Загрязнение морской природной среды |
Загрязнение морской природной среды (ст. 252 УК РФ): проблемы примененияНадточий Ю.В. Говоря о ст. 252 УК РФ, нужно заметить, что она практически не применяется на практике. Случаи преступного загрязнения морской природной среды регистрируются крайне редко, а ведь от ее качества напрямую зависит жизнедеятельность водных животных и растений. Так, исходя из данных статистики, на территории России в 1999 г. поданной статье зарегистрировано всего 1 преступление, в 2000 г. - 3, а на территории Дальневосточного федерального округа в 1999-2002 гг. таковых вообще не зарегистрировано, в 2003 - первой декаде 2004 - 1 преступление в ПК. Вместе с тем подобные преступления как совершались, так и продолжают совершаться. Загрязнение морской среды в настоящее время приобретает все более угрожающий характер. В результате загрязнения прибрежных вод сократились запасы мидии в полузакрытых участках бухт. Например, в кутовой части бухты Рейд Палада (зал. Посьета) молодых мидий в 5 - 10 раз меньше, чем в открытых районах. Также загрязнение способствует уменьшению биомасс большинства водорослей - объектов промысла в заливе Петра Великого. Кроме того, по сравнению с 1961 г., в настоящее время запасы ага-рофилов (вид водорослей) снизились с 86,5 тыс. т. до 40 тыс.т.126 Почему же так высока латентность данных преступлений? Этому, на наш взгляд, способствует целый ряд причин, среди которых и сложность установления объективных признаков преступлений (фиксация и показывание последствий, причинно-следственной связи), и бланкетность диспозиций, и недостатки конструкции норм, и обилие оценочных понятий и отсутствие постоянного контроля состояния водных объектов т.п. Объявление: Остановимся на объективной стороне данного преступления, особенность которой (впрочем, как и большинства норм об экологических преступлениях) выражается в том, что подобные преступления всегда совершаются путем нарушения специальных правил, а диспозиции статей, описывающих эти преступления, являются бланкетными. В результате для установления конкретных признаков состава преступления необходимо обращаться к соответствующим законам и иным нормативным актам по охране природы и использованию ее ресурсов. Это и ФЗ от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ФЗ от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ФЗ от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» и т.п. Вопросам защиты и сохранения морской среды посвящен ряд международных соглашений, участником которых является и наша страна127. Таким образом, эффективность такой уголовно-правовой нормы в большей степени зависит от качества правового регулирования конкретных общественных отношений, от качества норм, к которым отсылают эти самые бланкетные диспозиции. Однако эти акты не являются совершенными, они зачастую противоречат друг другу содержат неясные формулировки, создающие спорные правовые коллизии, а кроме того, множественность таких нормативных актов отнюдь не способствует их усвоению, правильному толкованию и применению. Все это затрудняет работу правоприменителя, приводит к ошибкам при квалификации подобных деяний. Понятно, что полностью избежать использования бланкетных диспозиций невозможно. В противном случае содержание этих норм будет чрезвычайно широким. Следовательно, возникает необходимость в доработке действующих нормативных актов, устранении имеющихся неточностей, противоречий и пробелов, а также максимально полное описание диспозиций соответствующих норм в тексте уголовного закона. Нужно отметить также, что сама статья построена очень сложно и содержит в себе ряд понятий и формулировок, требующих внимательного анализа при применении на практике. Так, необходимо, чтобы загрязняющее воздействие на морскую среду: а) осуществлялось из находящихся на суше источников (например, свалки); б) путем нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений с судна или сооружения, т.е. с того, что находится в морской среде, в море; в) сбрасываемые вещества и материалы должны быть сами по себе изначально вредоносными либо создающими помехи, т.е. в данном случае вещества (материалы) захоронения или сброса выступают как орудие преступления, в определенном смысле его дополнительным и обязательным предметом. Главное-они должны соответствовать признакам ч. 1 ст. 252 УК РФ. Именно эта чересчур сложная конструкция данного состава дает ученым основание для критики. Так, в научной литературе было высказано мнение по поводу неточного употребления законодателем при описании диспозиции ст. 252 УК сочетания «возведенные в море» в связи с тем, что искусственные сооружения, к примеру могут быть возведены и на суше, а к месту их стоянки в море возможно передвигаться на плоту. Кроме того, несмотря на подобную громоздкую конструкцию, диспозицией охватываются не все возможные способы загрязнения морской среды. К примеру, данная норма не позволяет привлекать к ответственности за загрязнение морской среды вследствие недоброкачественной производственной деятельности предприятий лесопромышленного комплекса. В связи с этим возникает вопрос, для чего же тогда перегружать диспозицию данной нормы сложными формулировками, если они не только не охватывают весь комплекс общественных отношений, связанных с загрязнением морской среды, но и не работают вообще? В связи с вышеизложенным, для устранения неточностей при толковании нормы предлагаем упростить формулировку ч. 1 ст. 252 УК РФ, а именно изложить ее в следующей редакции: «загрязнение морской среды, а равно незаконное захоронение, затопление либо сброс в морскую среду веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды». Нужно также учесть, что вредные последствия загрязнения проявляются не сразу. Мировой океан обладает большой инерционностью реагирования и требуется длительный скрытый период для того, чтобы неочевидные последствия стали явными. Возникает проблема установления причинно-следственной связи. Опасность ситуации в том, что когда это случится, будет уже слишком поздно что-либо предпринимать. В связи с этим считаем верной конструкцию данного состава как формального. Однако здесь нужно учесть, что само преступное деяние уже предполагает наступление определенных последствий: морская среда должна быть загрязнена. Скажем несколько слов о таком оценочном понятии, употребляемом в ч. 2 ст. 252 УК, как причинение «существенного вреда здоровью человека». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» разъясняется понятие вреда здоровью человека, под которым понимается «расстройство здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одному или нескольким лицам». Данное положение отнесено к ст.ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ. Во всех перечисленных статьях как раз и говорится о причинении «вреда здоровью человека», и лишь в ст. 252 УК речь идет о причинении «существенного вреда», суть которого остается неясной. В связи с этим вопрос об определении этого существенного вреда здоровью человека на практике решается неоднозначно, вызывая ряд трудностей, что приводит к неправильной квалификации деяний. В научной литературе высказываются различные мнения по этому поводу. Так, Жевлаков предлагает под вредом здоровью понимать расстройство здоровья или временную утрату трудоспособности, не относящиеся к легкому вреду здоровью, а также причинение легкого вреда здоровью, а под существенным вредом - причинение средней тяжести и тяжкого вреда здоровью одному или нескольким лицам. Мы считаем, что целесообразнее во избежание затруднений и различного толкования понятий, в целях устранения неточносте законодателя при описании последствий экологических преступлений в ч. 2 ст. 252 УК слово «существенного» исключить, а после слова «человека» добавить слова «существенный вред». Отметим, что аналогичное мнение было высказано в диссертационной работеЛавыгинойИ.В. Под вредом животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам понимается возникновение заболеваний и гибель водных животных и растений, уничтожение рыбных запасов, мест нереста, массовая гибель водных животных на определенной территории, экологическая ценность поврежденной территории и т.п., что определено указанным выше законом как «существенный экологический вред». Данный термин в статьях УК РФ не употребляется. Оценивая размер вреда, необходимо учитывать стойкость загрязнения, вид загрязняющего вещества, площадь загрязнения, количество погибших живых организмов, ценность загрязненных участков в экологическом отношении (заповедник, заказник, нерестовое место), объем материальных затрат, необходимых для ликвидации загрязнения, и т.п. Вопрос о размерах вреда, причиненного загрязнением морской среды, решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела и имеющихся такс. Этот вопрос в данном случае остается открытым. Стоит учесть однако, что характер воздействия на море специфичен и здесь возможно наступление огромного, не поддающегося измерению вреда. Достаточно для примера вспомнить о загрязнении Камчатского шельфа, Лвагинской губы, Сахалинского залива и пр. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|