Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Объективные признаки нарушения ПДД





Объективные признаки нарушения ПДД

Объективные признаки преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Горбунова Л.В.

Железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транс­порт развиваются в нашей стране достаточно интенсивно, хотя этот процесс и уступает по своим темпам многим западным и восточ­ным странам. Вместе с тем растет количество и опасность транс­портных происшествий и преступлений - аварий и катастроф, при­водящих к человеческим жертвам и уничтожению имущества. Транспорт - одна из наиболее травмоопасных сфер жизнедеятель­ности. Согласно уголовной статистике, транспортные преступления занимают около половины всех неосторожных преступлений и от 5 до 7 % зарегистрированных преступлений в целом. На данную сфе­ру приходится более 35 % несчастных случаев, повлекших тяжкий вред здоровью граждан либо их смерть. Сама специфика работы транспорта характеризуется ее повышенной опасностью для окру­жающих. Следствием этого является детальное регулирование ра­боты транспорта в целом и дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в частности, а также устанавливается адми­нистративная и уголовная ответственность за нарушение соответ­ствующих правил.

Статья 264 УК РФ предусматривает ответственность за наруше­ние правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, если эти нарушения повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2) либо смерть двух или более лиц (ч.З).

При расследовании уголовных дел об этих преступлениях сле­дователи часто сталкиваются с трудностями при их квалификации. Сложность здесь заключается в определении нарушений, которые составляют объективную сторону состава преступления, предусмот­ренного ст. 264 УК РФ, причинной связи между нарушением пра­вил и наступившими последствиями, формы вины по отношению к нарушению установленных правил дорожного движения и эксплуа­тации транспорта.

Непонимание отдельных элементов состава и сложность дел этой категории нередко приводят к неправильной квалификации этих пре­ступлений следственными работниками. Именно поэтому необхо­димо более подробно рассмотреть элементы состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, и определить их влияние на ква­лификацию соответствующих преступных деяний.

Объявление:

Наибольшее значение при квалификации деяний, предусмот­ренных ст. 264 УК РФ, имеет определение обстоятельств, характе­ризующих акт преступного посягательства. Для правильной ква­лификации данных деяний сначала необходимо определить, что понимается в литературе и судебной практике под «дорожным движением и эксплуатацией транспорта». В настоящее время ле­гальным определением дорожного движения и эксплуатации транс­порта является определение, данное ст. 2 Федерального закона от 15 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнени­ями) «О безопасности дорожного движения»: «...дорожное дви­жение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорож­ного движения - состояние данного процесса, отражающее сте­пень защищенности его участников от дорожно-транспортных про­исшествий и их последствий...». Безопасность дорожного движе­ния и эксплуатации транспорта обеспечивается соблюдением Пра­вил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Правительством РФ.

Транспортным средством, согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», признается «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или обо­рудования, установленного на нем». К транспортным средствам относятся: автомобиль, трамвай, другое механическое транспорт­ное средство (мотоцикл, троллейбус, трактор, иная самоходная ма­шина - любая дорожная, строительная, сельскохозяйственная и другая специальная машина, а именно: экскаватор, грейдер, авто­кран, скрепер, автопогрузчик и т. п.).

Диспозиция ст. 264 УК РФ является бланкетной, то есть для ус­тановления признаков преступного деяния всегда необходимо об­ращаться к конкретным правилам дорожного движения и эксплуа­тации транспорта, которые утверждаются соответствующими ведом­ствами. Эти правила обширны, многочисленны и часто изменяют­ся. В связи с этим необходимо убедиться в том, что они имеют юридическую силу.

Кроме того, при установлении акта преступного посягательства, очевидно, следует руководствоваться положениями Главы 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного дви­жения», поскольку, если нарушение каких-либо правил не влечет наступления административной ответственности, то вряд ли винов­ного возможно привлечь к ответственности уголовной. Анализ по­ложений гл. 12 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что объектив­ную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, при наступлении указанных последствий, образуют следую­щие нарушения:

• управление транспортным средством при наличии неисправ­ностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

• нарушение правил применения ремней безопасности или мо­тошлемов;

• управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;

• управление транспортным средством водителем, находящим­ся в состоянии опьянения, передача управления транспортным сред­ством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

• превышение установленной скорости движения;

• нарушение правил движения через железнодорожные пути;

• нарушение правил движения по автомагистрали;

• проезд на запрещающий сигнал светофора или на запреща­ющий жест регулировщика;

• нарушение правил проезда перекрестков;

• нарушение правил маневрирования;

• нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона;

• несоблюдение требований, предписанных дорожными знака-ми или разметкой проезжей части дороги;

• непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включен­ными специальными световыми и звуковыми сигналами;

• непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения;

• нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств;

• нарушение правил пользования внешними световыми прибо-рами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки;

• нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки;

• нарушение правил учебной езды;

• нарушение правил перевозки людей;

• нарушение правил, установленныхдля движения транспорт-ных средств в жилых зонах.

Иногда вызывает затруднения разграничение составов преступ­лений, предусмотренных ст.ст. 264 и 216 УК РФ, при нарушении правил эксплуатации строительных машин (тракторов, экскавато-ров, грейдеров и т.д.), если они повлекли тяжкий вред здоровью людей или их смерть. Данное разграничение производится по ха-рактеру нарушенных правил. В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 года «О су-дебной практике по делам об автотранспортных преступлениях», «лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, может нести ответственность» по ст. 264 УК РФ «в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта». Если же указанное лицо нарушило правила производства опреде-ленных работ, техники безопасности или иные правила охраны тру-да, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации по статье УК, предусматривающей ответственность за нарушение данных правил, т.е. по ст. 216 УК РФ.

Преступные нарушения правил безопасности дорожного движе­ния и эксплуатации транспорта относятся к материальным соста­вам, то есть наступление ответственности по ст. 264 УК РФ закон связывает не только с нарушением конкретных правил, но и с на­ступлением в результате этого негативных последствий - тяжкого вреда здоровью человека, смерти одного либо нескольких чело­век. Тем самым статья 264 УК РФ отличается от статей гл. 12 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил в области дорожного движения. Большинство норм гл. 12 КоАП РФ являются формальными, и для наложения административного взыскания необязательно наступление вредных последствий, достаточно совершения самого деяния. Важным эле­ментом объективной стороны данного преступления является нали­чие причинной связи между преступным деянием и наступившими вредными последствиями. Данная причинная связь должна носить реальный характер, то есть наступление вредных последствий дол­жно прямо связываться с общественно опасными действиями или бездействием виновных лиц.

Причинная связь между деянием и вредными последствиями, предусмотренными ст. 264 УК РФ, носит сложный характер. Это означает, что для установления ее наличия необходимо несколько обязательных условий. Во-первых, данное нарушение правил до­рожного движения и эксплуатации транспорта должно неизбежно вести к наступлению вредных последствий; во-вторых, данное дея­ние должно быть осуществлено конкретным лицом, от начала нару­шения правил до наступления вредных последствий; в-третьих, данные негативные последствия должны быть результатом неосто­рожного поведения виновных лиц, так как при умысле преступле­ние должно быть квалифицировано как преступление против лично­сти, ее жизни и здоровья.

В ряде случаев по делам этой категории установление причин­ной связи между нарушениями и наступившими последствиями представляет сложность, поскольку, помимо лица, непосредствен­но управлявшего транспортным средством, в преступлении винов­ны могут быть и другие лица, которые своими действиями способ­ствовали его совершению (водители других транспортных средств, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние транс­портных средств и правильную их эксплуатацию и др.).


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >