Ответственность за незаконное задержание |
Дискуссионные вопросы уголовной ответственности за незаконное задержание по действующему Уголовному кодексу Российской ФедерацииЕмеева Н.Р. Право на свободу и личную неприкосновенность закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.91, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.92, Римской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.93 Так, ст.З Декларации гласит: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию», а ст. 9 провозглашает, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Сходные положения содержатся в ст. 9 Пакта и в ст. 5 Конвенции. Данные международные документы устанавливают запрет на произвольный арест или задержание. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ст. 22 Конституции РФ, а арест, заключение под стражу и содержание под стражей, в соответствии сданной статьёй, допускаются только по судебному решению. В УПК РФ также предусмотрено, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 1 ст. 10). Осуществляя незаконное задержание, должностное лицо правоохранительного органа, с одной стороны, посягает на такое неотъемлемое конституционное право каждого человека, как личная неприкосновенность, а с другой - ставит под угрозу нормальную деятельность органов дознания, следствия и прокуратуры. Если в отношении незаконно задержанного суд, введённый в заблуждение следователем (дознавателем, прокурором), вынес постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, то можно говорить о том, что преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 301 УК, покушается ещё и на нормальную деятельность суда по осуществлению правосудия. Задержание следует считать незаконным, если оно произведено: Объявление: • при отсутствии на момент задержания доказательств, уличающих лицо в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы; • при отсутствии доказательств, указывающих на необходимость изоляции лица от общества в интересах уголовного судопроизводства; • без составления протокола задержания либо в результате других грубых процессуальных нарушений. В связи с тем, что данное преступление является длящимся, его началом следует считать момент фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Так, в п. 11 ст. 5 УПК говорится, что задержание подозреваемого - это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Законодатель в п. 15 ст. 5 УПК указал, что «момент фактического задержания - это момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления». Термин «момент фактического задержания» привнесён в отечественное законодательство из англо-саксонской системы права, в которой он во множестве прецедентов обозначен как начальный момент, с которого лицо утратило возможность свободно передвигаться.94 В связи с тем, что фактическое задержание - это удерживание лица с целью доставить в органы предварительного расследования, то, на наш взгляд, в связи с таким задержанием происходит не лишение свободы передвижения (ведь лицо передвигается на своих ногах), а только ограничение возможности свободно передвигаться. Поэтому логично под фактическим задержанием понимать именно тот момент, с которого лицо утратило возможность свободно передвигаться. В связи с этим предлагаем в п. 15 ст. 5 УПК слова «лишения свободы передвижения» заменить словами - «ограничения свободы передвижения». Закон не обязывает фиксировать время фактического задержания лица, и с момента фактического задержания до оформления протокола задержания может пройти несколько часов или даже дней. Такие факты, по мнению многих юристов, считаются недопустимыми. Центром содействия международной защиты зафиксировано большое количество дел, в которых имели место подобные нарушения. Например, дело Романа Белевицкого (рассматривалось Никулинским судом г. Москвы). Подозреваемый был задержан 11 октября 2000 г., протокол о задержании был составлен спустя сутки после фактического задержания лица (12 октября). В период незаконного содержания под стражей Белевицкий дал следствию показания, в которых оговорил себя.95 Подобные факты обусловлены, в частности, тем, что в ст. 92 УПК РФ не установлено, в какой срок с момента фактического задержания лица должен быть составлен протокол о задержании. В законе сказано, что протокол должен быть составлен в срок не более трех часов, но не с момента фактического задержания, а с момента доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору. По смыслу закона лицо может быть задержано в течение неопределенного времени до того момента, пока не будет доставлено к указанным лицам. Мы считаем, что документально оформлять и разъяснять основные права и обязанности заподозренному лицу необходимо с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Поэтому предлагаем именно в это время составлять справку о задержании, в которой будет указано место и время фактического задержания, Ф.И.О. и должность лица, производящего задержание, данные о задержанном. Протокол задержания, как это и предусмотрено в законе (ч. 1 ст. 92 УПК), должен быть составлен непосредственно после доставления лица в орган предварительного следствия или дознания на основе предъявленной справки. Ныне действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не более 3-х часов для составления протокола задержания. Но практика показывает, что этого времени явно недостаточно, поэтому следователю приходится умышленно прибегать ко всяким ухищрениям, чтобы скрыть действительное время задержания подозреваемого, например, как отмечает Синельщиков Ю.П., указывать в протоколе задержания более позднее время доставления лица к следователю, чем это имело место на самом деле, либо оформлять сначала протокол об административном задержании, а спустя некоторое время составлять надлежащий протокол задержания.96 В связи с вышеизложенным, предлагаем закрепить в законе следующие временные рамки всего процесса задержания: • с момента фактического (непосредственного) задержания до момента доставления лица в органы предварительного расследования должно пройти не более двух часов; • с момента доставления лица в органы предварительного расследования в течение четырёх часов должен быть составлен протокол задержания подозреваемого. Таким образом, должно быть предусмотрено не более 6 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления до момента составления протокола задержания и объявления о том задержанному. Любые злоупотребления, касающиеся времени задержания, должны признаваться незаконными. А48-мичасовой срок задержания, исчисляемый с момента фактического ограничения свободы передвижения лица, предлагаем законодательно продлить до 72-х часов, как это и было предусмотрено в УПК РСФСР 1960г. Сокращение срока задержания с 72 до 48 часов было продиктовано необходимостью привести УПК в соответствие с нормами ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Здесь возникает вопрос-достаточно ли будет 48 часов для установления причастности лица к совершённому преступлению (подтвердить выдвинутое подозрение) с тем, чтобы просить судью выдать решение о заключении под стражу подозреваемого? На наш взгляд, наделив исключительно судей полномочием да-вать разрешение на применение меры пресечения в виде заключения под стражу, законодатель не учёл, что 48 часов будет явно недостаточно следователю (дознавателю, прокурору), чтобы под-готовить мотивированное постановление о необходимости приме-нения такой меры. Было бы целесообразнее оставить для этого 72-хчасовой срок. Далее, после доставления подозреваемого в совершении пре-ступления в органы предварительного расследования протокол за-держания должен быть составлен в срок не более трёх часов (ч. 1 ст. 92 УПК). Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК), а момент фактического его задержания предшествует моменту доставления его к следователю. Поэтому следователь, составив протокол задер-жания, должен стараться допросить подозреваемого незамедлительно. Затем о произведённом задержании дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого (ч. 3 ст. 92 УПК). Затем дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 ча-сов с момента задержания подозреваемого должны уведомить кого-либо из близких родственников этого задержанного (ч. 1 ст. 96 УПК). Таким образом, в результате всех этих обязательных мероприятий (уведомлений) 12 часов (иногда и более) из 48-ми, предостав-ленных законом, выпадают. Оставшееся время следователю необ-ходимо использовать для собирания и закрепления доказательств, чтобы затем ходатайствовать перед судом об избрании в необходимых случаях меры пресечения в отношении подозреваемого. Полагаем, что следователь (дознаватель), у которого в производстве одновременно несколько уголовных дел, вряд ли сможет одолеть весь этот объём работы за столь короткий срок. Сокращение срока задержания подозреваемого до 48 часов приводит к росту процессуальной неразберихи на стадии предварительного следствия, и особенно по делам о тяжких и особо тяж-ких преступлениях. Ведь всего за двое суток орган расследования, прокуратура и суд должны будут совершить целый комплекс уго-ловно-процессуальных мероприяти. В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным увеличить срок задержания лица по подозрению в совершении преступления без судебного решения с 48 до 72 часов, внеся соответствующие коррективы в ч. 2 ст. 22 Конституции РФ и уголовно-процессуальное законодательство. В заключение хотелось бы отметить, что Организация объединённых наций утвердила Рабочую группу по незаконному задержанию (РГНЗ), которая уполномочена рассматривать жалобы на случаи предполагаемого незаконного задержания лиц. Также РГНЗ может по приглашению правительства страны посетить места содержания под стражей с целью проверки не только условий этих мест, но и правового статуса подозреваемых и обвиняемых, там содержащихся.97 |
< Предыдущая | Следующая > |
---|