Проблемы правореализации |
О некоторых проблемах правореализацииЛитвишко О.В. Формирование правового государства предполагает уважение к закону, праву, строгое соблюдение юридических норм. В данной связи теоретические проблемы правореализации приобретают особую практическую значимость. Необходим анализ правореализую-щей деятельности в самых разных аспектах, ибо путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов. Еще в период перестройки одной из центральных проблем, с которой столкнулось общество, - была проблема развития демократии в сочетании с соблюдением законности и дисциплины. Это значит, что, сколько бы ни были радикальны перемены в экономической, политической, социальной и других сферах, они должны осуществляться лишь при одобрении законодательной власти. Вместе с тем правовой практике были присущи правовой нигилизм, декларативность многих законодательных установлений. Без преодоления указанных недостатков построение правового государства невозможно. Реализация права-это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику. При этом конкретные средства реализации права различны: они зависят, прежде всего, от того, в какой именно области общественных отношений применяются нормы, от того, каков характер регулирования и от того, кто применяет норму (граждане или правоприменяющие субъекты). Конкретные пути правоприменения рассматриваются в отраслевых дисциплинах: реализация уголовных норм отличается от реализации цивилистических норм, а их обоих - от реализации норм процессуальных. На уровне общей теории реализация норм должна рассматриваться, прежде всего, как поведение людей1. Объявление: Важнейшая и, более того, ключевая проблема правореализации - отношение людей к правовым нормам. Здесь можно говорить о трех вариантах. Первый - когда граждане одобряют, поддерживают норму и охотно претворяют ее в жизнь. Второй - когда граждане относятся к норме безразлично: норма - сама по себе, а поведение граждан - само по себе. Норма не проводится в жизнь, но и не нарушается. Третий, самый неблагоприятный - когда граждане настроены против нормы, они активно противостоят, а подчас и нарушают ее. В подобных ситуациях невыполнение нормы влечет за собой ответственность. За этими вариантами скрыта проблема поддержки гражданами закона, проблема легитимности закона, закона правового и неправового. Какдобиться реализации законов, их поддержки людьми, их легитимности? Легитимны могут быть только законы, воплощающие основные начала права: социальное согласие, общественный компромисс, проводящие идеи социальной справедливости. Только изменив представления о праве и содержании законов, можно ждать того, что законы будут правовыми и получат поддержку людей, обретут легитимность. Легитимным можно и нужно считать закон, обеспечивающий интересы большинства. Это очень важный, принципиальный момент. Легитимность и большинство неразрывны. Вот почему общий уровень политической и правовой культуры людей влияет на легитимность закона в наименьшей степени, чем содержание самого закона. Возможно, сточки зрения юридической науки, закон удовлетворяет самым высоким правовым требованиям, но в большинстве общество его не воспринимает. В этом смысле правовой характер закона обуславливается общим уровнем правосознания. Вот почему движение к правовому государству, к правовым законам должно идти как по линии повышения качества законов и профессионализма законодателей, так и по линии повышения общей политической и правовой культуры общества. Достижение легитимности, реализуемости закона возможно по мере сочетания общих линий развития. Таким образом, сочетание содержания закона, его правового характера, с одной стороны, и легитимности закона, его поддержки людьми - с другой, противоречиво. Закон, отвечающий высоким требованиям права, может не поддерживаться большинством, которое само эти требования не разделяет. Правовой закон может быть не легитимен. И наоборот, те идеи, которые поддерживает большинство, сплошь и рядом оказываются не правовыми. Когда подобные идеи возводятся в закон и большинство людей этот закон поддерживает, мы имеем дело с легитимным законом, но не правовым. Противоречие это естественное, оно отражает дифференциацию общества, противоречащую природе демократии. Можно думать, что окончательного решения проблема не получит и в обозримом будущем, во всяком случае до тех пор, пока мы будем исповедовать принцип, согласно которому «большинство всегда право». Но и отказаться от данного принципа нельзя, ибо это - один из устоев демократии. Главной задачей здесь является постепенное сближение крайностей, повышение общей правовой культуры населения и профессионализма законодателя. Еще одной из проблем правореализации, привлекающей внимание отечественных ученых-юристов1, является эффективность правового воздействия. За последнее время заметно снизился уровень эффективности воздействия правовых норм и правового регулирования в целом. Анализ факторов, способствующих снижению уровня эффективности правового воздействия, показывает, что они носят как объективный, так и субъективный характер. Так, к объективным можно отнести процесс форсированного перехода общества от одной системы социально-экономических и политических отношений кдругой. Следует подчеркнуть: не просто процесс перехода, а именно форсированный, радикальный, сопряженный с разрушением ряда жизнеспособных социальных организмов и институтов. К субъективным факторам и причинам можно отнести непродуманность, отсутствие научного подхода, субъективизм и волюнтаризм в государственном строительстве, формировании новой правовой системы. Печальный опыт экспериментов, реформ не мог не сказаться на снижении эффективности воздействия юридических средств, на ослаблении реализации государственными и правоохранительными органами функции правопорядка. Итак, эффективность правовой нормы определяется тем, насколько ее реализация способствует достижению целей, поставленных перед правовым регулированием1. Иными словами, принимая ту или иную норму, законодатель рассчитывает на достижение определенной цели, на изменение, развитие, стабилизацию или свертывание определенных общественных отношений. При этом цель выступает первым и исходным фактором, детерминирующим процесс правового воздействия. Между тем намеченную цель удается достичь далеко не всегда, так как цель - это идеальный образ, субъективная форма будущей действительности, в том числе будущей нормы права. Конкретный результат реализации норм может не совпасть с намеченной законодателем целью. Соотношение между намеченной целью и полученным результатом понимается как эффективность нормы. Следует отказаться от представлений о заранее предопределенной эффективности норм. Более того, даже предвидеть заранее эффективность или неэффективность норм практически невозможно. Это выявляется только входе их реализации. Приняты, например, законы о борьбе с организованной преступностью, в результате через определенное время организованная преступность снизилась, следовательно, законы эффективны. Или преступность не снизилась или даже возросла, следовательно, нормы оказались не эффективны. Для эффективной реализации цели необходимы соответствующие средства. В указанном смысле верно отмечал Гегель: цель есть «...всеобщее, руководящее, и мы обладаем средствами и орудиями, деятельность которых мы определяем соответственно этим целям»2. Благодаря средствам цель приобретает реальную, конкретную форму реализации, а, следовательно, и конкретную меру эффективности. При этом соотношение между целями и средствами носит диалектический характер. В ходе своего осуществления цель превращается в средство и продолжает свое действие в таком материализованном виде. Превращение цели в средство- необходимый этап на пути ее реализации. Вместе с тем, чем полнее цель воплощается в средствах, тем эффективнее ее правовое воздействие. Сама же диалектика перехода составляет существенный момент в познании критериев эффективности правового воздействия. Однако одного наличия цели и правовых средств при всей их ценностной ориентации недостаточно для достижения воли законодателя. Скажем, существует цель законодателя, которая предполагает общечеловеческие ценности и международное право в качестве приоритетных. Можно ли дать гарантию, что она будет реально достигнута? Такую гарантию дать нельзя. Об этом убедительно говорит судьба «Декларации прав и свобод человека», признанной в России международным правовым актом, который и должен выступать в качестве приоритетной цели в системе правового регулирования. На практике же мы видим иное. Она оказалась всего лишь декларацией, а не общеобязательным правовым актом прямого действия. Многие нормы текущего законодательства также не соответствуют «Декларации». Незащищенными оказались дети, женщины, пенсионеры, беженцы. Иными словами, неэффективность первоначальной цели законодателя очевидна. Это положение в немалой степени объясняется тем, что цель законодателя оказалась не опосредованной механизмом правореализации. Отсюда ясно, что развитие правовой системы, в том числе и правореализации, достижимо только в том случае, если она выступает в виде целостности составляющих ее элементов. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов ослабляет, разрушает право, вследствие чего оно утрачивает эффективность практического регулятора поведения людей. Реализация права-это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику. Динамичная правовая система представляет собой постоянное «воспроизводство» права, исторически непрекращающийся процесс правообразования и непрерывное, исключительно многообразное его осуществление в общественных отношениях, постоянно действующий процесс правореализации. Оба эти процессы связаны и проникают друг в друга. При первом пути правообразования, еще до принятия закона, существует и реализуется субъективное право, защищенное судебными актами - в процессе становления юридических норм вкраплены элементы правореализации. При втором пути правообразования субъективное право вкраплено в уже начавшийся процесс реализации юридических норм. В одном случае правообразование включает не только установление, но и какое-то субъективного права. В другом - правореализация включает продолжающийся процесс право-образования в условиях, когда объективное право уже начало осуществляться. Правообразование- предпосылка правореализации, в то время как социальные последствия последней образуют новые условия, вызывающие вновь правообразование. Право таково по природе, что требует своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Сказанное относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|