Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Средства стимулирования в предпринимательской деятельности





Средства стимулирования в предпринимательской деятельности

Гражданско-правовые средства стимулирования в предпринимательской и иной экономической деятельности

Краснов А.В.

В рамках гуманитарных наук общепринятым является подход к стимулу как к побудительному фактору. Если рассмотреть право­вые средства в информационно-психологическом аспекте, то ста­новится очевидным, что стимулы и ограничения являются значи­мыми для мотивации поведения, связаны в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта169. И дей­ствительно, «право воздействует на экономику, потребности не не­посредственно, а через интересы людей, в которых находит отра­жение воля всего народа. Интересы являются связующим звеном между правом и экономикой, потребностями. Все указанные кате­гории находятся в определенном соотношении и составляют объек­тивно обусловленную цепь: условия жизни общества (среда) - по­требности - интересы - воля - право»170.

К сожалению, мало кто из ученых уделяет внимание тому обсто­ятельству, что санкция правовой нормы не просто указывает на не­благоприятные правовые последствия, но и побуждает к соблюде­нию той или иной модели поведения через механизм стимулирова­ния. Обеспечить-значит создать условия для чего-либо, сделать надежным, безусловно осуществимым. На наш взгляд, поощрение, наряду с неблагоприятными правовыми последствиями, отно­сится к содержанию санкций. Этого мнения придерживается целый ряд правоведов171.

Правовой стимул - более широкая категория, чем правовое по­ощрение. Стимулирование может осуществляться не только на уров­не санкции правовой нормы, но и в рамках содержания других ее элементов172. Мы же ставим цель проанализировать меры стимули­рования в пределах санкций норм права.

Анализ законодательства позволяет говорить о множестве раз­новидностей правовых поощрений. Так, правовая льгота- право­мерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему пол­нее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предос­тавлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в ос­вобождении от обязанностей173. Например, Министерство финан­сов имеет право освобождать от налогов транспортников, которые перевозят нефть174; отменяются таможенные пошлины на продук­цию (часть) нефтепереработки, лесопромышленности.175 Однако указанные меры относятся, скорее, к содержанию диспозиции правовой нормы.

Объявление:

В то же время некоторые льготы могут рассматриваться как меры обеспечения (санкции). С целью стимулирования производства (спе­циально поощряемое поведение) - освобождение от таможенных пошлин176; чтобы юридические лица участвовали в социальной про­грамме строительства жилья для военнослужащих из состава рос­сийских войск, выведенных из Германии, -освобождение их от ряда налогов177 и пр.

Нормотворческий орган предусматривает «меры поддержки» (или «формы поддержки»), оказываемые (или которые должны ока­зываться) тем или иным категориям лиц: финансово-промышлен­ным группам178, садоводческим, огородническим и дачным неком­мерческим объединениям граждан179 и др. Это может быть под­держка участия в целевых программах, введение в штат органов исполнительной власти соответствующих специалистов, предос­тавление помещений, услуг, установление нормативов платы за энергию и т.д. и т.п.

Кроме полного или частичного освобождения от налогов, взно­сов во внебюджетные фонды и платежей, все остальные так назы­ваемые меры поддержки в большинстве своем под понятие поощ­рительной санкции не подпадают. Исключение могут составить раз­ве что такие формы поддержки, которые применяются за специаль­но поощряемое поведение.

В действующих нормативных актах можно встретить и понятие «экономическое стимулирование». Оно, в частности, встречается в законодательстве, посвященном поставкам продукции (сельскохо­зяйственной, оборонной и иной) для федеральных государственных нужд180, и предполагает наличие льгот по налогообложению; целевые дотации и субсидии; кредиты на льготных условиях и т.д.

На наш взгляд, поставка отдельных видов продукции (напри­мер, сельскохозяйственной), или в определенное место (террито­рию) - не просто правомерное, а специально поощряемое государ­ством поведение, поэтому такое «экономическое стимулирование» вполне можно отнести к поощрительным санкциям. Среди них-уже известные нам льготы (освобождение от налогов, облегчение задачи по нахождению и получению кредитов и т.д.), а также иные виды поощрения (ассигнования из бюджета).

Об экономическом стимулировании говорится также и в Комп­лексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России, в которой отмечается, что госу­дарственные капитальные вложения в первую очередь должны быть направлены на реализацию программы «Жилище», на строитель­ство жилья для военнослужащих181. Таким образом, как отмечается в литературе, государство создает стимулы для строительства и приобретения жилья за счет собственных средств граждан, поощ­ряет инвестирование в жилищное строительство, и последнее ста­новится одним из действенных способов реализации жилищной правосубъектности граждан182.

Как видим, поощрение может существовать в форме льгот, что сомнений не вызывает. По поводу других поощрительных мер, рас­смотренных нами как санкции, можно сказать, что они практически не поддаются стройной классификации. Понятие «формы поддерж­ки» включает в себя и льготы, и другие поощрительные санкции, и другие стимулирующие меры на уровне диспозиции. «Экономичес­кое стимулирование» включает в себя в том числе и льготы; кроме того, использование понятия «стимулирование» некорректно и потому, что стимул, как было подмечено, - широкое понятие, превос­ходящее по объему поощрение (стимулировать могут по-своему и субъективное право, и определенный юридический факт). Поэтому следует говорить о льготах и иных поощрительных мерах.

С поощрительными санкциями связан целый ряд проблем, касаю­щихся как их создания (на уровне правотворчества), так и реализа­ции. Первое, что бросается в глаза, - отсутствие четкого понятийного аппарата в законодательстве. Используются, как мы выше отмечали, совершенно различные термины, однако понятие «поощрение», как таковое, отсутствует. В результате очень сложно отграничить право­вые явления обеспечительного порядка от тех, которые закрепляются на уровне диспозиции нормы. Это затруднение вызывается и другой причиной - недостатками в применении юридико-технических приемов формулирования государственной воли: в нормы не включается ука­зание на конфетное специально поощряемое поведение; поощритель­ные меры перечисляются хаотично, без увязок с основаниями их при­менения; отсутствует четкое логическое построение элементов нор­мы, обычно присущее тем из последних, которые в качестве санкции предусматривают неблагоприятные правовые последствия.

Следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что необоснован­ное введение льгот может привести к злоупотреблению своим поло­жением теми или иными субъектами183.

Полезным, на наш взгляд, является предложение установить меры ответственности на случай невыполнения правовых льгот184: в противном случае льгота превращается в декларацию.

Конечно, можно сказать, что четкое законодательное закрепле­ние поощрительных санкций не требуется в силу диспозитивных начал гражданского права: согласно принципу «разрешено все, что не запрещено» участники соглашения могут самостоятельно вне­сти в договор нормы с поощрительными санкциями. Однако ныуровень правосознания не позволяет спускать решение интересующей нас проблемы на индивидуальный уровень: практи­ка свидетельствует о практически полном отсутствии поощритель­ных мер в договорах. Тем не менее мы считаем, что за поощри­тельными санкциями-будущееобеспечительных процессов. И при этом не важно, в каком виде они будут выступать - в виде право­вых льгот либо собственно правовых поощрений.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >