Объективные признаки нарушения ПДД |
Объективные признаки преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средствГорбунова Л.В. Железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт развиваются в нашей стране достаточно интенсивно, хотя этот процесс и уступает по своим темпам многим западным и восточным странам. Вместе с тем растет количество и опасность транспортных происшествий и преступлений - аварий и катастроф, приводящих к человеческим жертвам и уничтожению имущества. Транспорт - одна из наиболее травмоопасных сфер жизнедеятельности. Согласно уголовной статистике, транспортные преступления занимают около половины всех неосторожных преступлений и от 5 до 7 % зарегистрированных преступлений в целом. На данную сферу приходится более 35 % несчастных случаев, повлекших тяжкий вред здоровью граждан либо их смерть. Сама специфика работы транспорта характеризуется ее повышенной опасностью для окружающих. Следствием этого является детальное регулирование работы транспорта в целом и дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в частности, а также устанавливается административная и уголовная ответственность за нарушение соответствующих правил. Статья 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, если эти нарушения повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2) либо смерть двух или более лиц (ч.З). При расследовании уголовных дел об этих преступлениях следователи часто сталкиваются с трудностями при их квалификации. Сложность здесь заключается в определении нарушений, которые составляют объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, причинной связи между нарушением правил и наступившими последствиями, формы вины по отношению к нарушению установленных правил дорожного движения и эксплуатации транспорта. Непонимание отдельных элементов состава и сложность дел этой категории нередко приводят к неправильной квалификации этих преступлений следственными работниками. Именно поэтому необходимо более подробно рассмотреть элементы состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, и определить их влияние на квалификацию соответствующих преступных деяний. Объявление: Наибольшее значение при квалификации деяний, предусмотренных ст. 264 УК РФ, имеет определение обстоятельств, характеризующих акт преступного посягательства. Для правильной квалификации данных деяний сначала необходимо определить, что понимается в литературе и судебной практике под «дорожным движением и эксплуатацией транспорта». В настоящее время легальным определением дорожного движения и эксплуатации транспорта является определение, данное ст. 2 Федерального закона от 15 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О безопасности дорожного движения»: «...дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий...». Безопасность дорожного движения и эксплуатации транспорта обеспечивается соблюдением Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Правительством РФ. Транспортным средством, согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», признается «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». К транспортным средствам относятся: автомобиль, трамвай, другое механическое транспортное средство (мотоцикл, троллейбус, трактор, иная самоходная машина - любая дорожная, строительная, сельскохозяйственная и другая специальная машина, а именно: экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т. п.). Диспозиция ст. 264 УК РФ является бланкетной, то есть для установления признаков преступного деяния всегда необходимо обращаться к конкретным правилам дорожного движения и эксплуатации транспорта, которые утверждаются соответствующими ведомствами. Эти правила обширны, многочисленны и часто изменяются. В связи с этим необходимо убедиться в том, что они имеют юридическую силу. Кроме того, при установлении акта преступного посягательства, очевидно, следует руководствоваться положениями Главы 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения», поскольку, если нарушение каких-либо правил не влечет наступления административной ответственности, то вряд ли виновного возможно привлечь к ответственности уголовной. Анализ положений гл. 12 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, при наступлении указанных последствий, образуют следующие нарушения: • управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; • нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов; • управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством; • управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; • превышение установленной скорости движения; • нарушение правил движения через железнодорожные пути; • нарушение правил движения по автомагистрали; • проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика; • нарушение правил проезда перекрестков; • нарушение правил маневрирования; • нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона; • несоблюдение требований, предписанных дорожными знака-ми или разметкой проезжей части дороги; • непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами; • непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения; • нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств; • нарушение правил пользования внешними световыми прибо-рами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки; • нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки; • нарушение правил учебной езды; • нарушение правил перевозки людей; • нарушение правил, установленныхдля движения транспорт-ных средств в жилых зонах. Иногда вызывает затруднения разграничение составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 264 и 216 УК РФ, при нарушении правил эксплуатации строительных машин (тракторов, экскавато-ров, грейдеров и т.д.), если они повлекли тяжкий вред здоровью людей или их смерть. Данное разграничение производится по ха-рактеру нарушенных правил. В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 года «О су-дебной практике по делам об автотранспортных преступлениях», «лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, может нести ответственность» по ст. 264 УК РФ «в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта». Если же указанное лицо нарушило правила производства опреде-ленных работ, техники безопасности или иные правила охраны тру-да, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации по статье УК, предусматривающей ответственность за нарушение данных правил, т.е. по ст. 216 УК РФ. Преступные нарушения правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта относятся к материальным составам, то есть наступление ответственности по ст. 264 УК РФ закон связывает не только с нарушением конкретных правил, но и с наступлением в результате этого негативных последствий - тяжкого вреда здоровью человека, смерти одного либо нескольких человек. Тем самым статья 264 УК РФ отличается от статей гл. 12 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил в области дорожного движения. Большинство норм гл. 12 КоАП РФ являются формальными, и для наложения административного взыскания необязательно наступление вредных последствий, достаточно совершения самого деяния. Важным элементом объективной стороны данного преступления является наличие причинной связи между преступным деянием и наступившими вредными последствиями. Данная причинная связь должна носить реальный характер, то есть наступление вредных последствий должно прямо связываться с общественно опасными действиями или бездействием виновных лиц. Причинная связь между деянием и вредными последствиями, предусмотренными ст. 264 УК РФ, носит сложный характер. Это означает, что для установления ее наличия необходимо несколько обязательных условий. Во-первых, данное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта должно неизбежно вести к наступлению вредных последствий; во-вторых, данное деяние должно быть осуществлено конкретным лицом, от начала нарушения правил до наступления вредных последствий; в-третьих, данные негативные последствия должны быть результатом неосторожного поведения виновных лиц, так как при умысле преступление должно быть квалифицировано как преступление против личности, ее жизни и здоровья. В ряде случаев по делам этой категории установление причинной связи между нарушениями и наступившими последствиями представляет сложность, поскольку, помимо лица, непосредственно управлявшего транспортным средством, в преступлении виновны могут быть и другие лица, которые своими действиями способствовали его совершению (водители других транспортных средств, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние транспортных средств и правильную их эксплуатацию и др.). |
< Предыдущая | Следующая > |
---|