Коллизионные нормы договоров |
Коллизионные нормы международных договоров РФ в регулировании имущественных отношений в семьеНизамиева О.Н. В области регулирования семейных имущественных отношений для Российской Федерации характерно заключение двусторонних договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. В частности, коллизионные нормы, регламентирующие имущественные отношения, складывающиеся в семье, содержатся в договорах о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с Азербайджаном, Кыргызстаном, Литвой, Латвией, Эстонией, Молдавией, Грузией, Польшей. Кроме того, для Российской Федерации - правопреемницы СССР - сохраняют свое действие договоры о правовой помощи, заключенные СССР с Венгрией, Болгарией, Вьетнамом, КНДР, Монголией, Чехословакией, Югославией, Румынией, Кубой и др. Россия также является участницей многосторонней конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной 22 января 1993 года Государствами - членами СНГ. Анализ двусторонних договоров о правовой помощи и многосторонней конвенции стран-участниц СНГ позволяет выявить ряд общих черт. Все соглашения содержат систему специальных коллизионных норм, определяющих право, применимое к имущественным отношениям супругов. Основной коллизионной привязкой служит закон постоянного места жительства супругов. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Конвенции о правовой помощи, личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой они имеют совместное местожительство. Аналогичные нормы содержатся и в двусторонних договорах о правовой помощи. В качестве дополнительных коллизионных привязок используются: закон общего гражданства супругов, если они проживают на территории разных государств, но имеют общее гражданство; закон последнего совместного места жительства, если супруги не имеют общего гражданства и проживают на территории разных государств и, наконец, закон суда (учреждения), рассматривающего дело. Кроме того, ряд договоров, в частности, договор о правовой помощи, заключенный между СССР и Кубой, договор о правовой помощи РФ и Латвии, а также Конвенция СНГ предусматривают, что правоотношения супругов, касающиеся недвижимого имущества, определяются по законодательству страны, на территории которой находится это имущество. В связи с отсутствием специальных норм о брачном договоре и соглашении об уплате алиментов, приведенные правила распространяются и на договорные отношения супругов. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что ни в одном международном договоре РФ не содержится положений, позволяющих супругам самим выбирать право, применимое к их имущественным отношениям и, в частности, к брачному договору или соглашению об уплате алиментов. Поэтому представляется достаточно проблематичным осуществление права выбора национального законодательства, применимого к брачному договору (алиментному соглашению), предусмотренному статьей 161 Семейного кодекса РФ, ибо согласно Конституции РФ, и Семейному кодексу РФ нормы международных договоров имеют приоритет над нормами внутреннего российского законодательства, а именно: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора (ст.15 Конституции РФ и ст.6 СК РФ). Вместе с тем норма, предоставляющая супругам возможность выбирать применимое право, расценивается российскими специалистами как "весьма прогрессивная, поскольку она основана на уважении свободы супругов самостоятельно определять свои взаимоотношения”193. Поэтому представляется весьма актуальным решение вопроса о пересмотре заключенных соглашений о правовой помощи и включении в них правила о предоставлении супругам права самостоятельно определять национальное законодательство, применимое к имущественным соглашениям супругов. Объявление: Что касается регулирования правоотношений по содержанию между родителями и детьми и другими родственниками, то в этом вопросе договоры о правовой помощи не отличаются единообразием. Особенности правового регулирования алиментных отношений с иностранным элементом, существующие в различных правовых системах, накладывают свой отпечаток и на заключаемые международные договоры. Тем не менее договоры о правовой помощи, участницей которых является Российская Федерация, можно определенным образом типизировать. Практически во всех договорах о правовой помощи за основу регулирования правоотношений родителей и детей принят территориальный критерий. Так, в договорах о правовой помощи, заключенных РФ с рядом бывших союзных республик (Молдовой, Грузией, Латвией, Эстонией, Литвой, Кыргызстаном), а также в международных договорах между РФ и Болгарией, Югославией, Венгрией, КНДР, Румынией, Польшей, Кубой, Монголией, Вьетнамом устанавливается, что правоотношения между родителями и детьми определяются законом того государства, на территории которого родители и дети имеют совместное место жительства. При раздельном проживании родителей и детей применяются дополнительные коллизионные привязки. Однако в одних договорах предусматривается подчинение правоотношений между родителями и детьми законодательству государства, гражданином которого является ребенок (таких договоров большинство), в других-законодательству государства, на территории которого ребенок имеет место жительства (договоры РФ с Монголией, Кубой и Вьетнамом). Кроме того, в целях большей гарантии обеспечения интересов детей в договорах с Венгрией, Болгарией и Польшей закреплено правило, позволяющее отступить от общих норм и применить закон страны места жительства ребенка, если законодательство этой страны является для него более благоприятным. А в договоре с Монголией (ст.27), напротив, коль скоро общим правилом является применение закона места жительства ребенка, то в целях применения более благоприятного для ребенка законодательства может использоваться личный закон ребенка (закон страны гражданства ребенка). Весьма примечательно также и то обстоятельство, что в большинстве договоров, за исключением договоров с Кубой, Монголией и Вьетнамом, устанавливается специальная норма в отношении внебрачных детей. В частности, правоотношения между ребенком, родившимся от лиц, не состоящих в зарегистрированном браке, и его матерью и отцом определяются законодательством той договаривающейся стороны, гражданином которой является ребенок. В системе договоров о правовой помощи неким особняком выступает многосторонняя конвенция стран СНГ 1993 года. В отличие от других договоров, в Конвенции закреплены единые правила, не предполагающие каких-либо исключений. Согласно ст. 32 данной Конвенции, правоотношения родителей и детей определяются по законодательству той страны-участницы, на территории которой проживают дети. Что же касается установления алиментных обязанностей между совершеннолетними детьми и родителями, то, исходя из соображений приоритетной защиты интересов нетрудоспособных членов семьи, по этим делам применяется законодательство договаривающейся стороны, на территории которой имеет местожительства лицо, претендующее на получение алиментов. Существенным недостатком рассмотренных выше договоров о правовой помощи и многосторонней Конвенции является то, что они не содержат положений относительно алиментных обязательств других членов семьи. Кроме того, нормы этих международных договоров рассчитаны главным образом на регулирование алиментных отношений, возникающих в судебном порядке. Несомненно, это чрезвычайно важно, поскольку реализовать право несовершеннолетнего ребенка или нетрудоспособного члена семьи на получение алиментов труднее всего при наличии спора, конфликта в семье, не говоря уже об осложнении таких отношений иностранным элементом. Вместе с тем, учитывая существование новых правовых реалий, коими являются алиментные соглашения, желательно бы предусмотреть в международных договорах специальные нормы относительно договорных отношений по содержанию. Самое главное - чтобы соглашения об уплате алиментов были признаны действительными и порождали соответствующие правовые последствия на территории иностранных государств. Несмотря на существующие недостатки, договоры о правовой помощи являются реально действующими средствами преодоления коллизий в области регулирования имущественных отношений в семье, осложненных иностранным элементом. Отсутствие таких международных соглашений вызывает на практике большие сложности. Поэтому необходимо дальнейшее укрепление и развитие договорных связей Российской Федерации с другими странами в области семьи и брака. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|