Применение таможенного законодательства |
Справка по судебным делам, связанным с применением таможенного законодательства (по определению таможенной стоимости и привлечении к административной ответственности)Абдулвагапов Р. Г.
Таможенный кодекс определяет таможенные органы как правоохранительные и как составную часть сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Они призваны непосредственно обеспечивать соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. Решение экономических задач достигается посредством участия таможенных органов в обеспечении в пределах своей компетенции экономической безопасности и единства таможенной территории России, а также взимания таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Решение задач регулирования таможенного дела достигается посредством организации применения и совершенствования средств таможенного регулирования, исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации. Среди таких средств принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД (Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности), о стране происхождения товара, о защите прав интеллектуальной собственности, об обеспечении единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства и др. Статистические данные Федерального арбитражного суда Поволжского округа о количестве рассмотренных дел с участием таможенных органов:
В соответствии со ст. 18 Закона «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, вычитания стоимости, сложения стоимости, резервного метода. Основным методом определения таможенной стоимости является метод но цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Основная масса дел (около 85%) по категории, связанной с определением таможенной стоимости, решаются арбитражными судами Поволжского региона не в пользу таможенного органа, так как последним часто нарушается порядок определения таможенной стоимости при корректировке стоимости товаров. Например, по делу №А55-567/04-29, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к таможенному органу о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости. Решением оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции заявленные требования удовлетворены. Кассационной инстанцией решение и постановление апелляционной инстанции оставлены без изменения. Как следовало из материалов дела, в соответствии с контрактом заключенным обществом с финским концерном «VIITA-PUU», в адрес заявителя поступил товар - строительные материалы. Указанный товар задекларирован ДГУП«Ростэк-Самара» с указанием таможенной стоимости в соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» в сумме 313967 руб. Таможенный орган скорректировал указанную в таможенной декларации таможенную стоимость на основании ст. 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», что составило 599135 руб. Арбитражный суд, признавая незаконными действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара, сделал вывод о том, что представленные заявителем документы о таможенной стоимости в полной мере соответствуют требованиям Федерального закона «О таможенном тарифе» и Приложению N 1 к Приказу ГТК Российской Федерации от 05.01.94 N 1. Кассационная инстанция выводы суда признает законными и обоснованными в силу того, что заявителем представлены все необходимые документы, подтверждающие цену товара, в соответствии с контрактом и ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. Разделом 4 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» установлены методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения. Таможенный орган, увеличивая таможенную стоимость ввезенного товара, нарушил порядок, установленный в п. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», что привело к необоснованному увеличению стоимости товара. Ответчик, применяя резервный метод, определяемый ст. 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», нарушил положения ст. ст. 19 - 23 Закона, а также положение самой ст. 24 Закона, которая определяет применение резервного метода с учетом мировой практики. Применяя резервный метод для определения таможенной стоимости, ответчиком использована достоверно неподтвержденная цена товара, что является нарушением ст. 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». По делу N А12-22538/04-С35, общество обратилось с иском в арбитражный суд к таможенному органу о взыскании 196549 руб. 93 коп. убытков. Решением оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции иск удовлетворен в полном объеме в связи с нарушением таможенным органом порядка определения таможенной стоимости товара, установленного п. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». ФАСПО решение и постановление апелляционной инстанции оставил без изменения. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения установлены разделом 4 Закона РФ «О таможенном тарифе». Таможенный орган, увеличивая таможенную стоимость ввезенного товара, нарушил порядок, предусмотренный п. 2 ст. 18 названного Закона, что привело к необоснованному увеличению всей стоимости ввезенного товара. В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» таможенная стоимость по методу 6 должна определяться «сучетом мировой практики». Мировая практика определяет метод 6 как гибкое использование всех предыдущих методов оценки. В связи с этим, применяя данный метод, необходимо соблюдать основные принципы таможенной оценки, относящиеся к методам 1-5. При использовании по методу 6 данных по другим сделкам, а также разрешенной ценовой информации необходимо учитывать базовые, исходные условия конкретных сделок и выполняться требования по составу затрат, включаемых в таможенную стоимость (ст. ст. 19, 22, 23 названного Закона). Аналогичные дела: №А55-784/04-39, №А55-2587/04-39, №А55-2585/04-6, №А49-3077/04-427 и т.д. По делу NA49-12403/04-388A/11, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным требования таможенного органа об уплате таможенных платежей в размере 541348,61 руб. и пеней за просрочку их уплаты в сумме 26623,79 руб. Решением первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано на основании того, что таможенный орган обоснованно произвел корректировку величины таможенной стоимости товаров по резервному методу с использованием имеющейся в его распоряжении ценовой информации за аналогичный период идентичных и однородных товаров другими участниками внешнеэкономической деятельности. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. Кассационной инстанцией решение и постановление апелляционной инстанции отменено, решение таможенного органа признано незаконным. Как следовало из материалов дела, в соответствии с договором заключенным с фирмой «Contury LTD» (Великобритания) в адрес заявителя с таможенной территории Латвийской Республики поступил товар - аккумуляторные дрели, дрели электрические, угловые шлифованные и фрезерные машины. При таможенном оформлении в грузовых таможенных декларациях заявителем указана таможенная стоимость товара по цене сделки с ввозимым товаром па основании ст. 19 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Из решений по заявленной таможенной стоимости, принятых Таможней в отношении ввозимого обществом товара, основанием для отказа в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами послужило отсутствие документального подтверждения заявленной обществом стоимости товара и наличие признаков зависимости продажи и цены сделки от условий, влияние которых не может быть учтено, о чем свидетельствует, по мнению Таможни, значительное отличие цены товара, указанной обществом, от ценовой информации, имеющейся у Таможни. Таможенный орган не доказала наличия оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене следки с ввозимыми товарами, и, применяя резервный метод без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущих методов, нарушил установленное Законом правило последовательного их применения. По делу NA06-3381Y-18/04, в удовлетворении заявления о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей отказано правомерно, поскольку представленные истцом документы при таможенном оформлении товара не основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к таможенному органу о признании недействительным требования о взыскании таможенных платежей в сумме 39660,61 руб. Решением первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано на основании того, что занижение таможенной стоимости товара повлекло за собой неуплату таможенных платежей. Постановлением апелляционная инстанция решение отменила, удовлетворив апелляционную жалобу, поскольку таможенным органом не доказаны обстоятельства, исключающие применение истцом тарифных преференций, так как в соответствии с условиями контракта товар вывозился с территории Туркменистана, являющегося государством-участником СНГ. Кассационной инстанцией постановление апелляционной инстанции отменено, решение первой инстанции оставлено в силе. Как следовало из материалов дела, в соответствии с контрактом, заключенным ГК «Туркмендокунхимия» Балканабадский йодо-вый завод (Туркмения) и ООО «Виткаер», Республика Дагестан, в адрес российской организации поступил товар - йод технический на общую сумму 2602109 руб., общим весом 10000 кг. Декларирование данного товара произведено заявителем с оформлением ГТД N 10311070/240903/0000332. Согласно ГТД N 07312/16093/001340, оформленной в режиме экспорта с территории Республики Туркменистан, фактурная стоимость товара составила 95000 руб. за 10000 кг йода технического. Однако фактурная стоимость того же товара, заявленного в режиме импорта обществом по ГТД 10311070/240903/0000332, указана в размере 85000 руб. за тот же объем. С учетом изложенных обстоятельств таможенным органом делается вывод о занижении таможенной стоимости товара и неправомерное предоставление тарифных преференций. Кассационная инстанция признала правомерными выводы таможенного органа, в силу ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации. Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о занижении таможенной стоимости товара, которое повлекло за собой неуплату таможенных платежей, поскольку при оформлении ГТД 10311070/240903/0000332 истцом нарушены положения ст. 15 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Представленные при таможенном оформлении товара, технические документы не основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, что привело к занижению таможенной стоимости и неуплате таможенных платежей. По делу N А12-2441/04-С19, общество обратилось в арбитражный суд с иском об обязании таможенного органа возвратить сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 206009 руб. 96 коп. и пени в размере 3392 руб. 30 коп. Решением первой инстанции оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований отказано. Кассационной инстанцией решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставлены без изменения. Как следовало из материалов дела, истцом в таможенный пост была подана грузовая таможенная декларация, которой декларирован ввоз на таможенную территорию Российской Федерации импортируемого в соответствии с условиями контракта N Т981/2003 табака. При этом истцом заявлен метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром - 2,04 доллара США за килограмм. Таможенный орган установил, что цена табака по вышеуказанному контракту ниже среднеконтрактной цены на аналогичный товар, ввозимый на территорию Российской Федерации. Истец был уведомлен о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара и применении шестого - резервного - метода. В рассматриваемом случае табак закуплен для переработки, а не для продажи. Метод на основе сложения стоимости неприменим, так как не имеется данных о цене товара, предусмотренных п. п. «а», «б», «в» ст. 23 Закона РФ «О таможенном тарифе». Проанализировав все предыдущие методы определения таможенной стоимости товара, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что таможенным органом выпуск товара правомерно был осуществлен с проведением корректировки таможенной стоимости по шестому методу на основе имеющейся в его распоряжении ценовой информации. Таможенная стоимость табака, примененная таможенным органом, является минимальной среди среднеконтрактных цен на аналогичный товар, оформленный в регионе Южного таможенного управления. Из Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров связанных с определением таможенной стоимости товаров» следует, что в целях обеспечения единообразия применения арбитражными судами положений Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее-Закон) в части, касающейся определения таможенной стоимости товаров, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановил арбитражным судам следующие разъяснения. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами (далее - основной метод). Пунктом 2 статьи 19 Закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не используется. В частности, основной метод не подлежит применению, если: продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными. При рассмотрении дел об оспаривании декларантами решений таможенных органов о несогласии с использованием для определения таможенной стоимости товара основного метода необходимо учитывать следующее. Закона условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товара-ми следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным ха-рактеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. При использовании в качестве основания для отказа от приме-нения основного метода зависимости продажи и цены от соблюде-ния условий, влияние которых не может быть учтено, под такими условиями следует понимать условия сделки, по цене которой за-явлена таможенная стоимость, либо иные условия, оказывающие влияние на цену товара по этой сделке, в том числе условия, информация о которых не представлена декларантом таможенному органу. 2. Признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в слу-чае отсутствия таковых данных иных официальных или общеприз-нанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-цено-вых каталогов. 3. При наличии указанных признаков декларант согласно пунк-ту 4 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 15 Закона по требованию таможенного органа обязан представить объяснения и дополнительные документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и вправе доказать достоверность представленных сведений и правомерность использования избранного им метода определения таможенной сто-имости товара, в том числе путем представления документов и све-дений, полученных им от иных лиц, включая лиц, имеющих отно-шение к производству, перемещению и реализации товара. 4. В случае непредставления декларантом истребованных та-моженным органом объяснений и документов либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обосно-вания заявленной таможенной стоимости товара, и принятием в связи с этим таможенным органом решения о несогласии с использо-ванием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить но предложению таможенного органа таможенную сто-имость товара на основе другого метода данный орган вправе на основании пункта 7 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 16 Закона самостоятельно определить таможенную стоимость товара. 5. Поскольку в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара. Представленные таможенным органом доказательства оценива-ются в совокупности с доказательствами и объяснениями декла-ранта по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отказ декларанта от предоставления объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению следует рассматривать как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее исключение исполь-зования основного метода определения таможенной стоимости товара. 6. Согласно изложенному в пункте 2 статьи 18 Закона правилу последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров при невозможности использования основного метода каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Данное правовое положение означает, что таможенный орган, реализующий предусмотренное пунктом 2 статьи 16 Закона право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов. При этом ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов. Из судебной практики Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делам, связанным с решениями (таможенного органа) о привлечении к административной ответственности усматривается, что таможенные органы наиболее часто привлекают к ответственности по статьям: -16.2 КоАП - Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; -16.9 КоАП - Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них; -16.17 КоАП - Неисполнение требований таможенного режима экспорта. Основная причина отмены решений таможенного органа судами Поволжского региона по данной категории дел, из-за того, что таможенный орган не доказав вину привлекает к административной ответственности (в особенности по ст.16.2, не установив факты недостоверного декларирования). Проблемой привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) является позиция некоторых судов, касающейся объективной стороны состава правонарушения, а именно в части заявления в грузовой таможенной декларации недостоверных сведений о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). Существует мнение, что при заявлении декларантом в таможенной декларации сведений о товаре и не соответствующего ему (неправильного) кода товарной номенклатуры таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товара и проверку таможенной декларации, исходя из полномочий, определённых статьями 216 и 217 Таможенного кодекса Российской Федерации в редакции 1993 года (далее - ТК РФ), а также общих принципов таможенного контроля, обязан не допустить таможенного оформления товара на основании такой декларации. Следовательно, указание в таможенной декларации неправильного кода товарной номенклатуры, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, не может быть отнесено к противоправному деянию, образующему объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Однако данная позиция противоречит смыслу статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку деяние, описанное в диспозиции части 2 статьи 16.2 КоАП РФ всегда сопряжено с самим процессом декларирования. Кроме этого заявление недостоверных сведений о коде товара напрямую оказывает влияние на размер таможенных платежей и влияет на определение таможенной стоимости. В соответствии с пунктом 1 статьи 40 ТК РФ (в редакции 2003 года) товары при их декларировании их таможенным органом подлежит классификации, т.е. в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД. Пунктом 2 статьи 39 ТК РФ (в редакции 2003 года) определено, что товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. В статье 2 Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 года №5003-1 указывается, что таможенный тариф Российской Федерации-свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД. Таким образом, определение кода товарной номенклатуры оказывает не только на количество, свойства и характеристики товара, но и на размер взыскиваемых таможенных платежей, на размер таможенных пошлин. При рассмотрении категории дел, связанных с неправильным определением кода товара, как правило, факт установления недостоверных сведений определяется после выпуска товара в свобод-ное обращение. Точка зрения, что таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль товара перемещаемого через таможенную границу при обнаружении сведений о неправильном определении кода то-вара, обязан не допустить таможенное оформление товара, являет-ся ошибочной, т.к. статья 361 ТК РФ предусматривает проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров, в порядке, предусмотренном главой 36 на-стоящего Кодекса. Технология проведения таможенного контроля не всегда позво-ляет определить правильность заявленного кода товара в силу свой-ства и характеристика определённых видов товаров на момент та-моженного оформления, следовательно, выпустив товар в свобод-ное обращение таможенный орган осуществляя проверку в поряд-ке статьи 361 ТК РФ имеет право для проведения повторного конт-роля и в случае установления недостоверности сведений о коде товара привлечь декларанта к административной ответственности в соответствии с частью 2 стати 16.2 КоАП РФ. Однако другой проблемой данного вопроса является методика определения кода товара со стороны таможенных органов. Пунк-том 5 статьи 40 ТК РФ установлено, что решения таможенных орга-нов о классификации товаров являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 Тамо-женного Кодекса РФ. Рассматривая данную категорию дел, как правило в обоснова-ние доводов таможенных органов приводятся указания, письма, разъяснения Федеральной таможенной службы РФ или региональ-ных таможенных управлений о классификации того или иного това-ра в соответствии с ТН ВЭД. При этом таможенными органами не принимаются во внимание ни контракт в соответствии, с которым осуществляется сделка купли-продажи товара, ни товаросопроводительные документы на товар, ни функциональное назначение товара, цель приобретения товара. Декларант, доказывая правильность определения кода товара, как правило, представляет заключение экспертных организаций, которые таможенными органами не принимаются во внимание и, руководствуясь своими внутриведомственными указаниями привлекают декларанта к административной ответственности в соответствии с часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Рассматривая споры в суде по категории дел, связанных с пра-вильностью определения кода товара и привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ за не-достоверное заявление о коде товара, прежде всего, необходимо установление виновности лица, привлечённого к административ-ной ответственности. Кроме этого, судам, рассматривающим данные споры необхо-димо руководствуясь статьёй 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимать меры по назначению экспертизы при необходимости, и только на основании такого зак-лючения возможно установить состав административного правона-рушения ответственность за которое предусмотрена частью 2 ста-тьи 16.2 КоАП РФ. Также представляется целесообразным обязывать таможенные органы предоставлять доказательства в соответствии со статьёй 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подтверждающие неправомерность определения кода товара по ТН ВЭД декларантом. (из статьи судьи ФАСПО Кормакова ГА. Административная от-ветственность и классификация товаров по «Товарной номенклату-ре внешнеэкономической деятельности»). Так по делу № А65-590/05-СА1, общество с ограниченной ответ-ственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспа-ривании постановления таможни. Решением арбитражного суда (оставленным в силе постановле-нием апелляционной инстанции) заявленные требования удовлет-ворены на основании того, что таможенным органом не установле-ны факты недостоверного декларирования сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара. Как установлено материалами дела, таможенным органом было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях (КоАП РФ) по факту заявления в грузовой таможенной декларации недостоверных сведений о коде товара, повлекших занижение таможенных платежей, по результатам которого таможенным органом вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сделал вывод об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения. Кассационная инстанция выводы суда признала законными, су-дебные акты оставила без изменения, так как таможенным органом в нарушение ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ не установлена вина заявителя в совершении административного правонарушения. Кроме этого обжалуемое постановление вынесено в соответствии с квалификационным решением таможенного органа, которое отсут-ствует в материалах дела и которое не доводилось до заявителя, что является самостоятельным основанием для признания незаконным постановления таможенного органа в связи с нарушением ст. 26.2 КоАП РФ. По делу № А55-9024/04-43, решением арбитражного суда 1 инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, удовлетворены требования открытого акционерного общества и признано незаконным постановление таможни о привлечении к административной ответственности по ст. 16.9 КоАП РФ. Данные судебные акты мотивированы отсутствием оснований для привлечения Общества к административной ответственности, по-скольку из представленных им доказательств следует, что груз был передан закрытому акционерному обществу после завершения про-цедуры таможенного оформления. Кассационная инстанция судебные акты оставила без измене-ния, при этом указав, что выдача без разрешения таможенного орга-на товара, находящегося под таможенным контролем, является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российс-кой Федерации об административных правонарушениях. Судом установлено, что открытое акционерное общество доста-вило таможенный груз в адрес закрытого акционерного общества и в связи с отсутствием изданной станции зоны таможенного контро-ля и склада временного хранения цистерна была передана на подъездные пути получателя груза для дальнейшего его помеще-ния в зону таможенного контроля, принадлежащую последнему. Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуально-го кодекса Российской Федерации доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд двух инстанций пришел к выводу о том, что указанный груз был передан закрытому акционерному обществу после процедуры таможенного оформления. Бесспорных доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что открытым акционерным обществом названный груз был передан получателю для пользования и распоряжения, а не для его помещения в зону таможенного контроля, подателем кассационной жалобы не представлено. Кроме того, довод заявителя о том, что ее действия являлись необходимыми для обеспечения сохранности груза (п. 2 ст. 88 Таможенного кодекса Российской Федерации), таможней не оспаривается. В 2004 году Федеральным арбитражным судом Поволжского округа были отменены постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности по факту нарушения установленных сроков представления в таможенный орган документов, необходимых для таможенных целей на основании ст. 16.12 КоАП РФ по 32 делам. При привлечении к административной ответственности таможенный орган руководствовался совместным Приказом ГТК Российской Федерации и МНС Российской Федерации N 830/БГ-3-06/299 от 21.08.2001 «Об усилении налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта», которым было установлено, что при помещении товаров под таможенный режим экспорта декларантом представляются для таможенных целей в таможенный орган копии счетов-фактур, полученных собственником от продавца товара, с отметкой о регистрации данных копий в налоговых органах по месту постановки на учет организаций -собственников экспортируемого товара, которые подписывают руководитель и главный бухгалтер собственника экспортируемого товара и заверяются печатью организации. Между тем Налоговый кодекс Российской Федерации и Таможенный кодекс Российской Федерации не обязывает при таможенном оформлении товара представлять счета-фактуры продавца товара с регистрацией их в налоговых органах, а ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень данных, которые указываются в счете-фактуре. Совместный Приказ ГТК Российской Федерации и МНС Российской Федерации N 830/БГ-3-06/299 от 21.08.2001 законодательным актом не являлся. Более того, ГТК Российской Федерации письмом от 29.12.2003 N 01-06/50834 сообщал о несоответствии совместного Приказа ГТК Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 21.08.2001 N 830/БГ-3-06/299 «Об усилении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта» положениям Таможенного кодекса Российской Федерации. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|