Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Противодействия незаконной предпринимательской деятельности





Противодействия незаконной предпринимательской деятельности

Уголовно-правовые вопросы усиления противодействия незаконному участию в предпринимательской деятельности

Басова Т.Б.

Состав незаконного участия в предпринимательской деятельно­сти должностных лиц впервые был криминализирован в УК РФ 1996 г. В период действия нового уголовного закона число зарегистриро­ванных преступлений, предусмотренных ст. 289 УК РФ, по данным МВД России составило: в 1997 г. - 17, в 1998 г. - 25, в 1999 г. - 38, в 2000 г. - 43, в 2001 - 351, в 2002 - 18, в 2003 - 67.

Причинами того, что это преступление практически не выявляет­ся (лишь в 2001 г. имел место вплеск), по нашему мнению, может служить следующее: дела данной категории достаточно сложны в доказывании, отсутствует необходимый профессионализм у работ­ников правоохранительных органов. Для усиления противодействия незаконному участию должностных лиц в предпринимательской деятельности необходимо усовершенствовать уголовно-правовую норму, предусмотренную ст. 289 УК РФ.

Общественная опасность незаконного участия в предпринима­тельской деятельности должностных лиц определяется тем, что незаконное участие публичных служащих в предпринимательской деятельности способствует развитию коррупции в нашем государ­стве. Поэтому различные законодательные и иные нормативные акты России содержат положения, в которых регламентирован пря­мой запрет должностным лицам на занятие предпринимательской деятельностью.

Впервые требования такого рода к поведению должностных лиц в современной России прозвучали в Указе Президента Российской Федерации № 361 от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»86, который устанавливал запрет служащим государственного аппарата заниматься предприниматель­ской деятельностью.

Объявление:

Затем рассматриваемые положения были конкретизированы и развиты в Федеральном законе от 5 июля 1995 г. «Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации», в Федеральном за­коне от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Рос­сийской Федерации». Так, в п.З ст.11 первого из названных законов государственному служащему прямо запрещено заниматься пред­принимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а в п.4 ст.11 этого же закона государственным служащим запреще­но состоять членом управления коммерческой организации, но с особым условием: если иное не предусмотрено федеральным за­коном или если в порядке, установленном законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Подобные специальные запреты на занятие предпринимательс­кой деятельностью содержатся в ряде федеральных законов, рег­ламентирующих правовой статус различных правоохранительных органов.

Статья 289 УК РФ определяет рассматриваемое преступление как учреждение должностным лицом организации, осуществляю­щей предпринимательскую деятельность, либо участие в управле­нии такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с пре­доставлением такой организации льгот и преимуществ или с покро­вительством в иной форме.

Объективная сторона преступления может быть выражена в двух альтернативных действиях: 1) учреждение должностным лицом орга­низации, осуществляющей предпринимательскую деятельность; 2) участие в управлении такой организацией лично или через посред­ника. Любое из указанных действий совершается вопреки запрету установленному законом. Кроме того, закон предусматривает обя­зательное соблюдение одного из условий - указанные деяния должны быть связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Предпринимательством на основании Гражданского кодекса РФ следует считать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение при­были от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом ка­честве в установленном законом порядке.

В анализируемой статье речь идет об организации, осуществляю­щей предпринимательскую деятельность. Уяснение этого понятия бу­дет способствовать правильной квалификации данного преступления.

Систематическое толкование ст.ст.2, 50 Гражданского кодекса РФ позволяет утверждать, что к организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, следует относить коммерчес­кие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Некоммерческие организации не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Некоммерческие орга­низации хотя и могут осуществлять предпринимательскую деятель­ность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению це­лей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Некоммерческие организации в форме потребительских кооперати­вов, общественных или религиозных организаций, благотворитель­ные и иные фонды не являются организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, так как они созданы не с це­лью извлечения прибыли.

Следовательно, при квалификации преступления, предусмотрен­ного ст.289 УК РФ, под организацией, осуществляющей предпри­нимательскую деятельность, следует подразумевать только ком­мерческую организацию.

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, означает подготовку учреди­тельных документов (устав, учредительный договор и устав, либо только учредительный договор) с последующей их государствен­ной регистрацией, с момента которой юридическое лицо (коммер­ческая организация) считается созданной (ст.ст.51, 52 ГК РФ).

Участие в управлении организацией, осуществляющей предпри­нимательскую деятельность, предполагает участие должностного лица в общем собрании, которое, как правило, является высшим органом управления различных форм коммерческих организаций, или же вхождение в состав исполнительных органов указанного юридического лица, совет директоров (наблюдательный совет). Осуществлять такие действия должностное лицо может лично или через посредника.

Примером такого преступления служит следующее дело. Пер­вый заместитель начальника управления Государственной проти­вопожарной службы МЧС Мордовии полковнику К. предъявлено обвинение по ст.289 УК РФ - участие в незаконной предпринима­тельской деятельности. К. через подставных лиц открывал фирмы, занимающиеся монтажом противопожарной сигнализации. По вер­сии следствия, пользуясь служебным положением, К. направлял в эти фирмы руководителей предприятий, где требовалось установить сигнализацию87.

Сложность в доказывании данного вида преступлений состоит в том, что в действующем законодательстве нет четкого определения так называемых «доверенных лиц». Если исходить из норм граждан­ского права, то, в соответствии со статьями 182 - 185 ГК РФ, дове­ренным лицом является лицо, наделенное соответствующими пол­номочиями. Полномочия доверенного лица возникают на основе пись­менного уполномочия -доверенности, выданной одним лицом дру­гому для представительства перед третьими лицами. Таким образом, если исходить из положений гражданского законодательства, то так называемому «доверенному лицу» в обязательном порядке должна быть выдана письменная доверенность на участие в предпринима­тельской деятельности от имени должностного лица государствен­ной или муниципальной службы. В случае отсутствия таковой могут возникнуть сложности при доказательстве причастности его к совер­шению данного преступления, что является несправедливым.

Как показывает практика, наиболее часто незаконное участие в предпринимательской деятельности должностных лиц государ­ственной и муниципальной службы осуществляют через членов своей семьи, а также подставных физических или юридических лиц. Кроме того, незаконной предпринимательской деятельностью занимаются не только должностные лица государственной и мниципальной службы, но и государственные и муниципальные слу­жащие, не подпадающие под признаки, предусмотренные в при­мечании к ст. 285 УК РФ.

Для того чтобы статья 289 УК РФ перестала быть «мертворож­денной», а также для повышения эффективности борьбы с коррум­пированностью государственных и муниципальных служащих, на наш взгляд, необходимо ее изложить в следующей редакции:

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятель­ности:

1. Учреждение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией, а равно занятие индивидуальной предприни­мательской деятельностью лично, через родственников либо иных подставных лиц вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации или лицу льгот или преимуществ, а также с покровительством в иной фор­ме, - наказываются ...

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организован­
ной группой;

б) лицом, занимающим государственную должность Российс­
кой Федерации или государственную должность субъекта Российс­
кой Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
наказываются ...


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >