Наказание в виде лишения права занимать определенные должности |
Исчисление срока исполнения и отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюЯкупова Н.М. Согласно ч.1 ст.47 УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Применение рассматриваемого наказания обусловливается главным образом необходимостью предупреждения рецидива преступления со стороны лиц, преступления которых были связаны с их должностным положением или профессиональной деятельностью. Это наказание может быть весьма эффективным, например, в отношении лиц, осужденных за получение взятки, транспортные преступления и т.п.129
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 27 мая 2003г. № 58 - ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»130, государственной службой считается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий. Согласно ст.1 Федерального закона от 31 июля 1996г. № 119 - ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»131, - государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Уголовно-правовое содержание наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью нормативно определено в законе достаточно широко и довольно неоднозначно. Оно включает в себя запрет занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься профессиональной и иной деятельностью. Закон не раскрывает понятие «иной деятельности», что, по мнению некоторых авторов, будто бы позволяет рассматривать ее в широком смысле как любую постоянную или периодическую деятельность лица, которая может быть даже побочным занятием (например, в сфере досуга). Такая неопределенность вызывает трудности в практике.132 Однако такой поход к пониманию иной деятельности не может быть признан привлекательным. По нашему мнению, под иной деятельностью следует понимать всякую иную деятельность, для осуществления которой требуется получение соответствующей лицензии и постановка на учет в налоговой инспекции. Такой подход к пониманию этого вопроса объясняется тем, что проконтролировать запрет по приговору суда заниматься определенной деятельностью возможно только в части такой деятельности, которая лицензируется и сопровождается постановкой на учет в качестве налогоплательщика. Объявление: Рассматриваемое наказание при назначении его в качестве основного или дополнительного исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного (ч.1 ст.ЗЗ УИК РФ). При назначении данного наказания в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы оно исполняется соответственно администрацией учреждения, исполняющего основное наказание (ч. 2 ст.ЗЗ УИК РФ). Прежде всего необходимо отметить, что на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как дополнительное наказание может назначаться даже тогда, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление. Однако в п. 25 Постановления № 40 Пленума Верховного Суда РФ от 1 1.06.1 999 года «О практике назначения судами уголовного наказания» разъясняется, что указанный вид наказания не может применяться в качестве дополнительного, если оно предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ как один из основных видов наказаний».133 Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ ограничил возможность применения этого наказания в качестве дополнительного. Для уголовно-правовой оценки преступлений против интересов службы данное положение представляет особую актуальность, поскольку в абсолютном большинстве санкций соответствующих норм лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одним из основных видов наказаний. Позиция Пленума вызывает серьезные и обоснованные возражения, поскольку она, на наш взгляд, базируется на неверном толковании ч. 3 ст. 47 УК РФ. Из содержания ч. 3 ст. 47 УК никоим образом не следует, что применение или неприменение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью законодателем ставится в зависимость от того, указано ли оно в санкции нормы или нет. В ней сказано лишь о том, что такое дополнительное наказание может назначаться и в случаях, когда оно вообще отсутствует в санкции. Такая формулировка не может трактоваться, как только в этих случаях. Отсюда -предлагается исключить указанное разъяснение Пленума, как не соответствующее смыслу закона.134 Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания может назначаться на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусматривается в санкциях статей Особенной части УК 1996г. При этом в качестве основного наказания оно предусматривается - 37 раз (в альтернативе с другими наказаниями), в том числе сроком до пяти лет-17 раз, до трех лет- 12 раз, до двух лет - 2 раза, от 2 до 5 лет - 5 раз, от 1 до 5 лет - 1 раз. Порядок исчисления срока отбывания и исполнения этого наказания следующий. Если лишение права назначено судом в качестве дополнительного к обязательным работам,исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия. По нашему мнению, наказание, предусмотренное ст. 47 УК РФ, следует разъединить на два самостоятельных, а именно: на «Лишение права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления» и на «Лишение права заниматься определенной профессиональной и иной деятельностью». Как было сказано выше, наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусматривается в более ста санкций статей Особенной части УК РФ, но в судебной практике это наказание назначается довольно редко. При этом статистические данные показывают, что применение этого наказания идет на убыль. Еще в начале 80-х годов Ю. Мельникова и Н. Алиев писали: «Эффективность лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью снижается за счет недостатков практики его исполнения. Значительная часть осужденных к этому наказанию увольняется администрацией предприятий по собственному желанию, что нельзя признать правильным».135 Наше исследование показывает, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в большинстве своем назначается лицам, работающим на транспорте, в системе обслуживания, а также, хотя очень редко, в отношении лиц, занимающих материально-ответственные должности. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|