Средства стимулирования в предпринимательской деятельности |
Гражданско-правовые средства стимулирования в предпринимательской и иной экономической деятельностиКраснов А.В. В рамках гуманитарных наук общепринятым является подход к стимулу как к побудительному фактору. Если рассмотреть правовые средства в информационно-психологическом аспекте, то становится очевидным, что стимулы и ограничения являются значимыми для мотивации поведения, связаны в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта169. И действительно, «право воздействует на экономику, потребности не непосредственно, а через интересы людей, в которых находит отражение воля всего народа. Интересы являются связующим звеном между правом и экономикой, потребностями. Все указанные категории находятся в определенном соотношении и составляют объективно обусловленную цепь: условия жизни общества (среда) - потребности - интересы - воля - право»170. К сожалению, мало кто из ученых уделяет внимание тому обстоятельству, что санкция правовой нормы не просто указывает на неблагоприятные правовые последствия, но и побуждает к соблюдению той или иной модели поведения через механизм стимулирования. Обеспечить-значит создать условия для чего-либо, сделать надежным, безусловно осуществимым. На наш взгляд, поощрение, наряду с неблагоприятными правовыми последствиями, относится к содержанию санкций. Этого мнения придерживается целый ряд правоведов171. Правовой стимул - более широкая категория, чем правовое поощрение. Стимулирование может осуществляться не только на уровне санкции правовой нормы, но и в рамках содержания других ее элементов172. Мы же ставим цель проанализировать меры стимулирования в пределах санкций норм права. Анализ законодательства позволяет говорить о множестве разновидностей правовых поощрений. Так, правовая льгота- правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей173. Например, Министерство финансов имеет право освобождать от налогов транспортников, которые перевозят нефть174; отменяются таможенные пошлины на продукцию (часть) нефтепереработки, лесопромышленности.175 Однако указанные меры относятся, скорее, к содержанию диспозиции правовой нормы. Объявление: В то же время некоторые льготы могут рассматриваться как меры обеспечения (санкции). С целью стимулирования производства (специально поощряемое поведение) - освобождение от таможенных пошлин176; чтобы юридические лица участвовали в социальной программе строительства жилья для военнослужащих из состава российских войск, выведенных из Германии, -освобождение их от ряда налогов177 и пр. Нормотворческий орган предусматривает «меры поддержки» (или «формы поддержки»), оказываемые (или которые должны оказываться) тем или иным категориям лиц: финансово-промышленным группам178, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан179 и др. Это может быть поддержка участия в целевых программах, введение в штат органов исполнительной власти соответствующих специалистов, предоставление помещений, услуг, установление нормативов платы за энергию и т.д. и т.п. Кроме полного или частичного освобождения от налогов, взносов во внебюджетные фонды и платежей, все остальные так называемые меры поддержки в большинстве своем под понятие поощрительной санкции не подпадают. Исключение могут составить разве что такие формы поддержки, которые применяются за специально поощряемое поведение. В действующих нормативных актах можно встретить и понятие «экономическое стимулирование». Оно, в частности, встречается в законодательстве, посвященном поставкам продукции (сельскохозяйственной, оборонной и иной) для федеральных государственных нужд180, и предполагает наличие льгот по налогообложению; целевые дотации и субсидии; кредиты на льготных условиях и т.д. На наш взгляд, поставка отдельных видов продукции (например, сельскохозяйственной), или в определенное место (территорию) - не просто правомерное, а специально поощряемое государством поведение, поэтому такое «экономическое стимулирование» вполне можно отнести к поощрительным санкциям. Среди них-уже известные нам льготы (освобождение от налогов, облегчение задачи по нахождению и получению кредитов и т.д.), а также иные виды поощрения (ассигнования из бюджета). Об экономическом стимулировании говорится также и в Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России, в которой отмечается, что государственные капитальные вложения в первую очередь должны быть направлены на реализацию программы «Жилище», на строительство жилья для военнослужащих181. Таким образом, как отмечается в литературе, государство создает стимулы для строительства и приобретения жилья за счет собственных средств граждан, поощряет инвестирование в жилищное строительство, и последнее становится одним из действенных способов реализации жилищной правосубъектности граждан182. Как видим, поощрение может существовать в форме льгот, что сомнений не вызывает. По поводу других поощрительных мер, рассмотренных нами как санкции, можно сказать, что они практически не поддаются стройной классификации. Понятие «формы поддержки» включает в себя и льготы, и другие поощрительные санкции, и другие стимулирующие меры на уровне диспозиции. «Экономическое стимулирование» включает в себя в том числе и льготы; кроме того, использование понятия «стимулирование» некорректно и потому, что стимул, как было подмечено, - широкое понятие, превосходящее по объему поощрение (стимулировать могут по-своему и субъективное право, и определенный юридический факт). Поэтому следует говорить о льготах и иных поощрительных мерах. С поощрительными санкциями связан целый ряд проблем, касающихся как их создания (на уровне правотворчества), так и реализации. Первое, что бросается в глаза, - отсутствие четкого понятийного аппарата в законодательстве. Используются, как мы выше отмечали, совершенно различные термины, однако понятие «поощрение», как таковое, отсутствует. В результате очень сложно отграничить правовые явления обеспечительного порядка от тех, которые закрепляются на уровне диспозиции нормы. Это затруднение вызывается и другой причиной - недостатками в применении юридико-технических приемов формулирования государственной воли: в нормы не включается указание на конфетное специально поощряемое поведение; поощрительные меры перечисляются хаотично, без увязок с основаниями их применения; отсутствует четкое логическое построение элементов нормы, обычно присущее тем из последних, которые в качестве санкции предусматривают неблагоприятные правовые последствия. Следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что необоснованное введение льгот может привести к злоупотреблению своим положением теми или иными субъектами183. Полезным, на наш взгляд, является предложение установить меры ответственности на случай невыполнения правовых льгот184: в противном случае льгота превращается в декларацию. Конечно, можно сказать, что четкое законодательное закрепление поощрительных санкций не требуется в силу диспозитивных начал гражданского права: согласно принципу «разрешено все, что не запрещено» участники соглашения могут самостоятельно внести в договор нормы с поощрительными санкциями. Однако ныуровень правосознания не позволяет спускать решение интересующей нас проблемы на индивидуальный уровень: практика свидетельствует о практически полном отсутствии поощрительных мер в договорах. Тем не менее мы считаем, что за поощрительными санкциями-будущееобеспечительных процессов. И при этом не важно, в каком виде они будут выступать - в виде правовых льгот либо собственно правовых поощрений. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|