Принципы организации местного самоуправления |
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: правовое обеспечение и правоприменительная работаЗарипов Ф.В. Одной из приоритетных задач государственного строительства в Российской Федерации является становление и развитие местного самоуправления. Выступая на XIII расширенной сессии Конгресса муниципальных образований Российской Федерации 11 ноября 2003 года, Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, что местный уровень власти - это самый короткий и самый прямой путь к решению насущных, жизненно важных для граждан проблем. И именно здесь необходима наиболее эффективная реализация конституционных принципов народовластия. Одним из этапов административной реформы стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Федеральныйзакон), предусматривающего проведение большого объема организационных, правовых и других мероприятий по реализации заложенных в нем положений в установленные им же сроки. Ключевые положения Федерального закона направлены, прежде всего, на изменение принципов территориальной организации местного самоуправления, что позволит создать единую систему местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации. Вместе с тем следует отметить, что Федеральный закон чрезмерно вторгается в полномочия субъектов Российской Федерации и самих муниципальных образований, создавая тем самым унитаристский подход к решению вопросов местного самоуправления. До настоящего времени поступают законодательные предложения субъектов Российской Федерации, направленные на пересмотр концепции Федерального закона и изменение его отдельных статей. Факт направления субъектами огромного числа поправок к закону красноречиво свидетельствует о том, что в Федеральном законе не учтены существующие реалии местного самоуправления. При разработке Федерального закона не была учтена специфика ряда субъектов Российской Федерации, в том числе и Республики Татарстан, в которых в административных районах были созданы местные органы государственной власти, а на уровне сельских и городских населенных пунктов осуществлялось местное самоуправление. Такой уровень местного самоуправления эффективно работал в Республике Татарстан, максимально приближая местное самоуправление к населению. Предложения о возврате к такой схеме поступают и сейчас. Так, проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подготовленным Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан, предполагается организация местного самоуправления по поселенческому типу и реализация тем самым принципа близости публичной власти к населению. Предлагаемая проектом территориальная организация местного самоуправления ориентирована на создание муниципальных образований в городских и сельских поселениях, а также во внутригородских муниципальных образованиях. При этом законопроект исходит из того, что на уровне административно-территориальных единиц, непосредственно входящих в состав территории субъектов Российской Федерации, следует ввести систему государственного управления, т.е. сохранить или воссоздать на этом уровне территориальные органы государственной власти. Часть 4 статьи 84 Федерального закона предусматривает осуществление на территориях-вновь образованных муниципальных образований -до 1 января 2006 года полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также и иными органами и должностными лицами, осуществляющими на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу Федерального закона, то есть в данном случае речь идет о местных органах государственной власти. Однако это не согласуется с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 8 которого устанавливает, что срок полномочий, на который избираются органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации, не может составлять более 5 лет, а изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов не допускается. По данному вопросу существует и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти. Необходимо остановиться еще на одном вопросе. Согласно части 4 статьи 35 Федерального закона, представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения, нормой представительства. Однако, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2002 года № 2-П в связи с жалобой гражданина М.М.Салямова, образуемые путем свободных выборов органы народного представительства должны формироваться исключительно на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Таким образом, механизм формирования представительного органа муниципального района из представителей поселений не является свободными выборами. Не согласуется с правовыми позициями, сформулированными Конституционным Судом, и неравное представительство населения в представительном органе муниципального района в случае его формирования из представителей поселений. Среди законодательных инициатив субъектов Российской Федерации имеются и такие, которые, предлагая иную концепцию, рас-ширяют полномочия субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления (Республика Башкортостан, Хабаровский край), а статья 6 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относит правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом. Неоднократно поступали законодательные инициативы об исключении из пункта 2 части 4 статьи 35 нормы о том, что при проведении муниципальных выборов в представительный орган муниципального района число депутатов от одного поселения не может превышать 2/5 от общего числа депутатов представительного органа муниципального района, так как, учитывая положение статьи 18 Феде-рального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о примерном равенстве одномандатных избирательных округов, можно сделать вывод о том, что для муниципальных районов при наличии поселений с числом избирателей более 42-44 процентов от общего числа избирателей соответствующего муниципального рай-она возможность проведения всенародного избрания депутатов представительного органа муниципального района исключается. Возникли сложности при образовании городских округов, поскольку действующая редакция пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона позволяет произвольно трактовать установление границ в раз-мерах территории административного района, что и произошло в Республике Татарстан. Кроме того, сроки, отведенные Федеральным законом для на-значения и проведения выборов в органы местного самоуправлния, тоже не согласуются между собой. Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 85 Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 марта 2005 года назначают дату выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований, а также обеспечивают проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 года. Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|