Эффективное управление городом |
Эффективное управление городом как необходимое условие формирования гражданского обществаШайхулова Ф.Х. В условиях перехода к рыночным отношениям одной из главных целей проводимых экономических реформ является совершенствование управления. Формирование рыночных отношений связано с развитием новых форм хозяйствования, базирующихся на многообразии форм собственности. Это предполагает радикальные изменения в хозяйственном механизме и методах регионального управления, особенно на микроуровне. Разрушение плановой системы хозяйства произошло довольно быстро. Однако рыночных систем управления в регионах пока еще не создано. Отсутствие достаточно четкого законодательного определения всех видов управленческой деятельности, особенно в экономической сфере, снижает ответственность, инициативу и предприимчивость местных органов управления и в конечном счете отрицательно сказывается на функционировании единого всероссийского хозяйственного комплекса. Формирование рыночных отношений в отдельных муниципальных образованиях-городах, муниципальных округах, городских и сельских районах и других населенных пунктах, имеющих своеобразные природно-экономические, исторические, национальные особенности, требует взвешенного и продуманного подхода, осмысления механизма функционирования различных форм собственности и управления. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема организации управления городом в условиях рыночной экономики. Это связано с тем, что современный город - это сложная социально-экономическая и хозяйственная система, требующая комплексного подхода к решению своих задач. Местное самоуправление, являясь уровнем публичной власти, по своей природе и сущности одновременно выступает и формой самоорганизации граждан. Оно является мощным катализатором создания гражданского общества, поскольку сознательное участие граждан в выработке достойных условий жизни на определенной территории способствует формированию у них ответственности за решение местных проблем, тем самым повышает их общую социальную и гражданскую активность. Объявление: В связи с этим, критерием эффективности местного самоуправления является максимум инициирования экономической активности населения для повышения его вклада в социально-экономическое развитие страны. Критерием эффективности управления городом является минимум социальной напряженности при ожидаемых финансовых ресурсах или максимум удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах при ожидаемых финансовых ресурсах и соблюдении хода социальных и экологических процессов в каждой части города в принятом диапазоне. Понятно, что указанные критерии эффективности местного самоуправления и управления городом могут быть практически реализованы только при комплексном рассмотрении города как среды проживания, как ядра системы расселения и как элемента хозяйственного комплекса страны. Одна из основных проблем, связанная с организацией эффективного управления городом, - это подготовка кадров. В настоящее время речь должна идти о долговременной стратегии подготовки работников местного самоуправления. Исходя из этого, научные основы эффективного управления городом должны включать: 1. соотношение интересов жителя местного территориального сообщества, региона и России в целом; 2. сочетание экономического, экономико-географического, архитектурно-градостроительного и кибернетического видения пространства; 3. взаимодействие территориального (географического) и отраслевого (разделение труда, размещение производительных сил) развития городов и систем расселения; 4. взаимодействие социально-экономической, архитектурно-градостроительной, земельной и интегральной муниципальной политики; 5. взаимодействие исполнительной и представительной власти федерального, регионального и местного уровня; 6. информационную технологию взаимодействия «центра» и «мест» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; 7. систему компьютерной поддержки управленческих решений муниципалитетов и стратегию ее создания. Особенно важно добиться однозначной трактовки критериев эффективности местного самоуправления, управления городом. При этом создание и реализация эффективного механизма управления городской недвижимостью невозможно без развития муниципальных геоинформационных систем, которые являются современным инструментом управления инфраструктурой муниципальных образований. Муниципальные геоинформационные системы, формирующиеся путем интеграции ведомственных информационных подсистем субъектов земельно-имущественных отношений, составляют основу информационного обеспечения органов местного самоуправления по вопросам принятия управленческих решений. На сегодняшний день ведомственные информационные системы содержат узко специализированную информацию, которая не дает возможности проведения интегральных оценок состояния данной территории и позволяет решать только внутриведомственные задачи. Объединение разнородных информационных ресурсов в единую информационную систему позволит не только преодолеть ведомственную разобщенность и ограниченность видения проблем, но и минимизировать затраты средств и времени. Создание и развитие муниципальных геоинформационных систем, являющихся информационной основой местного самоуправления, требует капитализации значительных денежных средств и поэтому не может быть решено только силами органов местного самоуправления за счет городских бюджетов. Необходимо обеспечение финансирования на уровне федеральных и региональных целевых программ, привлечение кредитных средств зарубежных финансовых институтов. Таким образом, современный крупный город-это сложная социально-экономическая и хозяйственная система, требующая комплексного подхода к решению своих задач. И искусство городского управления заключается, в частности, в динамичном перераспределении функций, прав и компетенций субъектов разных уровней. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|