, групп интересов и других различных факторов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >