Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Нормативно-правовой акт





Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт: все ли так просто в этом понятии?

Муртазина Г.М.

Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отече­ственном правоведении и наиболее распространенной формой права.

Следует обратить внимание на то, что понятие «акт» употребля­ется в теории права в двояком смысле: акт как действие и акт как материальный носитель информации, как документ. Именно в пос­леднем смысле и обозначается нормативно- правовой акт как ис­точник права.

Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает множество актуальных научных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие находятся в стадии обсуждения.

Прежде всего, это касается самого понятия нормативно-право­вого акта.

Определения нормативного правового акта за прошедшее сто­летие не претерпели принципиальных изменений. Типичным являет­ся следующее: нормативный правовой акт-это письменный доку­мент, принятый управомоченным субъектом права (государствен­ным органом, органом местного самоуправления, институтами пря­мой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулиро­вание общественных отношений. Подчеркиваются его исключитель­ная, практически неоспоримая легитимность и защита со стороны государства.

Согласно «Юридической энциклопедии» под редакцией М.Ю. Тихомирова, нормативный акт - это официальный письменный до­кумент, принимаемый уполномоченным органом; он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности, от которой зависит их юридическая сила.

Объявление:

Это акты правотворчества, с помощью которых и благодаря ко­торым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.39

В настоящее время имеются не только научные, но и официаль­ные определения нормативного правового акта. Пленум Верховно­го Суда РФ сформулировал следующее определение: «Под нор­мативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной влас­ти, органа местного самоуправления или должностного лица, уста­навливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или пре­кратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом»40.

При всех своих достоинствах данное определение тоже не ли­шено недостатков, один из которых состоит в том, что не учтена возможность принятия нормативного акта в результате референду­ма или местного схода. Также здесь понятие «правовые нормы» дается через «правило поведения», однако только часть правовых норм представляет собой правила поведения, то есть описание не­обходимого, допустимого или запрещенного деяния.

Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» содержит такой вариант определения: «Нормативный правовой акт- письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний посто­янного или временного характера, рассчитанных на многократное применение».

При некоторых различиях приведенные определения имеют об­щие черты. Основополагающее свойство нормативных актов - их письменная, официальная форма. Источником, творцом норматив­ных правовых актов признаются органы государственной власти, реже- народ и органы местного самоуправления. Нормативная при­рода состоит в возможности их неоднократной реализации, всеоб­щности и общеобязательности.

Еще один немаловажный вопрос, связанный с определением нормативно-правового акта: почему нормативно-правовой, а не про­сто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие, которое и выделяет теория права.

Дело в том, что, наряду с нормами права (социальными прави­лами поведения), которые воплощают, содержат нормативно-пра­вовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового характера и значения, однако они также воплощены, закреплены в письмен­ной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в ко­торых определяются правила обращения с электротехникой, с бтовыми приборами (утюгом, электроплиткой и т.д.). Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат техни­ческие, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, со­держатся определенные технические требования к качеству про­дукции, с другой-устанавливается, что нарушение этих требова­ний строго запрещается, влечет ответственность по закону.

Иногда в юридической литературе вместо словосочетания «нор­мативно-правовой акт» употребляется все же понятие «норматив­ный акт», хотя в точном смысле оно имеет иное содержание. Сле­дует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозна­чать просто как правовой акт.

И здесь существует тонкое различие, исключительно важное для юридической практики. Это различие становится понятным из такого примера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы, так, например, и указание о применении мер от­ветственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например, приказ руководителя учреждения о наложе­нии дисциплинарного взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего трудового распорядка явля­ется правовым актом, так как имеет правовое значение. Этот при­каз является правовым, но не содержащим нормы права актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правопримени­тельный, а не как правосодержащий. Он такой же правовой, но не нормативно-правовой акт.

Таким образом, можно сформулировать определение норма­тивного правового акта - это письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направ­ленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное примене­ние, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии, издаваемый органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами (в порядке референду­ма) в пределах их компетенции и адресованный неперсонифици-рованному кругу субъектов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >