Нормативно-правовой акт |
Нормативно-правовой акт: все ли так просто в этом понятии?Муртазина Г.М. Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении и наиболее распространенной формой права. Следует обратить внимание на то, что понятие «акт» употребляется в теории права в двояком смысле: акт как действие и акт как материальный носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно- правовой акт как источник права. Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает множество актуальных научных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие находятся в стадии обсуждения. Прежде всего, это касается самого понятия нормативно-правового акта. Определения нормативного правового акта за прошедшее столетие не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее: нормативный правовой акт-это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Подчеркиваются его исключительная, практически неоспоримая легитимность и защита со стороны государства. Согласно «Юридической энциклопедии» под редакцией М.Ю. Тихомирова, нормативный акт - это официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом; он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности, от которой зависит их юридическая сила. Объявление: Это акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.39 В настоящее время имеются не только научные, но и официальные определения нормативного правового акта. Пленум Верховного Суда РФ сформулировал следующее определение: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом»40. При всех своих достоинствах данное определение тоже не лишено недостатков, один из которых состоит в том, что не учтена возможность принятия нормативного акта в результате референдума или местного схода. Также здесь понятие «правовые нормы» дается через «правило поведения», однако только часть правовых норм представляет собой правила поведения, то есть описание необходимого, допустимого или запрещенного деяния. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» содержит такой вариант определения: «Нормативный правовой акт- письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение». При некоторых различиях приведенные определения имеют общие черты. Основополагающее свойство нормативных актов - их письменная, официальная форма. Источником, творцом нормативных правовых актов признаются органы государственной власти, реже- народ и органы местного самоуправления. Нормативная природа состоит в возможности их неоднократной реализации, всеобщности и общеобязательности. Еще один немаловажный вопрос, связанный с определением нормативно-правового акта: почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие, которое и выделяет теория права. Дело в том, что, наряду с нормами права (социальными правилами поведения), которые воплощают, содержат нормативно-правовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового характера и значения, однако они также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бтовыми приборами (утюгом, электроплиткой и т.д.). Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к качеству продукции, с другой-устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону. Иногда в юридической литературе вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется все же понятие «нормативный акт», хотя в точном смысле оно имеет иное содержание. Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно важное для юридической практики. Это различие становится понятным из такого примера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы, так, например, и указание о применении мер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего трудового распорядка является правовым актом, так как имеет правовое значение. Этот приказ является правовым, но не содержащим нормы права актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный, а не как правосодержащий. Он такой же правовой, но не нормативно-правовой акт. Таким образом, можно сформулировать определение нормативного правового акта - это письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии, издаваемый органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами (в порядке референдума) в пределах их компетенции и адресованный неперсонифици-рованному кругу субъектов. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|