Сущность местного самоуправления |
Теоретико-правовой подход к определению сущности местного самоуправленияКрюкова О.Н. Одной из ключевых проблем становления современной местной власти является выработка научно обоснованного понятия местного самоуправления. В научной литературе пока не существует единого подхода к пониманию местного самоуправления, что является существенным препятствием к выработке теоретических и практических концепций самоорганизации граждан на различных уровнях публичной власти. Термин «местное самоуправление» в России появился во второй половине XIX века. Данное определение охватывало совместную деятельность общины по решению вопросов локального характера. В этом аспекте можно обратиться к определению местного самоуправления, которое разработал А. Васильчиков. Он понимал под самоуправлением «систему, возлагающую на местных обывателей все тягости управления с соответствующими правами». М.А. Курчинский полагал, что местное самоуправление есть заведование всеми местными нуждами самим обществом. Представления о местном самоуправлении как инициативной деятельности местного населения, связанной с удовлетворением собственных нужд, активно развивались в российской правовой мысли. При этом нередко подчеркивался управленческий характер этой деятельности. Так, Н.И.Лазаревский утверждал, что «самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления сданной местностью и ее населением». Как составную часть государственного управления местное самоуправление рассматривал и Н.М. Коркунов. Он разделял местные сообщества и общественные объединения. Это отличие состояло в том, что государство обязует граждан образовывать местные сообщества, определяет их устройство, указывает виды деятельности, чего нет в отношении общественных сообществ. Кроме того, на местные сообщества государство возлагает выполнение своих задач. Местные сообщества входят в состав государства, подчинены ему, однако их взаимоотношения основываются не на юридическом разграничении взаимных прав и обязанностей: их самостоятельность выражается в том, что они имеют собственные права. Подчиненное положение органов местного сообщества вышестоящим административным органам должно сочетаться, по мнению Н.М. Коркунова, с самостоятельностью местных сообществ в решении определенных вопросов. Той же точки зрения придерживался Б.Н. Чичерин, отмечавший, с одной стороны, самостоятельность местных сообществ, а с другой - иерархический порядок государственного управления, развивающийся от центра к местам. Понимание местного самоуправления как подсистемы государственного самоуправления выразил советский ученый Л. Велихов, определив местное самоуправление как государственное управление каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения. Объявление: В современных условиях существенно изменились подходы к изучению местного самоуправления. Большое внимание уделяется не столько государственной принадлежности этого института, сколько самоорганизации граждан на местах. Так, В.И. Фадеев полагает, что местное самоуправление - это «система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всехжителей данной территории». М.И. Пискотин определяет местное самоуправление как «самоуправление граждан, населения сел, городов, поселков. Ими управляет ни кто-то сверху, а они сами управляют местными делами». Подобная концепция местного самоуправления получила современное законодательное закрепление в Конституции РФ. Согласно ей, местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений. Местное самоуправление - институт глубоко демократичный, поскольку оно приобщает граждан к участию в управлении делами общества и в значительной мере обеспечивает их политические права. Однако существует и другая, достаточно авторитетная, концепция сущности местного самоуправления - как вида публичной власти и формы ее осуществления, как территориальной организации публичной власти. Поскольку местное самоуправление в России отделено от государственной власти, оно не может быть вписано в структуру разделения государственной власти и отнесено к одной из ее ветвей; благодаря этому исключается двойственная природа органов местного самоуправления. Будучи самостоятельным видом публичной власти, местное самоуправление строится на собственных принципах разграничения правотворческих и исполнительных функций между органами. Данной точки зрения придерживается С.А. Авакьян. Он критикует конституционный подход к местному самоуправлению как неперспективный, говоря о том, что Конституция исходит из общественного определения этого института. Авакьян отмечает, что местное самоуправление - это территориальное управление. А управлять территорией, не имея властных начал, невозможно. Вся концепция местного самоуправления, согласно Авакьяну, должна строиться на следующем постулате: федеральная государственная власть, государственная власть субъектов РФ и местное самоуправление - это лишь разные формы организации самоуправления народа. Анализируя различные подходы к определению сущности местного самоуправления, можно предложить диалектическое сочетание демократических и властных начал местного самоуправления, установить его двоякую природу. Местное самоуправление является формой народовластия, обеспечивающей защиту совместных интересов граждан, проистекающих из проживания на определенной локальной территории, из необходимости и неизбежности взаимодействия жителей этой территории. Таким образом, местное самоуправление - это немаловажный институт гражданского общества. Однако местное самоуправление - это нечто большее, чем организация, обеспечивающая основные услуги населению. Осуществляя предоставленное им право, жители муниципальных образований делают местный демократический выбор. Через участие в местной политике граждане реализуются как полноценные личности, обеспечивающие механизмы самоуправления и самоорганизации местной власти. Свойство самоорганизации таит в себе большую социальную энергию, которая, если ею правильно распорядиться, может стать ресурсом для развития государства. С другой стороны, местное самоуправление - это еще и разновидность публичной власти. Можно сказать, что местное самоуправление есть подзаконная система власти, которая функционирует в рамках законодательного поля, формируемого государством. На этом уровне принимаются властные решения в пределах функций, определенных законом. Местное самоуправление - одна из основ конституционного устройства государства. Определяя сущность местного самоуправления, предлагаем обратить внимание на следующие положения. Во-первых, местное самоуправление-это уровень власти, наиболее приближенный к населению, к конкретным людям и их проблемам. Во-вторых, местное самоуправление развивает в гражданах самодеятельность, энергию, предприимчивость и ведет к высокому развитию общественных сил. В-третьих, общественная жизнь при наличии местного самоуправления распространяется по всему государству и не сосредотачивается искусственно в центре. В-четвертых, местное самоуправление связывает государственные и общественные интересы. В-пятых, местное самоуправление предоставляет населению действительную возможность самоорганизации и самоуправления, осуществления публичной власти. В-шестых, местное самоуправление не только признается, его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные, экономические. Наличие местного самоуправления подразумевает, что в стране, наряду с интересами личности и интересами государства признаются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы - интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|