Развитие общества и государственности |
Развитие общества и государственности: политико-правовые аспектыМихайловы.В.
Анализ современной государственно-правовой действительности позволяет классифицировать две различные группы территориальных общностей. Первая-это территории, где фактически сложилось устойчивое и жизнеспособное гражданское общество, в его узком понимании, наряду с государством, которое тяготеет к правовому и, в принципе, может быть им названо. Другая же - в аналогичных временных рамках не вышла на эти рубежи. Таким образом, можно предположить, что общество и государственность развивались двумя различными путями: «типичным» и «атипичным». В качестве определенных факторов, влияющих на оба пути развития, можно выделить географическое расположение государственности, национально-культурные традиции, «суверенность» тех или иных народов, политико-правовую культуру населения, менталитет, а также поэтапно изменяющиеся структурные отношения между обществом и государством. «Атипичный» путь развития уникален, так как приводит кобразо-ванию гражданского общества, действующего на равных правах с «правовым» государством. Под гражданским обществом, в данном случае, нами понимается «общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, находящееся с государством в постоянном, противоречивом, диалектическом единстве и создающим совместно с ним развитые правовые отношения»29. Данная трактовка понятия гражданского общества далеко не единая и может быть оспорена, но для изучения типа динамики развития общества вполне приемлема. К признакам атипичного пути развития общества и государства можно отнести: • общество и государственность взаимодействуют и функционируют на равноправных началах; • структурные связи общества с государством позволяют ему (обществу) иметь реальные рычаги воздействия на государственно-правовые процессы; Объявление: • формулирование и определение высших ценностей производится самим обществом, ценности как бы созидаются им; • деятельность государственного механизма направлена на выполнение тех задач, которые поставлены перед ним непосредственно обществом; • существование гражданского общества и правового государства. судить хотя бы по позднейшей рефлексии западных исследователей, с изумлением констатировавших отсутствие в типичных обществах и государствах такого «краеугольного» элемента атипичного пути, как разработанное понятие свободной от государства частной собственности, прежде всего земельной2. Одной из главныххарак-теристик атипичного пути развития является то, что отделило его от типичного (универсального), - изменение отношений собственности, возникновение развитой системы частной собственности, легитимной юридически и социально-психологически, все более независимой от государства. В результате сложилась система, «где само государство - не повелитель, а инструмент в руках полиса, права гражданина, не подлежащие сомнению, - аксиома»3. Разумеется, и Греция, и Рим видели немало тиранов, насилия, произвольных конфискаций, но все это уже как поверхностные волны над мощным пластом укоренившихся частноправовых отношений. То, что в типичных государ-ственностях - естественное право, обязанность власти, здесь (в уникальных) - неслыханная тирания и произвол. В атипичных государственностях сложилась уникальная ситуация - общество в своем развитии стало опережать развитие государства. Возникла элита (в том числе наследственная), ощущавшая свою независимость от государства, «бывшая фундаментальной частью социальной системы, а не шестеренкой государственной машины»32. Да, сильное, жесткое государство может дать гарантию защиты прав собственности, защиты от других государств, от феодалов и т.д. Но платить за это приходится непомерно большую цену, ведь государство - слишком «сильный» защитник. И оно не защищает собственника от самого страшного врага, наиболее могущественного, всепроникающего - от аппарата государства. Общество должно было накопить сил для того, чтобы безбоязненно принять такого «защитника», как сильное государство. Общество с традициями (в том числе и правовыми), с развитой социальной дифференциацией, с глубоко укоренившимся убеждением в независимости человека и его собственности от воли государства с институтами, защищающими эту независимость, такое общество было внутренне готово не сломаться под тяжелой рукой государства, а, наоборот, использовать в интересах своего развития силу государственной машины. «Если государство, и только государство, делает собственность легитимной (дает ей законность, правовое основания), рынка не будет. Если легитимность собственности не зависит от государства, если она первична по отношению к государству, то тогда само государство будет работать на рынок, станет его инструментом»33. Атипичным обществам и государствам удалось найти самое эффективное в известной нам истории человечества решение главной задачи: оптимального соединения традиций и развития, что доказывает правомерность определения этого пути развития какуникального. В типичных государственностях реализуется «ригидность и жесткость системы, которая кроваво ломается и восстанавливается в прежнем виде»34. В атипичных- рост на базе традиций, рост, снимающий противоречия, позволяющий суммировать и материальные, и духовные итоги жизни предыдущих поколений. Атипичный путь развития государственности предполагает диалоговые отношения между государством и обществом в целом или с его субъектами, в том числе и по поводу принимаемых государственными органами решений. О наличии демократических отношений (какобязательного признака атипичного) можно говорить только тогда, когда отработаны механизмы этого диалога, такие, как «референдумы и плебисциты, разные формы согласительного процесса, общественная и независимая экспертиза принимаемых решений»35. Но для возникновения и развития разных форм политического диалога необходимо два важных условия. Первое условие - это готовность общества, как в плане его структурирования, так и в психологическом смысле (сюда же относится презумпция морального равенства партнеров в диалоге), второе-законодательное и процедурное обеспечение диалога между властью и обществом. Итак, «атипичное» в развитии общества и государственности следует трактовать как уникальный генезис взаимоотношений междуобществом и государством, основанными на равноправии и партнерстве, взаимном уважении и неукоснительном соблюдении правил этого взаимодействия, конечным итогом которого является незыблемое «вплетение в правовую ткань государственности» принципов правового государства и гражданского общества36. К иному типу развития, названному нами универсальным (или типичным), необходимо отнести государственности, которые в результате исторического развития общественно-государственных взаимоотношений не смогли синтезировать ни гражданское общество, ни правовое государство. Под «типичным» (от греч. typos -форма, образец) нами понимается «.. .нормальное, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира»37, следовательно, применительно к нашей теме, типичный путь развития общества и государства следует определить как возникновение, становление и развитие вертикальных и горизонтальных механизмов соотношения общества и государства, характеризующихся верховенством приемов и способов воздействия государства над обществом и структурной схемой «подчиненности» общественных интересов государственным, свойственных опредленным государственно-правовым ареалам прошлого и современности38 . К государствам данной группы мы с уверенностью можем отнести большинство мусульманских стран (Иран, ОАЭ, Ливан и др.), Россию, Китай, Монголию, Северную Корею, Белоруссию и некоторые другие государства, входившие ранее в СССР. В заключение отметим еще один существенный момент, относящийся к сравнительной характеристике обеих моделей государство-образования. Типичная (универсальная) модель показывает, что большинство народов развивали свою государственность именно по этой модели, но именно они канули в Лету еще на этапе рабов-ладельчества и раннего феодализма, не вступив на капиталистический путь развития, в основе которого - частная собственность, наемный труд, частное предпринимательство. И сегодня еще немало стран, для которых государственный способ производства-ведущий и единственный. Что же касается второй - атипичной (уникальной) - модели, то она, как уже говорилось, возникнув позже, оказалась тем не менее более прогрессивной и жизнеспособной. Не случайно, что и Китай, и Индия, и другие государства Востока, а также Россия начинают избирать именно эту модель развития. И, конечно, не случайно и то, что тот государственно-тоталитарный политико-правовой режим, который под идеологией коммунизма был на территории России, рухнул и не мог не рухнуть: история все ставит на свои места, показывает человечеству на основе печальных опытов пути нормального его развития к гражданскому обществу и правовому государству. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|