Понятие информационных услуг |
Понятие информационных услугЛобова Т.В. За последнюю четверть XX века в мировой экономике произошли значительные изменения, вызванные переходом к новым информационным технологиям. Повседневное и доступное использование спутников, Интернета, электронной почты, мобильной связи в условиях унификации деловой среды и широкого доступа к информации о рынках впервые создали возможность для массовой интернационализации в сфере услуг. Объем реализованных товаров и услуг в сфере Интернет - экономики за 2003 год составил в США-300 миллиардов долларов, а в России, по приблизительным подсчетам, до 200 миллиардов долларов.185
Важнейшей проблемой российского государства является формирование высокоорганизованной, продуктивной и жизнеспособной информационной среды, представляющей собой совокупность информационных ресурсов, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства. Вместе с тем на пути развития этого процесса стоит немало проблем, вызванных отсутствием законодательной базы. В юридической литературе данному вопросу до настоящего времени не уделялось должного внимания. Договорные отношения в информационной сфере, связанные с процессами создания, движения и потребления информации, подчиняясь в целом общим закономерностям правового регулирования гражданско-правового договора, обладают определенной спецификой, вытекающей из свойств информации как особого объекта гражданских прав. Поэтому при конструировании договорных связей между субъектами следует учитывать следующие основные свойства информации: Объявление: • нематериальная сущность информации, то есть информация представляет собой категорию идеального, она неосязаема, непот-ребляема; • ценность объекта определяет содержательная сущность информации; • одна и та же информация как объект права может одновременно находиться у неограниченного круга субъектов права; • многовариантность форм представления информации; • одновременная виртуальная доступность информации неограниченному числу лиц (пользователей) независимо от их места нахождения.186 По договору на оказание информационных услуг одна сторона -исполнитель-обязуется предоставить другой стороне-заказчику - информацию в соответствии с заданием. Законодатель, перечисляя информационные услуги в п. 2 ст. 779 ГК РФ, говорит о видовой их принадлежности договору на возмездное оказание услуг. Следовательно, договор на оказание информационных услуг относится к числу возмездных, консенсу-альных и двустороннеобязывающих договоров. Ряд авторов относит договор на оказание информационных услуг к предпринимательским, заключаемым в сфере инфраструктуры рынка.187 Такая квалификация договора существенно влияет на его субъектный состав. Пугинский Б.И. справедливо отмечает, что развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов договоров. Некоторые из них используются преимущественно в коммерции, другие имеют как торговое, так и общегражданское применение.188 К таким договорам он относит и договор на оказание информационных услуг. Субъектами договорного регулирования в информационной сфере выступают как граждане, так и юридические лица, в том числе иностранные организации, являющиеся собственниками (владельцами) информационных ресурсов-информационные центры, фонды, агентства, библиотеки, архивы, музеи, органы федеральной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и т.д. Потребители информации заключают договор возмездного оказания информационных услуг с субъектами, владеющими информационными ресурсами.189 Сторонами по договору на оказание информационных услуг выступают исполнитель и заказчик. Обязанность исполнителя состоит в оказании определяемой сторонами услуги, а обязанность заказчика - в оплате услуг исполнителя в сроки и в порядке, указанном в договоре. Стоимость услуг и порядок расчета согласовываются сторонами с учетом договорных цен и порядка, установленного в ГК РФ. Весьма обоснованным представляется предложение В.А. Северина о включении в договор, заключаемый между предпринимателями, отдельного условия о защите коммерческой тайны.190 Стороны в договоре могут предусмотреть положения, запрещающие заказчику передавать полученную от исполнителя информацию третьим лицам, а исполнитель обязуется не разглашать данные коммерческого характера, предоставленные ему заказчиком.191 Стороны могут уточнять содержание информации, и если информация составляет коммерческую тайну, то действия сторон сопровождаются оговоркой о ее конфиденциальности. Определяя предмет договора, передающая сторона раскрывает содержание предоставляемой информации, являющейся секретом фирмы, а получающая сторона указывает цель получения информации. Получающая сторона также берет на себя обязательство не разглашать полученную информацию перед третьими лицами и соблюдать достаточную степень секретности, позволяющую избежать утечки информации. При этом сам факт заключения соглашения между сторонами не разглашается. Сдача-приемка выполненных информационныхуслуг производится сторонами по акту, как правило, в месте нахождения заказчика. Сторонами может быть предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В случае несвоевременного предоставления информации исполнитель обязан возвратить заказчику денежные средства за период, в течение которого информация не предоставлялась, а заказчик вправе приостановить перечисление денежных средств на счет исполнителя. В случае несвоевременного перечисления денежных средств заказчиком исполнитель вправе приостановить информационное обслуживание. При этом следует отметить, что при оказании услуг в сфере предпринимательской деятельности заказчик вправе не оплачивать досрочно оказанные услуги, если возможность их досрочного оказания не обусловлена договором. Практика заключения договоров на возмездное оказание информационных услуг выявила и причины возникновения споров между сторонами. Прежде всего, это отсутствие четко сформулированного письменного задания, отсутствие точно определенных сроков исполнения и иных условий договора, а также неплатежеспособность заказчика. Во избежание возникновения данных споров можно предложить ряд практических рекомендаций. Во-первых, необходима совместная подготовка и согласование всех основных вопросов и проблем, связанных с оказанием инфомационных услуг. Во-вторых, стороны могут включать в договор любые предусмотренные ст. 12 ГК РФ способы защиты гражданских прав, связанных с использованием информации, составляющей коммерческую тайну. В-третьих, стороны могут широко использовать гражданско-правовые способы обеспечения исполнения обязательств - неустойку, удержание имущества должника, поручительство, залог и др. Подобные меры могут полностью устранить или минимизировать возможные имущественные потери. Необходимо четко определить права и обязанности сторон по договору возмездного оказания информационных услуг, а также предусмотреть ответственность за их нарушение с учетом особенностей объекта данных отношений - информации, степени доступа информации для пользователей. Выделение отдельных видов договоров связано, в конечном счете, с тем, что для соответствующей модели договора возникает необходимость установить специальный правовой режим. Изданный момент назрела необходимость в выделении договора на возмездное оказание информационных услуг в самостоятельный вид договора. Критерием для такого деления являются особенности различных информационных услуг: маркетинговых и логистических услуг, рекламных услуг, услуг связи, услуг по предоставлению информации в сети Интернет, услуг частных охранных предприятий и детективных агентств и др. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|