Лицензирование в сфере природопользования |
Некоторые проблемы лицензирования в сфере природопользованияСафина ГЛ. Экологическое лицензирование - это деятельность уполномоченных государственных органов по выдаче лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям, а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды203. Суть лицензирования как одной из форм государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности заключается в создании гарантий безопасного и квалифицированного выполнения отдельных видов работ, оказания услуг, производства продукции. Предоставление лицензии следует рассматривать как подтверждение со стороны государства наличия у субъекта, осуществляющего ту или иную деятельность, соответствующих технических, ресурсных, организационных, образовательных, финансовых и других необходимых возможностей, выполнение им государственных стандартов, правил, нормативов и требований по ее безопасному осуществлению. Правовое регулирование лицензирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности осуществляется Федеральными законами «Об охране окружающей среды»204, «О лицензировании отдельных видов деятельности»205, «Об отходах производства и потребления»206, «Об охране атмосферного воздуха»207 и рядом других законодательных и подзаконных актов. Как видно, количество нормативно-правовых актов, предусматривающих лицензирование, достаточно большое, также как и перечень видов лицензируемой деятельности, подпадающих под рассматриваемое понятие. Следует отметить, что в связи со вступлением в действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» складывается противоречивая ситуация с правовым регулированием экологического лицензирования. Объявление: Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. №158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»208 исключал из сферы своего регулирования деятельность по охране окружающей среды и по использованию природных ресурсов (п.2 ст.1). Экологическое лицензирование осуществлялось в соответствии с нормами экологического законодательства и законодательства о природных ресурсах. Действующий же закон о лицензировании непосредственно охватывает лишь один вид экологического лицензирования - обращение с опасными отходами. На лицензирование отдельных, перечисленных видов деятельности, данный закон не распространяется: использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира (п.2 ст.1). Целая группа объектов лицензирования просто не упоминается, причем их лицензирование прекращается со дня вступления закона о лицензировании в силу: это все использование, включая осуществление выбросов и сбросов и т.д., в такие объекты окружающей среды, как атмосферный воздух, воды, земли. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит лишь отсылочную норму о том, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, перечни которых устанавливаются федеральными законами (ст. 30). Таким образом, возникает коллизионная ситуация: как должны соотноситься противоречащие положения двух базовых специальных законов, один из которых прекращает лицензирование, а другой отсылает к отраслевым актам экологического законодательства? На вопрос, распространяется ли Закон о лицензировании на использование не упомянутых природных ресурсов, таких, как, к примеру, атмосферный воздух, водные объекты, подземные воды и земли, ответ должен быть отрицательным. Во-первых, статьей 17 закона в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, использование этих компонентов окружающей среды не включено. Во-вторых, согласно п.2 ст.1 закона о лицензировании не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира, хотя Закон о лицензированиии не перечисляет все виды природных ресурсов и все формы их использования, на которые действие его положений не распространяется, в ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дается определение основных понятий, используемых в этом законе, в том числе понятий «использование природных ресурсов», «природные ресурсы», «компоненты природной среды». Использование природных ресурсов - это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности, т.е. понятие «использование» включает все виды воздействия на природные ресурсы. Природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропо-генные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность; компоненты природной среды-земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные органы мы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Таким образом, понятие «использование природных ресурсов» можно толковать расширительно, а правовое регулирование лицензирования видов деятельности в рассматриваемой сфере осуществляется Федеральным законом «Об охране окружающей среды». |
< Предыдущая | Следующая > |
---|