
Противодействие рецидивной преступности |
Противодействие рецидивной преступности:некоторые проблемы теории, законодательной регламентации и правопримененияКрайнева Н.А. Преступность в настоящее время приобрела угрожающие размеры. По данным уголовной статистики продолжается не только ее рост по большинству наиболее общественно опасных составов (убийство, терроризм, захват заложников, разбой, грабеж), но и наблюдается общее ухудшение структуры: усиливаются организованность, профессионализм, растет число коррупционных преступлений. В таких условиях максимально актуализируются вопросы противодействия данным негативным явлениям как путем борьбы, так и с помощью расширения комплекса предупредительных мер (общего и специального предупреждения, профилактики). От решения данной задачи в немалой степени зависят не только интересы безопасного существования общества и государства на сегодняшний день, но и будущее всего мирового сообщества. Несмотря на достаточно длительный период существования криминологического учения о предупреждении преступности, до сих пор нет единства мнений относительно терминологической наполненности и социальной сущности данного явления. В научной литературе для обозначения указанного феномена используются различные термины: «борьба с преступностью», «комплексное воздействие на преступность», «деятельность по предупреждению преступности», «социально-правовой контроль над преступностью», «противодействие преступности», «сдерживание преступности» и другие понятия. При этом некоторые исследователи предлагают употреблять данные понятия как взаимозаменяющие103. Другие же видят в них существенные различия и указывают на невозможность их равнозначного употребления104. В последнее время в научной литературе высказывается мысль о замене термина «борьба» понятиями «безопасность» или «защита»105. Такая позиция представляется заслуживающей внимания, хотя и не бесспорной. Безусловно, общество нуждается в защите от преступных посягательств, но оно также и не может бездействовать. В целях предупреждения преступности должен использоваться весь арсенал средств, имеющихся в распоряжении общества и государства. При этом под борьбой с преступностью следует понимать активные действия общества и государства, направленные на удержание преступности на социально терпимом уровне. Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, в частности преступности, достигаемое применением ряда организационных, правовых, социальных и иных мер. Иначе говоря, состояние безопасности является конечной целью, желаемым результатом борьбы с преступностью. Что касается понятия предупреждения преступности, то нами разделяется мнение криминологов, согласно которому предупреждение преступности есть многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности в целом и отдельных видов преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность106. Рецидивная преступность является составной частью преступности, поэтому для ее предупреждения используются те же меры. К ним относятся мероприятия по общему оздоровлению политического, экономического и нравственно-психологического климата в стране. Однако специфичность объекта воздействия предполагает использование, кроме традиционных средств, особых приемов. Предупреждение рецидивной преступности направлено на недопущение совершения преступлений лицами, которые уже подвергались мерам уголовно-правового наказания. Иначе говоря, деятельность, связанная с предупреждением преступных рецидивов, имеет специфическую направленность: не только на устранение причин и условий, но и на достижение целей наказания, закрепление после освобождения достигнутых результатов исправительного воздействия с тем, чтобы не допустить возврата отбывающего или уже отбывшего наказание рецидивиста на преступный путь. Она осуществляется при помощи комплекса мер, которые могут быть обозначены как пенитенциарные, и постпенитенциарные меры107. Необходимым условием результативности деятельности, связанной с предупреждением рецидивной преступности, является ресоциализация осужденных: от того, насколько успешно осужденный к уголовному наказанию восстановит социально-полезные связи, возвратится к социально приемлемому образу жизни, в полной мере зависит ее эффективность. Представляется, что деятельность по предупреждению рецидивной преступности должна осуществляться в рамках единой комплексной системы, включающей совокупность мероприятий, направленных на достижение цели ресоциализации бывших осужденных и недопущение совершения ими повторных преступлений, осуществляемых на трех этапах: допенитенциарном, пенитенциарном и постпенитенциарном. В качестве требований, предъявляемых к ре-социализационной деятельности, можно предложить следующие: 1. На допенитенциарном этапе: вынесение в отношении осужденных справедливого, обоснованного, законного приговора, основанного на точном соблюдении принципов уголовного судопроизводства; ориентированность судей на цели ресоциализации осужденных; создание специального банка данных о ранее судимых лицах, содержащего криминологическую, уголовно-правовую, нравственно-психологическую информацию; обязательное обращение к такой информации при вынесении приговора в отношении неоднократно судимых лиц; назначение неоднократно судимым лицам, в отношении которых невозможно достичь цель исправления (ресоциализации), с учетом интересов безопасности общества, наказания в виде лишения свободы с отбытием в тюрьме. 2. На пенитенциарном этапе: индивидуальная психологическая работа с неоднократно судимыми лицами с использованием психологических, а в необходимых случаях и психотерапевтических методик; активное использование в процессе исправления предусмотренных законом средств ресоциализации: труда, воспитательной работы, режима и т.д.; проведение специально создаваемой при исправительных учреждениях службой работы с осужденными в целях подготовки к освобождению. 3. На постпенитенциарном этапе: проведение мероприятий, направленных на содействие ресоциализации отбывших уголовные наказания лиц; четкая законодательная регламентация правового положения отбывших уголовные наказания лиц и ознакомление их со своими правами и обязанностями; установление в необходимых случаях за отбывшими уголовные наказания лицами контроля, который должен сочетать в себе признаки административного и социального контроля. Важное место в системе предупреждения рецидивной преступности должно быть отведено социальному контролю, под которым в самом общем виде понимается система мер воздействия наличность (меры убеждения, поощрения, принуждения, общественного мнения), с помощью которых обеспечивается соответствие поведения лица господствующим нравственным, а также правовым нормам108. Возможности социального контроля в профилактике преступлений очень велики. Особенно это проявляется в контроле за ранее судимыми лицами. Об этом свидетельствует тот факт, что уровень рецидивной преступности значительно ниже в тех странах, где контролю за данной категорией лиц уделяется достаточно большое внимание (Япония, Швейцария). Профилактическим эффектом обладают такие меры социального контроля, как наблюдение за условно осужденными, условно-досрочно освобожденными от наказания лицами, в отношении которых применена отсрочка исполнения приговора, а также административный контроль за некоторыми категориями освобожденных от отбывания наказания лиц. Предупреждение рецидивной преступности невозможно без детальной правовой регламентации. Законодательно должны быть закреплены цели и задачи такой деятельности, а также средства их достижения. В этой связи необходимо принятие единого Закона «О предупреждении преступлений и иных правонарушений», в котором были бы урегулированы основные моменты осуществления деятельности по предупреждению преступности в РФ. Как нам представляется, такой важнейший вопрос для государства и гражданского общества, как предупреждение преступности, должен регулироваться именно на федеральном уровне, так как эффективное осуществление предупредительной деятельности может проводиться только в рамках системы, звенья которой действуют строго согласованно. Отсутствие единообразия в решении данного вопроса, которое может быть порождено различиями в законотворческом подходе субъектов Федерации, на наш взгляд, приведет к рассогласованности действия такой системы и неэффективности ее функционирования. Именно такая ситуация наблюдается в обществе в настоящее время. В связи с этим принятие единого Федерального закона «О предупреждении преступлений и иных правонарушений» могло бы устранить вышеназванные недостатки. Таким образом, противодействие преступности и такой ее наиболее опасной формы, как рецидивная преступность, является в настоящее время одной из приоритетных задач политики государства. В современных условиях назрела необходимость скорейшего разрешения данных проблем, что должно выражаться в разработке комплекса законодательных, правоприменительных и общесоциальных мер с учетом эффективности их действия на допенитенциарном, пенитенциарном и постпенитенциарном этапах уголовной ответственности. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|