Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Эффективное управление городом





Эффективное управление городом

Эффективное управление городом как необходимое условие формирования гражданского общества

Шайхулова Ф.Х.

В условиях перехода к рыночным отношениям одной из глав­ных целей проводимых экономических реформ является совершен­ствование управления. Формирование рыночных отношений связа­но с развитием новых форм хозяйствования, базирующихся на многообразии форм собственности. Это предполагает радикальные из­менения в хозяйственном механизме и методах регионального уп­равления, особенно на микроуровне.

Разрушение плановой системы хозяйства произошло довольно быстро. Однако рыночных систем управления в регионах пока еще не создано. Отсутствие достаточно четкого законодательного опре­деления всех видов управленческой деятельности, особенно в эко­номической сфере, снижает ответственность, инициативу и пред­приимчивость местных органов управления и в конечном счете от­рицательно сказывается на функционировании единого всероссий­ского хозяйственного комплекса.

Формирование рыночных отношений в отдельных муниципаль­ных образованиях-городах, муниципальных округах, городских и сельских районах и других населенных пунктах, имеющих своеоб­разные природно-экономические, исторические, национальные осо­бенности, требует взвешенного и продуманного подхода, осмысле­ния механизма функционирования различных форм собственности и управления.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема орга­низации управления городом в условиях рыночной экономики. Это связано с тем, что современный город - это сложная социально-экономическая и хозяйственная система, требующая комплексно­го подхода к решению своих задач.

Местное самоуправление, являясь уровнем публичной власти, по своей природе и сущности одновременно выступает и формой самоорганизации граждан. Оно является мощным катализатором создания гражданского общества, поскольку сознательное учас­тие граждан в выработке достойных условий жизни на определен­ной территории способствует формированию у них ответственности за решение местных проблем, тем самым повышает их общую со­циальную и гражданскую активность.

Объявление:

В связи с этим, критерием эффективности местного самоуправ­ления является максимум инициирования экономической активнос­ти населения для повышения его вклада в социально-экономичес­кое развитие страны. Критерием эффективности управления горо­дом является минимум социальной напряженности при ожидаемых финансовых ресурсах или максимум удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах при ожидаемых финансовых ресурсах и соблюдении хода социальных и экологических процессов в каждой части города в принятом диапазоне.

Понятно, что указанные критерии эффективности местного само­управления и управления городом могут быть практически реализо­ваны только при комплексном рассмотрении города как среды про­живания, как ядра системы расселения и как элемента хозяйствен­ного комплекса страны.

Одна из основных проблем, связанная с организацией эффек­тивного управления городом, - это подготовка кадров. В настоя­щее время речь должна идти о долговременной стратегии подго­товки работников местного самоуправления.

Исходя из этого, научные основы эффективного управления го­родом должны включать:

1. соотношение интересов жителя местного территориального сообщества, региона и России в целом;

2. сочетание экономического, экономико-географического, архитек­турно-градостроительного и кибернетического видения пространства;

3. взаимодействие территориального (географического) и отрас­левого (разделение труда, размещение производительных сил) раз­вития городов и систем расселения;

4. взаимодействие социально-экономической, архитектурно-градо­строительной, земельной и интегральной муниципальной политики;

5. взаимодействие исполнительной и представительной власти федерального, регионального и местного уровня;

6. информационную технологию взаимодействия «центра» и «мест» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

7. систему компьютерной поддержки управленческих решений муниципалитетов и стратегию ее создания.

Особенно важно добиться однозначной трактовки критериев эф­фективности местного самоуправления, управления городом.

При этом создание и реализация эффективного механизма уп­равления городской недвижимостью невозможно без развития му­ниципальных геоинформационных систем, которые являются со­временным инструментом управления инфраструктурой муници­пальных образований. Муниципальные геоинформационные сис­темы, формирующиеся путем интеграции ведомственных инфор­мационных подсистем субъектов земельно-имущественных отно­шений, составляют основу информационного обеспечения органов местного самоуправления по вопросам принятия управлен­ческих решений.

На сегодняшний день ведомственные информационные систе­мы содержат узко специализированную информацию, которая не дает возможности проведения интегральных оценок состояния дан­ной территории и позволяет решать только внутриведомственные задачи. Объединение разнородных информационных ресурсов в единую информационную систему позволит не только преодолеть ведомственную разобщенность и ограниченность видения проблем, но и минимизировать затраты средств и времени.

Создание и развитие муниципальных геоинформационных сис­тем, являющихся информационной основой местного самоуправ­ления, требует капитализации значительных денежных средств и поэтому не может быть решено только силами органов местного самоуправления за счет городских бюджетов. Необходимо обеспе­чение финансирования на уровне федеральных и региональных целевых программ, привлечение кредитных средств зарубежных финансовых институтов.

Таким образом, современный крупный город-это сложная соци­ально-экономическая и хозяйственная система, требующая комплек­сного подхода к решению своих задач. И искусство городского уп­равления заключается, в частности, в динамичном перераспределе­нии функций, прав и компетенций субъектов разных уровней.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >