Становление государственности республик в составе Российской Федерации Ягудин Ш.Ш. Многие из 21 республики в составе Российской Федерации имеют богатую историю развития своей государственности, берущей начало практически с первых лет Советской власти и воплощающей право народов на самоопределение, гарантированное на то время историческими документами Октябрьской революции. Как известно, В.И. Ленин, разрабатывая планы пролетарской революции, учитывал крайне тяжелое положение в стране национальных меньшинств. «В России, - писал он, - больше половины, почти три пятых (точно: 57 проц.) населения подвергается национальному угнетению, они не пользуются даже свободой родного языка, их насильственно русифицируют».62
Территория компактного расселения многих народов не учитывалась в административно-территориальном делении Российской империи, не говоря уже о формировании их собственной государственности. Так, мордовский народ был рассеян по Пензенской, Тамбовской, Симбирской и Нижегородской губерниям, а народ Коми - по Архангельской, Вологодской, Вятской и Пермской губерниям. С глубокой тревогой за судьбы нерусских национальностей России В.И.Ленин писал: «И все это громадное население поставлено в условия жизни еще более бесчеловечные, чем условия жизни русского человека».63 В первом же акте Советской власти - Воззвании «Рабочим, солдатам и крестьянам», написанном В.И. Лениным и принятом вторым Всероссийским съездом Советов, гарантировалось «всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».64 Совет Народных Комиссаров - Правительство РСФСР, исполняя волю съезда, принял ряд документов, заложивших основы его деятельности в области национальных отношений. Прежде всего это была историческая «Декларация прав народов России», в которой провозглашались: 1. Равенство и суверенность народов России. 2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. 4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.65 20 ноября (3 декабря) 1917 года Совет Народных Комиссаров обратился ко всем трудящимся мусульманам России с призывом: «Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянскихдепутатов».66 В январе 1918 года третий Всероссийский съезд Советов утвердил написанную В.И. Лениным «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», законодательно закрепившую государственное устройство молодой Советской республики: «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза наций как федерация советских национальных республик».67 Съезд указал, что он ограничивается установлением коренных начал федерации Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях. Декларация полностью вошла в текст Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Таким образом, первые же декреты Советской власти обеспечили освобожденным народам полное юридическое равенство, свободу выбора форм своей национальной государственности. Для оказания им в этом всесторонней помощи был учрежден Народный комиссариат по делам национальностей, работу которого возглавил И.В. Сталин. Наркомнац сыграл большую роль в сплочении вокруг Советской власти трудящихся различных национальностей. Революционная практика первых лет советского строительства выдвинула наряду с независимыми советскими республиками, объединившимися в 1922 году в Союз Советских Социалистических Республик, и такую форму национальной государственности, как автономная республика, воплотившую в себя ленинские идеи автономии и советской республики. Это была форма самоопределения наций, не пожелавших отделяться от русского народа и добровольно оставшихся в составе Российской Федерации. Это была высшая форма советской автономии - советское национальное государство. Первым субъектом РСФСР, из ныне существующих, стала Башкирская АССР, образование которой имело свои особенности, отражавшие характер и степень развития башкирского национального движения. Башкирская автономия уже существовала, когда в марте 1919 года было подписано «Соглашение Центральной Советской власти с Башкирским Правительством о Советской автономии Башкирии».68 За период с 1919 по 1923 годы были образованы еще четыре автономные республики: Дагестанская, Якутская, Бурятская АССР в составе РСФСР и Аджарская в составе Грузинской ССР. В феврале 1951 года в состав Грузинской ССР на правах автономной республики вошла Абхазия. Остальные 13 АССР, в том числе 11 в составе РСФСР, в период с 1923 по 1961 годы были созданы путем преобразования автономных областей, автономного края /Нахичеванская АССР/ и трудовой коммуны /Карельская АССР/. Так, идя навстречу пожеланиям трудящихся Тувинской автономной области, Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 9 октября 1961 года преобразовал Тувинскую автономную область в Тувинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику70 Это преобразование было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1961 года.71 В 1936 году Каракалпакская АССР с согласия двух союзных республик и Союза ССР перешла из РСФСР в состав Узбекской ССР. Таким образом, исторически сложилось три способа самоопределения наций в автономную республику: 1) прямое самоопределение; 2) самоопределение путем преобразования других видов автономных формирований; 3) самоопределение путем преобразования в автономную союзной республики /например, Карельская АССР/. Акты об образовании автономных республик (соглашение, декреты, указы) являются формой государственно-правового признания и оформления самоопределения наций, признания союзной республикой и Союзом ССР в своем составе нового автономного государства. В.И. Ленин подчеркивал, что «мы не можем отказывать в этом /в признании - Ш.Я./ ни одному из народов, живущих в пределах бывшей Российской империи».72 Указанные акты готовились при широком участии представителей соответствующих народов и основывались, прежде всего, на их свободном и добровольном волеизъявлении. «Мы, - писал В.Н. Ленин, -дали возможность, например, башкирским массам учредить автономную республику внутри России, мы всячески помогаем самостоятельному, свободному развитию каждой народности .. .».73 В декретах /соглашениях/ об образовании АССР либо в последующих документах центральной власти оговаривались природа, структура и пределы будущей государственной власти АССР. Новая власть «конструировалась» по образу и подобию центральной Советской власти. Федерация не могла быть шагом назад от уже достигнутых успехов в социалистическом развитии наций. Такое решение проблемы не ущемляло суверенитета самоопределяющихся народов, а в полной мере отвечало их интересам и чаяниям. Например, в Положении об организации власти, принятом на первом учредительном съезде Советов Киргизской /Казахской/АССР в октябре 1920 года, говорилось, «что организация местной и центральной власти строится в КАССР в формах, общих с РСФСР, и основана на том же характерном для советской организации власти соединении законодательной, исполнительной и контролирующей власти».74 В течение 1925-1930 годов съезды Советов существовавших тогда автономных республик приняли первые конституции АССР, которые подлежали окончательному утверждению съездами Советов союзных республик, но по ряду причин не были рассмотрены ими. Несмотря на это, конституции фактически действовали, в высшей юридической форме оформляли государственность республик и выступали важным регулятором общественных отношений. Проблемы национальных отношений постоянно находились в центре внимания Коммунистической партии. Эти вопросы рассматривались на VIII, X, XII съездах партии, на четвертом совещании ЦК РКП(б) с ответственными работниками республик и областей в июне 1923 года и на последующих партийных форумах. Важной научной и практической задачей являлась программная установка партии о решении назревших вопросов национально-государственного строительства, более полном использовании и совершенствовании форм национальной государственности народов СССР75 Развитие партией теории национально-государственного строительства тесно сочетается с оказанием конкретной практической помощи автономным республикам. Лишь за семидесятые годы прошлого века были приняты постановления Центрального Комитета КПСС по Башкирской, Якутской, Тувинской и Абхазской автономным республикам. В этих документах определялись мероприятия, обеспечивающие всестороннее экономическое и социальное развитие АССР с учетом их национальных особенностей. В 1937 году, в соответствии с Конституцией СССР 1936 года, конституциями соответствующих союзных республик принимаются новые конституции автономных республик, которые были утверждены Верховными Советами союзных республик. По мере поступательного развития социалистических наций соответственно изменяются и формы их национальной государственности. Четыре бывшие автономные республики (Таджикская, Казахская, Киргизская и Молдавская) были преобразованы в союзные республики. Но главным направлением этого процесса явилось дальнейшее совершенствование государственности самой автономной республики, что получило воплощение в новых конституциях Союза ССР 1977 года, союзных и автономных республик 1978 года, в которых, согласно партийным документам, «нашли отражение самые характерные, самые устойчивые признаки государственности, всей системы общественных отношений развитого социализма».76 В частности, положение АССР как советского социалистического государства закреплялось в конституциях не только автономных, но впервые и в конституциях соответствующих союзных республик. Автономная республика получила право самостоятельно принимать и изменять свою конституцию без последующего утверждения союзной республикой. В дальнейшем Законом СССР автономные республики были провозглашены субъектами Союза ССР. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, выражая волю народов РСФСР, 12 июня 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, в которой в качестве одной из высших целей провозгласил обеспечение каждому народу права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.77 В соответствии сданной Декларацией, в дальнейшем четыре ав-тономные области в существующих границах были преобразованы в республики: Адыгейскую, Карачаево-Черкесскую, Горно-Алтайскую и Хакасскую.78 В 1992 году Чечено-Ингушская Республика была раз-делена на Чеченскую Республику и Ингушскую Республику79 Таким образом, в ходе исторического развития к концу прошлого века в составе Российской Федерации состояла уже 21 республика. Все они поименно были перечислены в части 1 статьи 65 и определе-ны равноправными субъектами Российской Федерации в части 1 ста-тьи 5 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Новая Конституция Российской Федерации давала мощный импульс демократическому поступатель-ному развитию государственности республик как высшей формы са-моопределения народов, давших имя республикам. История становления государственности республик в составе Российской Федерации свидетельствует о том, что, в соответствии с имеющимися историческими условиями, ее конституционно-пра-вовое развитие шло по восходящей, по пути раскрытия немалого творческого потенциала ее статуса как субгосударства (государ-ство в составе государства) на благо всех народов Российской Федерации. |