Правовой статус государственных предприятий |
Проблема правового статуса государственных предприятий, основанных на праве хозяйственного веденияЮсупова З.Г. Государство, нуждающееся для осуществления хозяйственной деятельности в субъектах, не обремененных задачами реализации политической власти, встало перед необходимостью образования «самостоятельных» юридических лиц, закрепляя за ними свое имущество на определенном ограниченном вещном праве. Помимо использования классических форм общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества, в котором государству принадлежит весь уставный капитал или его основная часть, используются и иные модели государственного предпринимательства, например, государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления228. Это породило сложную теоретическую проблему- какова природа правомочий государственных предприятий на имущество, за ними закрепленное? Право хозяйственного ведения, равно как и право оперативного управления, не противостоит праву государственной собственности и никак не ограничивает его. Однако, будучи установленным государством, режим хозяйственного ведения устанавливает соответствующие права и обязанности организаций по управлению закрепленным за ними имуществом, определяет меру их имущественной самостоятельности, очерчивает пределы вмешательства государства в имущественную сферу государственных предприятий. Таким образом, можно говорить о том, что право хозяйственного ведения несколько ограничивает реализацию государством своих прав как собственника в отношении государственного имущества, закрепленного за конкретным предприятием. В данном случае речь идет не об ограничении права государственной собственности, а об определенных ограничениях в реализации этого права нормами закона. Установление таких ограничений объективно обусловлено сущностью имущественного обособления и наличием у государственных предприятий свойств субъектов права. Таким образом, государство, закрепляя имущество за предприятиями, передает им часть своих правомочий. Предсказанная ранее рядом ученых229 экономическая и юридическая неэффективность функционирования юридического лица на данном титуле признана фактически и на официальном уровне. Впервые такой подход был закреплен в п.1 Указа Президента РФ от 23 мая 1994г. №1003 «О реформе государственных предприятий»230, предусматривающем с 1994 года прекращение создания новых федеральных государственных предприятий с закреплением государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. Объявление: Далее такая тенденция получила развитие в Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 октября 1997г.231 По мнению авторов концепции, необходимо поэтапно сокращать применение права хозяйственного ведения по отношению к предприятиям, находящимся в государственной и муниципальной собственности. Дальнейшие существование в российской экономике указанного правового института, по их мнению, ведет к замедлению структурной перестройки, необходимой для экономического роста, концентрации промышленного капитала, а также служит препятствием для вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий. Наконец, аналогичная позиция нашла отражение в гл.2 Постановления Правительства РФ от 9 сентября 1999г. №1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»232: «...необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия, в том числе казенного, создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы». Сторонники другого направления (Витрянский В., Ахмадуев А., Бублик В.) выступают против полной ликвидации унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. По их мнению, необходимо их сохранение, пусть и в очень ограниченном виде233. Необходимость их сохранения они видят в следующем: унитарные предприятия создаются в целях удовлетворения общественных потребностей, имеющих стратегическое значение либо обеспечивающих национальную безопасность государства. Даже в условиях рынка существуют отдельные отрасли производства, где государству просто необходимо осуществлять прямое непосредственное управление. Наличие государственного имущества и объективная неспособность государства эффективно ими управлять неизбежно приведет к сохранению государственных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Мы полностью разделяем и поддерживаем тезис о том, что необходимо сохранить в имущественном обороте указанную категорию юридических лиц. Поскольку полагаем, что полная ликвидация предприятий данной формы приведет куменьшению непосредственного регулирования государством деятельности целого ряда социально-значимых объектов, что весьма неблагоприятно скажется на благосостоянии населения. Более того, в ряде отраслей экономики возможности унитарных предприятий достаточно высоки, и единственное, что следует предпринять, так это использовать эти возможности более полно и эффективно. Конечно, это довольно сложно, если учесть, что внимание представителей юридического сообщества к вопросам, связанным с деятельностью унитарных предприятий, явно недостаточно. В связи с этим важна, на наш взгляд, заинтересованность государства как субъекта, непосредственно занимающегося хозяйственной деятельностью, и только тогда будет определена четкая позиция в отношении унитарных предприятий. Таким образом, сохранение унитарных предприятий на сегодняшний день видится нам вполне целесообразным. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|