Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Политическая доктрина Павла I





Политическая доктрина Павла I

Концепция правовой реформы в политической доктрине императора Павла I

СкоробогатовА.В.

Павел I был первым российским императором, которого практи­чески с момента рождения стали готовить к наследованию престо­ла. Именно теоретическими и практическими потребностями и зна­ниями, необходимыми ему, как будущему монарху, определялись выбор предметов и методов обучения. Несмотря на широко рас­пространенное в историографии мнение о его недостаточной обра­зованности, он получил хорошее, разностороннее образование, рас­ширив его впоследствии путем чтения философской и политичес­кой литературы и практических наблюдений за функционированием российской и европейских государственных машин. Полученные знания позволили ему еще до вступления на престол разработать политико-правовую доктрину, основные положения которой опреде­лили характер его внутренней и внешней политики.

Целью политической доктрины Павла I было создание поли­цейского, бюрократического государства, существование кото­рого невозможно без четкой регламентации всех сторон жизни общества и государства. Это объективно ставило перед Павлом Петровичем проблему реформирования правовой системы Рос­сии. Реорганизацию права он считал одной из важнейших госу­дарственных задач41.

Смыслом этой реформы становилось уже не частичное решение разрозненных внутриполитических проблем, но единое общегосу­дарственное урегулирование всего правопорядка. В расстройстве правовой системы Павел Петрович видел еще одну основную при­чину государственных переворотов42.

С целью совершенствования системы права Павел Петрович предполагал провести кодификационную работу. В отличие от Ека­терины II, желавшей создать новое Уложение, т.е. осуществить ко­дификацию в полном смысле этого понятия, Павел Петрович более точно уловил потребность исторического момента. Его кодификаци­онные планы предусматривали скорее не кодификацию (упорядо­чивание норм права), а консолидацию (упорядочивание норматив­ных актов). По его мнению, требовалось, не принимая никаких но­вых законов, лишь соотнести уже действующие нормы с современ­ным «государственным внутренним положением», убрав противо­речия, т.е. систематизировать действующее право.

Объявление:

На первом месте среди источников права стоят «фундаменталь­ные законы», которые исполняют роль конституции, фиксируя пра­вовой статус государства и власти43. Отсутствие «фундаменталь­ных законов», по мнению Павла Петровича, низводило Россию на уровень азиатской державы44. Наиболее полно логика системы «фун­даментальных законов» раскрыта в произведениях Н.И. Панина, прежде всего, в «Рассуждениях о непременных государственных законах», составленных накануне его смерти в 1783 г. и передан­ных Павлу Петровичу45. Рассуждения эти типичны для XVIII в.: 1. Власть вручается государю единственно для блага народа. 2. Бла­го может дать абсолютно добродетельный государь. 3. Учитывая естественные для государя как человека слабости, достичь абсо­лютной добродетели немыслимо. Отсюда вытекает вывод: государь может достичь блага народа единственным путем - «постановя в государстве своем правила непреложные ... основанные на благе общем и которых не мог бы нарушить сам»46.

Первейшим «фундаментальным законом» выступает положение, что монарх является источником всякой государственной власти. Вторым «фундаментальным законом» был закон о престолонасле­дии по прямой мужской нисходящей линии47. В отсутствии такого закона он видел причину политической нестабильности в России XVIII в. и своего неустойчивого положения48.

Согласно политической доктрине цесаревича, законы - это та­кие государственные установления, которые не должны изменять­ся ни при каких условиях. В них должны выразиться фундамен­тальные принципы общественной и государственной организации49. Вторая часть законодательства - временные учреждения, т.е. акты подзаконного управления по текущим делам, которые могут при не­обходимости изменяться или вообще отменяться50.

Составленные в позитивном плане законы должны описывать конкретные правоотношения, избегая толкований и исключений51. Они должны быть рассчитаны на общедоступное понимание, со­ставлены по возможности просто, четко и конкретно в своих пред­писаниях и запрещениях. Закон не должен регулировать того, что не может быть оценено с точки зрения морали, в том числе дей­ствия. Принципы кодификационной программы, изложенной в поли­тической доктрине Павла Петровича в общих чертах, предполагали разрыв с традицией систематизации правовых норм и даже законо­творчества в целом в русском праве. Определяющим провозгла­шалось формально-законодательное переосмысление изначально существующей (и познанной законодателем) природы обществен­ных и государственных связей. Кодификационная схема, класси­фикация норм и т.д. должны были соответствовать «естественным» соподчинениям этих связей.

Принципы кодификационной программы Павла Петровича пред­полагали общее законодательное переосмысление природы обще­ственных и государственных связей в целом. Классификация законов и их система должны были отвечать естественным соподчине­ниям этих связей.

Создаваемый в ходе консолидации Свод законов должен был включить только законы. Однако как законы, так и указы подлежат непременному исполнению. Всякое проявление воли самодержав­ного монарха, выраженное в определенной форме, должно служить нормой, исполнение которой является обязанностью каждого вер­ноподданного52. По существу, Павел Петрович изложил идею пра­вовой регламентации самодержавия, которая в следующем столе­тии вылилась в формулу 47-й статьи «Основных законов Российс­кой империи». Согласно этой статье, Россия управлялась «на твер­дом основании положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих»53.

Вступив на престол, Павел I приступил к реализации правовой реформы, входе которой его взгляды претерпели некоторую транс­формацию под влиянием исторических условий и состояния пред­шествующего российского законодательства.

В числе указов, изданных им в день коронации и призванных стать «фундаментальными законами», были «Установление для ор­денов российских»54; Манифест о престолонаследии55, Уложение об императорской фамилии, Манифест «О трехдневной работе поме­щичьих крестьян в пользу помещика и о непринуждении крестьян к работе в воскресные дни».

Еще ранее Павел I преобразовал Уложенную Комиссию Екате­рины II, поставив в качестве основной цели не создание нового Уло­жения, а консолидацию предшествующих правовых актов. Указом от 16 декабря 1796 г. «Уложенной комиссии», возглавляемой гене­рал-прокурором, было поручено собрать из архивов все законы и составить из них три книги законов: уголовных, гражданских и ка­зенных дел. Сенату вменялось в обязанность утверждать эти книги к изданию56. Указом от 30 декабря 1796 г. Комиссия для сочинения проекта нового Уложения была переименована в Комиссию для со­ставления законов Российской империи57.

Составляемые Комиссией три книги должны были составить свод действующих законов. Распоряжения же по текущим делам он счи­тал подзаконными актами, хотя они также должны были строго ис­полняться. Всякое проявление воли самодержавного монарха, вы­раженное в определенной форме, служит правовой нормой, испол­нение которой является обязанностью подданного58.

К концу царствования Павла I Комиссия частично справилась со своей работой: практически была завершена работа над книгой граж­данских дел и составлены планы книг уголовных и казенных дел. В ходе работы над ними император был вынужден согласиться с мне­нием Комиссии, что при отсутствии нормативных актов по какой-либо проблеме необходимо создать новые, чтобы восполнить про­бел в праве59. Однако поскольку она не была еще полностью за­вершена, новый свод законов не был издан.

Таким образом, в политической доктрине Павла I содержался достаточно конкретный кодификационный план, направленный на консолидацию имеющихся правовых актов и создание Свода дей­ствующих законов, который он попытался претворить в жизнь. Фак­тически идеи Павла I и деятельность Комиссию для составления законов Российской империи заложили основы кодификационной работы в первой половине XIX в.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >