Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Место антимонопольного права





Место антимонопольного права

Место антимонопольного права в системе права России

Зайцев В.

Систему права можно определить как внутренне согласованное единение правовых норм, разделенных на отрасли (основные, ком­плексные, процессуальные) и институты.

Основаниями (критериями) выделения отрасли как самостоятель­ной единицы нормативно-правового регулирования общественных отношений в общей системе права, по мнению большинства теоре­тиков права, является наличие самостоятельного предмета и мето­да правового регулирования соответствующей отрасли. При этом, помимо основных (гражданского, административного, уголовного), обосновывается и существование комплексных отраслей права, ко­торые, в отличие от основных, имеют относительно самостоятель­ный предмет правового регулирования, заимствуют методы и прин­ципы правового регулирования смежных-самостоятельных отрас­лей права.160 К числу комплексных отраслей права относится и ан­тимонопольное право.

Сторонники необходимости принятия предпринимательского ко­декса отмечают неурегулированность вертикальных- публично-пра­вовых отношений в рамках ГК РФ, и говорят о необходимости уре­гулирования публичных правоотношений специальным комплексным нормативно-правовым актом - предпринимательским кодексом. Однако в данной ситуации можно столкнуться с неизбежными про­тиворечиями и коллизиями гражданского и предпринимательского кодексов, а отсутствие закона о силе и порядке применения норма­тивно-правовых актов делает такую ситуацию тупиковой.

В то же время, как справедливо заметил Еременко В.И., в ГК РФ «закреплена по сути дела лишь одна общая норма о недопу­щении использования гражданских прав в целях ограничения кон­куренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В отличие от конституционных норм, в ГК РФ отсутствует норма о необходимости пресечения недобросовестной конкурен­ции»161. Кроме того, норма ст. 10ГКРФ, по мнению ряда ученых162, не должна применяться к конкурентным отношениям.

Таким образом, основная роль в реализации конституционных принципов поддержки конкуренции, ограничения монополистичес­кой деятельности и пресечения недобросовестной конкуренции, закрепленных в ст. 34 Конституции РФ, отводится специальному антимонопольному законодательству. В основе антимонопольного законодательства лежат такие законодательные акты, как Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»163, Закон «О защите конкуренции на рынке фи­нансовых услуг»164, Закон «О естественных монополиях»165, а так­же подзаконные нормативно-правовые акты, принятые в соответ­ствии с вышеназванными законами. Перечисленные выше законы носят комплексный характер, что обеспечивает оптимальное соче­тание частных и публичных интересов в правовом регулировании конкурентно-монополистических отношений.

Объявление:

Кроме того, в системе источников антимонопольного права сле­дует выделить, помимо актов, непосредственно регулирующих кон­курентные отношения, также акты, содержащие нормы конкурент­ной и антимонопольной направленности166.

о соотношении источников антимонопольного права между собой, следует согласиться с мнением Еременко В.И., что действие норм любых федеральных законов, а также нормативных актов Пре­зидента РФ и Правительства РФ, имеющих целью пресечение не­добросовестной конкуренции или монополистической деятельнос­ти, исключается, если они противоречат не только Конституции РФ, но также и Закону «О конкуренции и ограничении иной деятельнос­ти на товарных рынках».

Однако в случае противоречия антимонопольного закона ГК РФ должен применяться последний до тех пор, пока публичные отно­шения не будут вынесены за сферу гражданско-правового регули­рования или пока не будет исключен абз.2. ст. 10 ГК РФ.

Таким образом, под антимонопольным или конкурентным пра­вом167 следует понимать комплексную отрасль права, регулирую­щую общественные отношения в области предупреждения, ограни­чения и пресечения монополистической деятельности и недобросо­вестной конкуренции, обеспечения условий для создания и эффек­тивного функционирования товарных рынков.

Предметом правового регулирования, т.е. тем, на что направле­но правовое регулирование конкурентного права, таким образом, являются общественные отношения, возникающие по поводу:

• защиты участников гражданского оборота от монополистичес­кой деятельности на товарных рынках и рынке финансовых услуг;

• защиты от недобросовестных конкурентных действий со сто­роны субъектов антимонопольного права на товарных рынках и рынке финансовых услуг;

• ценообразования и деятельности субъектов естественных монополий и др.

Под методом правового регулирования следует понимать систе­му специфических средств, способов, приемов и форм выражения правотворческой воли в различных структурных элементах право­вых норм в зависимости от сферы, рода, вида и иных особенностей организуемых жизненных отношений.168

Антимонопольное право заимствует методы правового регулиро­вания, главным образом публичных отраслей права, например, им­перативный метод властных предписаний, содержащий в себе пре­имущественно нормы-запреты. Но так как конкурентное право явля­ется комплексной отраслью права, то, соответственно, используется и диспозитивный метод правового регулирования, дающий субъек­там возможность выбора вариантов поведения в рамках закона.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >