Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Наказание в виде лишения права занимать определенные должности





Наказание в виде лишения права занимать определенные должности

Исчисление срока исполнения и отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Якупова Н.М.

Согласно ч.1 ст.47 УК РФ, лишение права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью со­стоит в запрещении занимать должности на государственной служ­бе, в органах местного самоуправления либо заниматься опреде­ленной профессиональной или иной деятельностью.

Применение рассматриваемого наказания обусловливается глав­ным образом необходимостью предупреждения рецидива преступле­ния со стороны лиц, преступления которых были связаны с их должно­стным положением или профессиональной деятельностью. Это нака­зание может быть весьма эффективным, например, в отношении лиц, осужденных за получение взятки, транспортные преступления и т.п.129

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 27 мая 2003г. № 58 - ФЗ «О системе государственной службы Российской Фе­дерации»130, государственной службой считается профессио­нальная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий. Согласно ст.1 Федераль­ного закона от 31 июля 1996г. № 119 - ФЗ «Об основах государ­ственной службы Российской Федерации»131, - государственная должность - это должность в федеральных органах государствен­ной власти, органах государственной власти субъектов Российс­кой Федерации, а также в иных государственных органах, образу­емых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (да­лее - государственные органы), с установленными кругом обязан­ностей по исполнению и обеспечению полномочий данного госу­дарственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Уголовно-правовое содержание наказания в виде лишения пра­ва занимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью нормативно определено в законе достаточно широко и довольно неоднозначно. Оно включает в себя запрет за­нимать должности на государственной службе и в органах местно­го самоуправления, а также заниматься профессиональной и иной деятельностью. Закон не раскрывает понятие «иной деятельности», что, по мнению некоторых авторов, будто бы позволяет рассматривать ее в широком смысле как любую постоянную или периодичес­кую деятельность лица, которая может быть даже побочным заня­тием (например, в сфере досуга). Такая неопределенность вызыва­ет трудности в практике.132 Однако такой поход к пониманию иной деятельности не может быть признан привлекательным.

По нашему мнению, под иной деятельностью следует понимать всякую иную деятельность, для осуществления которой требуется получение соответствующей лицензии и постановка на учет в нало­говой инспекции. Такой подход к пониманию этого вопроса объяс­няется тем, что проконтролировать запрет по приговору суда зани­маться определенной деятельностью возможно только в части та­кой деятельности, которая лицензируется и сопровождается поста­новкой на учет в качестве налогоплательщика.

Объявление:

Рассматриваемое наказание при назначении его в качестве ос­новного или дополнительного исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного (ч.1 ст.ЗЗ УИК РФ).

При назначении данного наказания в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дис­циплинарной воинской части или лишению свободы оно исполняет­ся соответственно администрацией учреждения, исполняющего основное наказание (ч. 2 ст.ЗЗ УИК РФ).

Прежде всего необходимо отметить, что на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как дополнительное на­казание может назначаться даже тогда, когда оно не предусмот­рено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в каче­стве наказания за соответствующее преступление. Однако в п. 25 Постановления № 40 Пленума Верховного Суда РФ от 1 1.06.1 999 года «О практике назначения судами уголовного наказания» разъясняется, что указанный вид наказания не может применять­ся в качестве дополнительного, если оно предусмотрено санкци­ей статьи Особенной части УК РФ как один из основных видов наказаний».133 Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ ог­раничил возможность применения этого наказания в качестве до­полнительного. Для уголовно-правовой оценки преступлений про­тив интересов службы данное положение представляет особую актуальность, поскольку в абсолютном большинстве санкций со­ответствующих норм лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью являет­ся одним из основных видов наказаний.

Позиция Пленума вызывает серьезные и обоснованные возра­жения, поскольку она, на наш взгляд, базируется на неверном тол­ковании ч. 3 ст. 47 УК РФ. Из содержания ч. 3 ст. 47 УК никоим образом не следует, что применение или неприменение лишения права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью законодателем ставится в зависимость от того, указано ли оно в санкции нормы или нет. В ней сказано лишь о том, что такое дополнительное наказание может назначаться и в случаях, когда оно вообще отсутствует в санкции. Такая формули­ровка не может трактоваться, как только в этих случаях. Отсюда -предлагается исключить указанное разъяснение Пленума, как не соответствующее смыслу закона.134

Лишение права занимать определенные должности или занимать­ся определенной деятельностью в качестве основного наказания может назначаться на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусматривается в санкциях статей Особенной части УК 1996г. При этом в качестве основного наказания оно предусматривается - 37 раз (в альтернативе с другими наказа­ниями), в том числе сроком до пяти лет-17 раз, до трех лет- 12 раз, до двух лет - 2 раза, от 2 до 5 лет - 5 раз, от 1 до 5 лет - 1 раз.

Порядок исчисления срока отбывания и исполнения этого нака­зания следующий. Если лишение права назначено судом в каче­стве дополнительного к обязательным работам,исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнитель­ного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, оно распро­страняется на все время отбывания указанных основных видов на­казаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

По нашему мнению, наказание, предусмотренное ст. 47 УК РФ, следует разъединить на два самостоятельных, а именно: на «Ли­шение права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления» и на «Лишение права занимать­ся определенной профессиональной и иной деятельностью».

Как было сказано выше, наказание в виде лишения права зани­мать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусматривается в более ста санкций статей Осо­бенной части УК РФ, но в судебной практике это наказание назна­чается довольно редко. При этом статистические данные показыва­ют, что применение этого наказания идет на убыль.

Еще в начале 80-х годов Ю. Мельникова и Н. Алиев писали: «Эффективность лишения права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью снижается за счет недостатков практики его исполнения. Значительная часть осужден­ных к этому наказанию увольняется администрацией предприятий по собственному желанию, что нельзя признать правильным».135

Наше исследование показывает, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью в большинстве своем назначается лицам, работающим на транс­порте, в системе обслуживания, а также, хотя очень редко, в отно­шении лиц, занимающих материально-ответственные должности.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >