Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Понятие информационных услуг





Понятие информационных услуг

Понятие информационных услуг

Лобова Т.В.

За последнюю четверть XX века в мировой экономике произош­ли значительные изменения, вызванные переходом к новым инфор­мационным технологиям. Повседневное и доступное использова­ние спутников, Интернета, электронной почты, мобильной связи в условиях унификации деловой среды и широкого доступа к инфор­мации о рынках впервые создали возможность для массовой ин­тернационализации в сфере услуг. Объем реализованных товаров и услуг в сфере Интернет - экономики за 2003 год составил в США-300 миллиардов долларов, а в России, по приблизительным под­счетам, до 200 миллиардов долларов.185

Важнейшей проблемой российского государства является фор­мирование высокоорганизованной, продуктивной и жизнеспособной информационной среды, представляющей собой совокупность ин­формационных ресурсов, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства.

Вместе с тем на пути развития этого процесса стоит немало про­блем, вызванных отсутствием законодательной базы. В юридичес­кой литературе данному вопросу до настоящего времени не уделя­лось должного внимания.

Договорные отношения в информационной сфере, связанные с процессами создания, движения и потребления информации, под­чиняясь в целом общим закономерностям правового регулирования гражданско-правового договора, обладают определенной спе­цификой, вытекающей из свойств информации как особого объекта гражданских прав. Поэтому при конструировании договорных свя­зей между субъектами следует учитывать следующие основные свойства информации:

Объявление:

• нематериальная сущность информации, то есть информация представляет собой категорию идеального, она неосязаема, непот-ребляема;

• ценность объекта определяет содержательная сущность ин­формации;

• одна и та же информация как объект права может одновре­менно находиться у неограниченного круга субъектов права;

• многовариантность форм представления информации;

• одновременная виртуальная доступность информации нео­граниченному числу лиц (пользователей) независимо от их места нахождения.186

По договору на оказание информационных услуг одна сторона -исполнитель-обязуется предоставить другой стороне-заказчику - информацию в соответствии с заданием.

Законодатель, перечисляя информационные услуги в п. 2 ст. 779 ГК РФ, говорит о видовой их принадлежности договору на возмездное оказание услуг. Следовательно, договор на оказание информационных услуг относится к числу возмездных, консенсу-альных и двустороннеобязывающих договоров. Ряд авторов от­носит договор на оказание информационных услуг к предприни­мательским, заключаемым в сфере инфраструктуры рынка.187 Такая квалификация договора существенно влияет на его субъект­ный состав.

Пугинский Б.И. справедливо отмечает, что развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов договоров. Некоторые из них используются преимуществен­но в коммерции, другие имеют как торговое, так и общегражданс­кое применение.188 К таким договорам он относит и договор на ока­зание информационных услуг.

Субъектами договорного регулирования в информационной сфере выступают как граждане, так и юридические лица, в том числе ино­странные организации, являющиеся собственниками (владельца­ми) информационных ресурсов-информационные центры, фонды, агентства, библиотеки, архивы, музеи, органы федеральной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и т.д. Потребители информации заключают договор возмездного оказа­ния информационных услуг с субъектами, владеющими информа­ционными ресурсами.189

Сторонами по договору на оказание информационных услуг вы­ступают исполнитель и заказчик.

Обязанность исполнителя состоит в оказании определяемой сто­ронами услуги, а обязанность заказчика - в оплате услуг исполни­теля в сроки и в порядке, указанном в договоре. Стоимость услуг и порядок расчета согласовываются сторонами с учетом договорных цен и порядка, установленного в ГК РФ.

Весьма обоснованным представляется предложение В.А. Севе­рина о включении в договор, заключаемый между предпринимателя­ми, отдельного условия о защите коммерческой тайны.190 Стороны в договоре могут предусмотреть положения, запрещающие заказчику передавать полученную от исполнителя информацию третьим лицам, а исполнитель обязуется не разглашать данные коммерческого характера, предоставленные ему заказчиком.191 Стороны могут уточ­нять содержание информации, и если информация составляет ком­мерческую тайну, то действия сторон сопровождаются оговоркой о ее конфиденциальности. Определяя предмет договора, передающая сторона раскрывает содержание предоставляемой информации, яв­ляющейся секретом фирмы, а получающая сторона указывает цель получения информации. Получающая сторона также берет на себя обязательство не разглашать полученную информацию перед треть­ими лицами и соблюдать достаточную степень секретности, позволя­ющую избежать утечки информации. При этом сам факт заключения соглашения между сторонами не разглашается.

Сдача-приемка выполненных информационныхуслуг производится сторонами по акту, как правило, в месте нахождения заказчика.

Сторонами может быть предусмотрена ответственность за неис­полнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В случае несвоевременного предоставления информации исполнитель обя­зан возвратить заказчику денежные средства за период, в течение которого информация не предоставлялась, а заказчик вправе при­остановить перечисление денежных средств на счет исполнителя. В случае несвоевременного перечисления денежных средств за­казчиком исполнитель вправе приостановить информационное об­служивание. При этом следует отметить, что при оказании услуг в сфере предпринимательской деятельности заказчик вправе не оп­лачивать досрочно оказанные услуги, если возможность их дос­рочного оказания не обусловлена договором.

Практика заключения договоров на возмездное оказание инфор­мационных услуг выявила и причины возникновения споров между сторонами. Прежде всего, это отсутствие четко сформулированно­го письменного задания, отсутствие точно определенных сроков исполнения и иных условий договора, а также неплатежеспособ­ность заказчика. Во избежание возникновения данных споров мож­но предложить ряд практических рекомендаций.

Во-первых, необходима совместная подготовка и согласование всех основных вопросов и проблем, связанных с оказанием инфомационных услуг. Во-вторых, стороны могут включать в договор любые предусмотренные ст. 12 ГК РФ способы защиты гражданс­ких прав, связанных с использованием информации, составляющей коммерческую тайну. В-третьих, стороны могут широко использо­вать гражданско-правовые способы обеспечения исполнения обя­зательств - неустойку, удержание имущества должника, поручи­тельство, залог и др. Подобные меры могут полностью устранить или минимизировать возможные имущественные потери.

Необходимо четко определить права и обязанности сторон по договору возмездного оказания информационных услуг, а также предусмотреть ответственность за их нарушение с учетом особен­ностей объекта данных отношений - информации, степени доступа информации для пользователей.

Выделение отдельных видов договоров связано, в конечном счете, с тем, что для соответствующей модели договора возникает необходимость установить специальный правовой режим. Издан­ный момент назрела необходимость в выделении договора на воз­мездное оказание информационных услуг в самостоятельный вид договора. Критерием для такого деления являются особенности различных информационных услуг: маркетинговых и логистических услуг, рекламных услуг, услуг связи, услуг по предоставлению ин­формации в сети Интернет, услуг частных охранных предприятий и детективных агентств и др.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >