Политическая доктрина Павла I |
Концепция правовой реформы в политической доктрине императора Павла IСкоробогатовА.В. Павел I был первым российским императором, которого практически с момента рождения стали готовить к наследованию престола. Именно теоретическими и практическими потребностями и знаниями, необходимыми ему, как будущему монарху, определялись выбор предметов и методов обучения. Несмотря на широко распространенное в историографии мнение о его недостаточной образованности, он получил хорошее, разностороннее образование, расширив его впоследствии путем чтения философской и политической литературы и практических наблюдений за функционированием российской и европейских государственных машин. Полученные знания позволили ему еще до вступления на престол разработать политико-правовую доктрину, основные положения которой определили характер его внутренней и внешней политики. Целью политической доктрины Павла I было создание полицейского, бюрократического государства, существование которого невозможно без четкой регламентации всех сторон жизни общества и государства. Это объективно ставило перед Павлом Петровичем проблему реформирования правовой системы России. Реорганизацию права он считал одной из важнейших государственных задач41. Смыслом этой реформы становилось уже не частичное решение разрозненных внутриполитических проблем, но единое общегосударственное урегулирование всего правопорядка. В расстройстве правовой системы Павел Петрович видел еще одну основную причину государственных переворотов42. С целью совершенствования системы права Павел Петрович предполагал провести кодификационную работу. В отличие от Екатерины II, желавшей создать новое Уложение, т.е. осуществить кодификацию в полном смысле этого понятия, Павел Петрович более точно уловил потребность исторического момента. Его кодификационные планы предусматривали скорее не кодификацию (упорядочивание норм права), а консолидацию (упорядочивание нормативных актов). По его мнению, требовалось, не принимая никаких новых законов, лишь соотнести уже действующие нормы с современным «государственным внутренним положением», убрав противоречия, т.е. систематизировать действующее право. Объявление: На первом месте среди источников права стоят «фундаментальные законы», которые исполняют роль конституции, фиксируя правовой статус государства и власти43. Отсутствие «фундаментальных законов», по мнению Павла Петровича, низводило Россию на уровень азиатской державы44. Наиболее полно логика системы «фундаментальных законов» раскрыта в произведениях Н.И. Панина, прежде всего, в «Рассуждениях о непременных государственных законах», составленных накануне его смерти в 1783 г. и переданных Павлу Петровичу45. Рассуждения эти типичны для XVIII в.: 1. Власть вручается государю единственно для блага народа. 2. Благо может дать абсолютно добродетельный государь. 3. Учитывая естественные для государя как человека слабости, достичь абсолютной добродетели немыслимо. Отсюда вытекает вывод: государь может достичь блага народа единственным путем - «постановя в государстве своем правила непреложные ... основанные на благе общем и которых не мог бы нарушить сам»46. Первейшим «фундаментальным законом» выступает положение, что монарх является источником всякой государственной власти. Вторым «фундаментальным законом» был закон о престолонаследии по прямой мужской нисходящей линии47. В отсутствии такого закона он видел причину политической нестабильности в России XVIII в. и своего неустойчивого положения48. Согласно политической доктрине цесаревича, законы - это такие государственные установления, которые не должны изменяться ни при каких условиях. В них должны выразиться фундаментальные принципы общественной и государственной организации49. Вторая часть законодательства - временные учреждения, т.е. акты подзаконного управления по текущим делам, которые могут при необходимости изменяться или вообще отменяться50. Составленные в позитивном плане законы должны описывать конкретные правоотношения, избегая толкований и исключений51. Они должны быть рассчитаны на общедоступное понимание, составлены по возможности просто, четко и конкретно в своих предписаниях и запрещениях. Закон не должен регулировать того, что не может быть оценено с точки зрения морали, в том числе действия. Принципы кодификационной программы, изложенной в политической доктрине Павла Петровича в общих чертах, предполагали разрыв с традицией систематизации правовых норм и даже законотворчества в целом в русском праве. Определяющим провозглашалось формально-законодательное переосмысление изначально существующей (и познанной законодателем) природы общественных и государственных связей. Кодификационная схема, классификация норм и т.д. должны были соответствовать «естественным» соподчинениям этих связей. Принципы кодификационной программы Павла Петровича предполагали общее законодательное переосмысление природы общественных и государственных связей в целом. Классификация законов и их система должны были отвечать естественным соподчинениям этих связей. Создаваемый в ходе консолидации Свод законов должен был включить только законы. Однако как законы, так и указы подлежат непременному исполнению. Всякое проявление воли самодержавного монарха, выраженное в определенной форме, должно служить нормой, исполнение которой является обязанностью каждого верноподданного52. По существу, Павел Петрович изложил идею правовой регламентации самодержавия, которая в следующем столетии вылилась в формулу 47-й статьи «Основных законов Российской империи». Согласно этой статье, Россия управлялась «на твердом основании положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих»53. Вступив на престол, Павел I приступил к реализации правовой реформы, входе которой его взгляды претерпели некоторую трансформацию под влиянием исторических условий и состояния предшествующего российского законодательства. В числе указов, изданных им в день коронации и призванных стать «фундаментальными законами», были «Установление для орденов российских»54; Манифест о престолонаследии55, Уложение об императорской фамилии, Манифест «О трехдневной работе помещичьих крестьян в пользу помещика и о непринуждении крестьян к работе в воскресные дни». Еще ранее Павел I преобразовал Уложенную Комиссию Екатерины II, поставив в качестве основной цели не создание нового Уложения, а консолидацию предшествующих правовых актов. Указом от 16 декабря 1796 г. «Уложенной комиссии», возглавляемой генерал-прокурором, было поручено собрать из архивов все законы и составить из них три книги законов: уголовных, гражданских и казенных дел. Сенату вменялось в обязанность утверждать эти книги к изданию56. Указом от 30 декабря 1796 г. Комиссия для сочинения проекта нового Уложения была переименована в Комиссию для составления законов Российской империи57. Составляемые Комиссией три книги должны были составить свод действующих законов. Распоряжения же по текущим делам он считал подзаконными актами, хотя они также должны были строго исполняться. Всякое проявление воли самодержавного монарха, выраженное в определенной форме, служит правовой нормой, исполнение которой является обязанностью подданного58. К концу царствования Павла I Комиссия частично справилась со своей работой: практически была завершена работа над книгой гражданских дел и составлены планы книг уголовных и казенных дел. В ходе работы над ними император был вынужден согласиться с мнением Комиссии, что при отсутствии нормативных актов по какой-либо проблеме необходимо создать новые, чтобы восполнить пробел в праве59. Однако поскольку она не была еще полностью завершена, новый свод законов не был издан. Таким образом, в политической доктрине Павла I содержался достаточно конкретный кодификационный план, направленный на консолидацию имеющихся правовых актов и создание Свода действующих законов, который он попытался претворить в жизнь. Фактически идеи Павла I и деятельность Комиссию для составления законов Российской империи заложили основы кодификационной работы в первой половине XIX в. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|