Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Коллизионные нормы договоров





Коллизионные нормы договоров

Коллизионные нормы международных договоров РФ в регулировании имущественных отношений в семье

Низамиева О.Н.

В области регулирования семейных имущественных отношений для Российской Федерации характерно заключение двусторонних договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уго­ловным делам. В частности, коллизионные нормы, регламентирую­щие имущественные отношения, складывающиеся в семье, содер­жатся в договорах о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с Азербайджаном, Кыргызстаном, Литвой, Латвией, Эстонией, Молдавией, Грузией, Польшей. Кроме того, для Россий­ской Федерации - правопреемницы СССР - сохраняют свое дей­ствие договоры о правовой помощи, заключенные СССР с Венгри­ей, Болгарией, Вьетнамом, КНДР, Монголией, Чехословакией, Юго­славией, Румынией, Кубой и др.

Россия также является участницей многосторонней конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семей­ным и уголовным делам, заключенной 22 января 1993 года Госу­дарствами - членами СНГ.

Анализ двусторонних договоров о правовой помощи и много­сторонней конвенции стран-участниц СНГ позволяет выявить ряд общих черт.

Все соглашения содержат систему специальных коллизионных норм, определяющих право, применимое к имущественным отно­шениям супругов. Основной коллизионной привязкой служит закон постоянного места жительства супругов. Так, в соответствии с пун­ктом 1 статьи 27 Конвенции о правовой помощи, личные и имуще­ственные правоотношения супругов определяются по законодатель­ству договаривающейся стороны, на территории которой они имеют совместное местожительство. Аналогичные нормы содержатся и в двусторонних договорах о правовой помощи. В качестве дополни­тельных коллизионных привязок используются: закон общего граж­данства супругов, если они проживают на территории разных госу­дарств, но имеют общее гражданство; закон последнего совмест­ного места жительства, если супруги не имеют общего граждан­ства и проживают на территории разных государств и, наконец, за­кон суда (учреждения), рассматривающего дело. Кроме того, ряд договоров, в частности, договор о правовой помощи, заключенный между СССР и Кубой, договор о правовой помощи РФ и Латвии, а также Конвенция СНГ предусматривают, что правоотношения суп­ругов, касающиеся недвижимого имущества, определяются по за­конодательству страны, на территории которой находится это иму­щество. В связи с отсутствием специальных норм о брачном дого­воре и соглашении об уплате алиментов, приведенные правила рас­пространяются и на договорные отношения супругов.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что ни в одном международном договоре РФ не содержится положений, позволяю­щих супругам самим выбирать право, применимое к их имуществен­ным отношениям и, в частности, к брачному договору или соглаше­нию об уплате алиментов. Поэтому представляется достаточно про­блематичным осуществление права выбора национального законо­дательства, применимого к брачному договору (алиментному согла­шению), предусмотренному статьей 161 Семейного кодекса РФ, ибо согласно Конституции РФ, и Семейному кодексу РФ нормы международных договоров имеют приоритет над нормами внутреннего рос­сийского законодательства, а именно: если международным догово­ром Российской Федерации установлены иные правила, чем те, ко­торые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора (ст.15 Конституции РФ и ст.6 СК РФ). Вместе с тем норма, предоставляющая супругам возможность выбирать применимое право, расценивается российскими специали­стами как "весьма прогрессивная, поскольку она основана на уваже­нии свободы супругов самостоятельно определять свои взаимоотно­шения”193. Поэтому представляется весьма актуальным решение воп­роса о пересмотре заключенных соглашений о правовой помощи и включении в них правила о предоставлении супругам права само­стоятельно определять национальное законодательство, применимое к имущественным соглашениям супругов.

Объявление:

Что касается регулирования правоотношений по содержанию между родителями и детьми и другими родственниками, то в этом вопросе договоры о правовой помощи не отличаются единообрази­ем. Особенности правового регулирования алиментных отношений с иностранным элементом, существующие в различных правовых системах, накладывают свой отпечаток и на заключаемые между­народные договоры. Тем не менее договоры о правовой помощи, участницей которых является Российская Федерация, можно опре­деленным образом типизировать.

Практически во всех договорах о правовой помощи за основу регулирования правоотношений родителей и детей принят террито­риальный критерий. Так, в договорах о правовой помощи, заклю­ченных РФ с рядом бывших союзных республик (Молдовой, Грузи­ей, Латвией, Эстонией, Литвой, Кыргызстаном), а также в междуна­родных договорах между РФ и Болгарией, Югославией, Венгрией, КНДР, Румынией, Польшей, Кубой, Монголией, Вьетнамом устанав­ливается, что правоотношения между родителями и детьми опре­деляются законом того государства, на территории которого роди­тели и дети имеют совместное место жительства.

При раздельном проживании родителей и детей применяются до­полнительные коллизионные привязки. Однако в одних договорах предусматривается подчинение правоотношений между родителями и детьми законодательству государства, гражданином которого яв­ляется ребенок (таких договоров большинство), в других-законода­тельству государства, на территории которого ребенок имеет место жительства (договоры РФ с Монголией, Кубой и Вьетнамом). Кроме того, в целях большей гарантии обеспечения интересов детей в дого­ворах с Венгрией, Болгарией и Польшей закреплено правило, позво­ляющее отступить от общих норм и применить закон страны места жительства ребенка, если законодательство этой страны является для него более благоприятным. А в договоре с Монголией (ст.27), напротив, коль скоро общим правилом является применение закона места жительства ребенка, то в целях применения более благоприят­ного для ребенка законодательства может использоваться личный закон ребенка (закон страны гражданства ребенка).

Весьма примечательно также и то обстоятельство, что в боль­шинстве договоров, за исключением договоров с Кубой, Монголи­ей и Вьетнамом, устанавливается специальная норма в отношении внебрачных детей. В частности, правоотношения между ребенком, родившимся от лиц, не состоящих в зарегистрированном браке, и его матерью и отцом определяются законодательством той догова­ривающейся стороны, гражданином которой является ребенок.

В системе договоров о правовой помощи неким особняком выс­тупает многосторонняя конвенция стран СНГ 1993 года. В отличие от других договоров, в Конвенции закреплены единые правила, не предполагающие каких-либо исключений. Согласно ст. 32 данной Конвенции, правоотношения родителей и детей определяются по законодательству той страны-участницы, на территории которой про­живают дети. Что же касается установления алиментных обязанно­стей между совершеннолетними детьми и родителями, то, исходя из соображений приоритетной защиты интересов нетрудоспособных членов семьи, по этим делам применяется законодательство дого­варивающейся стороны, на территории которой имеет местожитель­ства лицо, претендующее на получение алиментов.

Существенным недостатком рассмотренных выше договоров о правовой помощи и многосторонней Конвенции является то, что они не содержат положений относительно алиментных обязательств других членов семьи. Кроме того, нормы этих международных договоров рассчитаны главным образом на регулирование алимент­ных отношений, возникающих в судебном порядке. Несомненно, это чрезвычайно важно, поскольку реализовать право несовершен­нолетнего ребенка или нетрудоспособного члена семьи на получе­ние алиментов труднее всего при наличии спора, конфликта в се­мье, не говоря уже об осложнении таких отношений иностранным элементом. Вместе с тем, учитывая существование новых право­вых реалий, коими являются алиментные соглашения, желательно бы предусмотреть в международных договорах специальные нор­мы относительно договорных отношений по содержанию. Самое главное - чтобы соглашения об уплате алиментов были признаны действительными и порождали соответствующие правовые послед­ствия на территории иностранных государств.

Несмотря на существующие недостатки, договоры о правовой помощи являются реально действующими средствами преодоле­ния коллизий в области регулирования имущественных отношений в семье, осложненных иностранным элементом. Отсутствие таких международных соглашений вызывает на практике большие слож­ности. Поэтому необходимо дальнейшее укрепление и развитие договорных связей Российской Федерации с другими странами в области семьи и брака.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >