Организация законодательных органов |
Современные проблемы организации законодательных органов субъектов Российской Федерации в условиях реформы порядка их формированияКурманов М.М. В рамках данного выступления полагаю необходимым рассмотреть ряд вопросов, связанных с проблемой реализации инициатив Президента РФ В.В. Путина по реформированию организации органов государственной власти субъектов РФ. Предлагается избирать депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (далее - законодательный орган субъекта РФ) только по пропорциональной системе. В связи с этим представляет научный интерес и имеет непосредственное практическое значение регламентирование деятельности фракций в законодательном органе субъекта РФ и их связи с избирателями. Как известно, избрание депутатов законодательных органов субъектов РФ по пропорциональной системе в полном составе возможно и по действующему законодательству. Так, Федеральным законом от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливается норма: «Не менее половины депутатских мандатов в законодательном органе субъекта РФ либо в одной из его палат распределяется между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов». Данная норма позволяет субъектам РФ устанавливать своим законом и верхний предел депутатских мандатов, распределяемых пропорционально числу голосов, то есть предусмотреть избрание по пропорциональной системе всего состава депутатов законодательного органа субъекта РФ. Соответствует ли Конституции РФ данный порядок формирования законодательного органа субъекта РФ? Мы согласны с мнением С.Белова, который полагает: «В случае избрания всего законодательного органа пропорциональным голосованием гражданин может выдвинуть свою кандидатуру только в составе партийного списка, то есть реализация его конституционного права ставится в зависимость от решения, а часто и от членства в общественном объединении, что прямо противоречит статье 19 Конституции РФ»24. Выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляется на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации» (ст.22 ФЗот 11 июля 2001г.). Объявление: Данный порядок, на наш взгляд, имеет недостатки. Во-первых, политические партии лишены права участия в выборах, в том числе и на выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам в случае отсутствия регионального отделения партии. Во-вторых, выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляется только на съезде политической партии. Как воспользовались субъекты РФ представленной возможностью? Анализ положений конституций (уставов) субъектов РФ позволяет сделать вывод: законодательные органы практически всех субъектов РФ формируются с соблюдением следующей пропорции: половина депутатов-по одномандатным избирательным округам, а вторая - пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов (республики Мордовия, Татарстан, Удмуртская Республика, Московская, Нижегородская, Ульяновская области и др.). Данная пропорция касается выборов депутатов, проводимых после 1 июля 2003 года. Необходимо отметить, что большинство субъектов РФ (где выборы депутатов проведены до 1 июля 2003 года) в связи с инициативой Президента РФ так и не смогут претворить в жизнь данную норму, то есть принятые свои законы. Законом субъекта РФ может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. При этом минимальный процент должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Законами субъектов РФ установлены различные проценты. Например, в Республике Татарстан - 7 процентов, в Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Нижегородской, Ульяновской областях - 5 процентов, в Московской области - 4 процента. На наш взгляд, этот минимальный процент должен быть установлен федеральным законодательством. Представим, что выборы в законодательные органы субъектов РФ состоялись по измененному законодательству. Возникнет необходимость закрепления прав, обязанностей фракций в регламентах законодательных органов субъектов РФ. Следует обратить внимание на то, что в законодательных органах субъектов РФ отсутствует опыт деятельности фракций. Конечно, законодатели субъектов могут обратиться к Регламенту Государственной Думы РФ и обобщить практику работы Государственной Думы РФ по регулированию деятельности фракций и закрепить аналогичные положения в пределах своих полномочий. Но и Регламент Государственной Думы не регулирует данные правоотношения в полном объеме, так как Государственная Дума РФ избирается также как по пропорциональной, так и по мажоритарной системе. Если обратиться копыту зарубежных стран, то правовое регулирование статуса партийных фракций осуществляется либо специальным законом (Швейцария), либо обычаями, прецедентами и писаными нормами (США). В соответствии со сложившейся практикой деятельности зарубежных парламентов, основой официального признания депутатских объединений чаще всего являются: 1) степень признания законодательством права депутатов на создание внутри палат (парламента) объединений по признаку партийной принадлежности; 2) минимальный количественный состав депутатов, принадлежащих к одной партии, как необходимое условие для образования такого объединения. В настоящее время в законодательном органе субъекта РФ фракция в первую очередь должна пройти регистрацию, причем уведомительную. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшее в законодательный орган субъекта РФ по единому избирательному округу субъекта РФ, а также из депутатов законодательного органа субъекта РФ, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации, на наш взгляд, независимо от числа ее членов. В будущем данный порядок регистрации фракции должен сохраниться. Деятельность фракции в законодательном органе субъекта РФ должна быть гарантирована. При установлении гарантий необходимо исходить из того, что фракции осуществляют свои функции в рамках полномочий законодательного органа субъекта РФ. Вызывает озабоченность ситуация, когда одна фракция или несколько солидарных фракций могут иметь большинство от установленного числа депутатов законодательного органа. Здесь уместно вспомнить, что закон субъекта РФ принимается большинством голосов от установленного числа депутатов, а постановление - большинством голосов от избранного числа депутатов (ст.7 ФЗ от 6 октября 1999 г.). Представляется, что в этом случае остальные депутаты будут присутствовать только для кворума. Поэтому, на наш взгляд, надо закреплять гарантии деятельности и малочисленных фракций в законодательном органе субъекта РФ. Заслуживает поддержки в связи с этим суждение Т.А. Анчутки-ной: «..чрезвычайно важно выделить оппозицию как политическое явление, как одну из характерных черт правового государства, как элемент демократии, определив основные принципы, обеспечивающие возможность оппозиционной деятельности в России, и установив законодательные рамки такой деятельности»25. Предлагаемые изменения коснутся в первую очередь деятельности депутатов, входящих во фракцию, особенно в процессе выражения воли и законных интересов избирателей. Здесь уместно привести мнение В.В.Лапаевой: «Депутаты ... должны выражать интересы всего народа, а не отдельных политических партий»26. При этом не надо забывать о том, что депутаты должны выражать не узкогрупповые интересы верхушки партии, а интересы избирателей, за них проголосовавших. Ведь партии в парламенте-это выразители интересов населения, которое делегирует им свое право руководить общими делами государства путем принятия законов27. Но возможно ли это? В Федеральном законе от 21 июля 2001 года оговаривается: «Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы РФ, депутатов иных законодательных органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей». Это означает, что депутат связан решениями партии при исполнении своих депутатских обязанностей. Получается такая картина. Например, встретился депутат, входящий во фракцию, с избирателями. Ему предложили внести проект закона по вопросам, затрагивающим интересы избирателей. Депутат согласен с пожеланиями избирателей. Депутат обращается к фракции. Фракция отклоняет данное предложение. Как быть в данной ситуации с интересами избирателей? Кстати, депутаты, избранные по пропорциональной системе, на наш взгляд (об этом я заявляю как депутат, имеющий 15-летний опыт депутатской деятельности и трижды избранный по одному и тому же избирательному округу), имеют преимущество перед депутатами, избранными по территориальным избирательным округам. Им не надо ежемесячно вести прием в одном и том же округе и сталкиваться с одной и той же проблемой избирателей многократно. Им не надо отчитываться о своей деятельности перед своими избирателями в избирательном округе. Им не надо заботиться о том, что на предстоящих выборах надо снова предстать перед своими избирателями. Им не надо даже приходить на заседания. Можно привести в пример голосование депутатов Государственной Думы РФ, когда один депутат от фракции нажимает кнопки, то есть голосует за нескольких отсутствующих депутатов28. Надеемся, что предлагаемые выводы и практические рекомендации получат признание и поддержку со стороны федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и будут реализованы на практике. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|