Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Становление государственности республик





Становление государственности республик

Становление государственности республик в составе Российской Федерации

Ягудин Ш.Ш.

Многие из 21 республики в составе Российской Федерации име­ют богатую историю развития своей государственности, берущей начало практически с первых лет Советской власти и воплощаю­щей право народов на самоопределение, гарантированное на то время историческими документами Октябрьской революции.

Как известно, В.И. Ленин, разрабатывая планы пролетарской революции, учитывал крайне тяжелое положение в стране нацио­нальных меньшинств. «В России, - писал он, - больше половины, почти три пятых (точно: 57 проц.) населения подвергается нацио­нальному угнетению, они не пользуются даже свободой родного языка, их насильственно русифицируют».62

Территория компактного расселения многих народов не учиты­валась в административно-территориальном делении Российской империи, не говоря уже о формировании их собственной государ­ственности. Так, мордовский народ был рассеян по Пензенской, Тамбовской, Симбирской и Нижегородской губерниям, а народ Коми - по Архангельской, Вологодской, Вятской и Пермской губерниям.

С глубокой тревогой за судьбы нерусских национальностей России В.И.Ленин писал: «И все это громадное население поставлено в условия жизни еще более бесчеловечные, чем условия жизни рус­ского человека».63

В первом же акте Советской власти - Воззвании «Рабочим, сол­датам и крестьянам», написанном В.И. Лениным и принятом вторым Всероссийским съездом Советов, гарантировалось «всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».64

Объявление:

Совет Народных Комиссаров - Правительство РСФСР, исполняя волю съезда, принял ряд документов, заложивших основы его дея­тельности в области национальных отношений. Прежде всего это была историческая «Декларация прав народов России», в которой провоз­глашались: 1. Равенство и суверенность народов России. 2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделе­ния и образования самостоятельного государства. 3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ог­раничений. 4. Свободное развитие национальных меньшинств и эт­нографических групп, населяющих территорию России.65

20 ноября (3 декабря) 1917 года Совет Народных Комиссаров обратился ко всем трудящимся мусульманам России с призывом: «Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятствен­но. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянскихдепутатов».66

В январе 1918 года третий Всероссийский съезд Советов утвер­дил написанную В.И. Лениным «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», законодательно закрепившую государ­ственное устройство молодой Советской республики: «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза наций как федерация советских национальных республик».67

Съезд указал, что он ограничивается установлением коренных начал федерации Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное реше­ние на своем собственном полномочном Советском съезде: жела­ют ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном пра­вительстве и в остальных федеральных советских учреждениях. Декларация полностью вошла в текст Конституции РСФСР, приня­той V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года.

Таким образом, первые же декреты Советской власти обеспечи­ли освобожденным народам полное юридическое равенство, сво­боду выбора форм своей национальной государственности. Для оказания им в этом всесторонней помощи был учрежден Народный комиссариат по делам национальностей, работу которого возглавил И.В. Сталин. Наркомнац сыграл большую роль в сплочении вокруг Советской власти трудящихся различных национальностей.

Революционная практика первых лет советского строительства выдвинула наряду с независимыми советскими республиками, объе­динившимися в 1922 году в Союз Советских Социалистических Рес­публик, и такую форму национальной государственности, как авто­номная республика, воплотившую в себя ленинские идеи автономии и советской республики. Это была форма самоопределения наций, не пожелавших отделяться от русского народа и добровольно остав­шихся в составе Российской Федерации. Это была высшая форма советской автономии - советское национальное государство.

Первым субъектом РСФСР, из ныне существующих, стала Баш­кирская АССР, образование которой имело свои особенности, от­ражавшие характер и степень развития башкирского националь­ного движения. Башкирская автономия уже существовала, когда в марте 1919 года было подписано «Соглашение Центральной Советской власти с Башкирским Правительством о Советской ав­тономии Башкирии».68

За период с 1919 по 1923 годы были образованы еще четыре автономные республики: Дагестанская, Якутская, Бурятская АССР в составе РСФСР и Аджарская в составе Грузинской ССР. В феврале 1951 года в состав Грузинской ССР на правах авто­номной республики вошла Абхазия. Остальные 13 АССР, в том числе 11 в составе РСФСР, в период с 1923 по 1961 годы были созданы путем преобразования автономных областей, автоном­ного края /Нахичеванская АССР/ и трудовой коммуны /Карельс­кая АССР/.

Так, идя навстречу пожеланиям трудящихся Тувинской автоном­ной области, Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 9 октября 1961 года преобразовал Тувинскую автономную область в Тувинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику70 Это преобразование было утверждено Указом Президиума Верхов­ного Совета СССР от 10 октября 1961 года.71 В 1936 году Каракал­пакская АССР с согласия двух союзных республик и Союза ССР перешла из РСФСР в состав Узбекской ССР. Таким образом, исто­рически сложилось три способа самоопределения наций в автоном­ную республику: 1) прямое самоопределение; 2) самоопределение путем преобразования других видов автономных формирований; 3) самоопределение путем преобразования в автономную союзной республики /например, Карельская АССР/.

Акты об образовании автономных республик (соглашение, дек­реты, указы) являются формой государственно-правового призна­ния и оформления самоопределения наций, признания союзной рес­публикой и Союзом ССР в своем составе нового автономного госу­дарства. В.И. Ленин подчеркивал, что «мы не можем отказывать в этом /в признании - Ш.Я./ ни одному из народов, живущих в преде­лах бывшей Российской империи».72 Указанные акты готовились при широком участии представителей соответствующих народов и ос­новывались, прежде всего, на их свободном и добровольном воле­изъявлении. «Мы, - писал В.Н. Ленин, -дали возможность, напри­мер, башкирским массам учредить автономную республику внутри России, мы всячески помогаем самостоятельному, свободному раз­витию каждой народности .. .».73

В декретах /соглашениях/ об образовании АССР либо в последу­ющих документах центральной власти оговаривались природа, струк­тура и пределы будущей государственной власти АССР. Новая власть «конструировалась» по образу и подобию центральной Советской власти. Федерация не могла быть шагом назад от уже достигнутых успехов в социалистическом развитии наций. Такое решение пробле­мы не ущемляло суверенитета самоопределяющихся народов, а в полной мере отвечало их интересам и чаяниям. Например, в Поло­жении об организации власти, принятом на первом учредительном съезде Советов Киргизской /Казахской/АССР в октябре 1920 года, говорилось, «что организация местной и центральной власти строит­ся в КАССР в формах, общих с РСФСР, и основана на том же харак­терном для советской организации власти соединении законодатель­ной, исполнительной и контролирующей власти».74

В течение 1925-1930 годов съезды Советов существовавших тогда автономных республик приняли первые конституции АССР, которые подлежали окончательному утверждению съездами Сове­тов союзных республик, но по ряду причин не были рассмотрены ими. Несмотря на это, конституции фактически действовали, в выс­шей юридической форме оформляли государственность республик и выступали важным регулятором общественных отношений.

Проблемы национальных отношений постоянно находились в центре внимания Коммунистической партии. Эти вопросы рассмат­ривались на VIII, X, XII съездах партии, на четвертом совещании ЦК РКП(б) с ответственными работниками республик и областей в июне 1923 года и на последующих партийных форумах. Важной научной и практической задачей являлась программная установка партии о решении назревших вопросов национально-государственного стро­ительства, более полном использовании и совершенствовании форм национальной государственности народов СССР75

Развитие партией теории национально-государственного строи­тельства тесно сочетается с оказанием конкретной практической помощи автономным республикам. Лишь за семидесятые годы про­шлого века были приняты постановления Центрального Комитета КПСС по Башкирской, Якутской, Тувинской и Абхазской автоном­ным республикам. В этих документах определялись мероприятия, обеспечивающие всестороннее экономическое и социальное раз­витие АССР с учетом их национальных особенностей.

В 1937 году, в соответствии с Конституцией СССР 1936 года, конституциями соответствующих союзных республик принимаются новые конституции автономных республик, которые были утвержде­ны Верховными Советами союзных республик.

По мере поступательного развития социалистических наций со­ответственно изменяются и формы их национальной государствен­ности. Четыре бывшие автономные республики (Таджикская, Казах­ская, Киргизская и Молдавская) были преобразованы в союзные республики. Но главным направлением этого процесса явилось даль­нейшее совершенствование государственности самой автономной республики, что получило воплощение в новых конституциях Со­юза ССР 1977 года, союзных и автономных республик 1978 года, в которых, согласно партийным документам, «нашли отражение са­мые характерные, самые устойчивые признаки государственности, всей системы общественных отношений развитого социализма».76 В частности, положение АССР как советского социалистического государства закреплялось в конституциях не только автономных, но впервые и в конституциях соответствующих союзных республик. Автономная республика получила право самостоятельно принимать и изменять свою конституцию без последующего утверждения со­юзной республикой. В дальнейшем Законом СССР автономные рес­публики были провозглашены субъектами Союза ССР.

Первый Съезд народных депутатов РСФСР, выражая волю на­родов РСФСР, 12 июня 1990 года принял Декларацию о государ­ственном суверенитете Российской Советской Федеративной Соци­алистической Республики, в которой в качестве одной из высших целей провозгласил обеспечение каждому народу права на самоопределение в избранных им национально-государственных и на­ционально-культурных формах.77

В соответствии сданной Декларацией, в дальнейшем четыре ав-тономные области в существующих границах были преобразованы в республики: Адыгейскую, Карачаево-Черкесскую, Горно-Алтайскую и Хакасскую.78 В 1992 году Чечено-Ингушская Республика была раз-делена на Чеченскую Республику и Ингушскую Республику79

Таким образом, в ходе исторического развития к концу прошлого века в составе Российской Федерации состояла уже 21 республика. Все они поименно были перечислены в части 1 статьи 65 и определе-ны равноправными субъектами Российской Федерации в части 1 ста-тьи 5 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Новая Конституция Российской Федерации давала мощный импульс демократическому поступатель-ному развитию государственности республик как высшей формы са-моопределения народов, давших имя республикам.

История становления государственности республик в составе Российской Федерации свидетельствует о том, что, в соответствии с имеющимися историческими условиями, ее конституционно-пра-вовое развитие шло по восходящей, по пути раскрытия немалого творческого потенциала ее статуса как субгосударства (государ-ство в составе государства) на благо всех народов Российской Федерации.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >