Международная конвертируемость рубля |
Правовые аспекты достижения международной конвертируемости российского рубляАбдулвагапов Р.Г. Российский валютно-финансовый рынок уже включился в мировой валютно-финансовый рынок. Однако он не является еще полноценным субъектом этого рынка, поскольку с правовой точки зрения, выражающей экономические реалии, есть свободно конвертируемые, частично конвертируемые и замкнутые валюты. В июне 1996г. Российская Федерация приняла на себя обязательства по VIII статье устава Международного валютного фонда. Речь идет о запрете странам-членам ограничивать платежи и переводы, осуществляемые резидентами по текущим операциям, и необходимости поддержания свободной конвертируемости иностранных авуаров в соответствующие национальные валюты.234
Тем не менее российский рубль по существу относится к замкнутым валютам, если не считать его позиции по ряду стран СНГ. Ведь в одночасье он никак не может выполнять функции внутренней и внешней конвертируемости. Требуется переходная ступень, через которую не перешагнуть и не переехать, - рубль сначала должен стать частично конвертируемой валютой. Основная же ошибка правительства РФ всех составов, начиная с января 1992г., состоит в том, что конвертируемость рубля выдвигается как цель, а не как средство проведения реформ, также как цена не является производной от курса рубля, а наоборот, курс руб-ля отражает соотношение внутренних и внешних цен. Таким образом, пойдя на поводу у МВФ, Россия, с нашей точки зрения, обре-кает себя на то состояние, когда форма преобразований в валютно-финансовой сфере доминирует над содержанием. В Европе, например, ни одна страна не конвертировала свою валюту к такому-то числу по рекомендациям МВФ. Ведь прежде чем конвертировать национальную валюту, следует в первую очередь стабилизировать все сферы экономики, укрепить экономический потенциал страны, а не стремиться, как это делают российские власти, конвертировать рубль любой ценой. В законодательной и нормативной сферах по рассматриваемо-му вопросу, на наш взгляд, существует следующие проблемные моменты: Объявление: • непроработанность в российском законодательстве ряда важнейших позиций, определяющих инвестиционный климат и в целом характер деятельности иностранного бизнеса в Российской Федерации; • несоответствие многих законов нормам международного пра-ва. Особенно это касается перевода бухгалтерского учета, в том числе валютно-финансовых операций, в систему международных стандартов; • противоречия между федеральными нормативными актами и нормативными актами субъектов Федерации, о чем речь шла выше. Истина всегда конкретна. Опыт последних лет, особенно за пе-риод 1996-2000 годов, свидетельствует о том, что реальный поток иностранных инвестиций явно не соответствует масштабам, потенциалу и потребностям российской экономики. Конкурентоспособность на рынке мировых денег, включая кредиты международных финансовых организаций, явно занижена. С другой стороны, легальный экспорт российского капитала на рынке мировых денег пока нельзя считать сколько-нибудь заметной величи-ной. Реально сегодня можно говорить лишь о воздействии мирового валютно-финансового рынка на российский валютно-финансовый ры-нок и через него на курс рубля, что и явилось одной из причин его обвала 17 августа 1998 года. Это влияние, в основном, распространя-ется по следующим, тесно связанным между собой каналам: а) через перемещение через российскую границу иностранного капитала в виде иностранных инвестиций всех видов и репатриации капиталов иностранных инвесторов и прибылей компаний с иностранным участием, а также вывоз российского капитала за границу; б) через ситуацию на мировом рынке товаров, складывающуюся в результате движения курсов валют стран, конкурирующих с Россией на экспортном рынке; через ситуацию на мировом рынке денег, складывающуюся в результате движения курсов валют государств, конкурирующих с Россией на рынке свободного инвестиционного в) через изменение курса доллара США как мировой резервной валюты. Отсутствие с самого начала четко продуманной концепции достижения конвертируемости рубля привело к тому, что из правового механизма в целях достижения обратимости российского рубля была исключена серия антитрестовых нормативных актов, что было предварительно сделано во всех странах мира. Не было принято Закона о свободе конкуренции, равно как и Закона об ограничении произвольного завышения цен. Более того, не было принято нормативных материалов о бюджетном равновесии, предусматривающем систематическое сокращение расходов, особенно аппарата управления государственных учреждений и аппарата Президента РФ, ограничение импорта, понижение таможенных пошлин, ликвидацию всех льгот по экспорту. Ключевую роль в условиях криминальной России, по нашему мнению, должно было сыграть принятие законов по стабилизации (по которым сводились бы вместе предприниматели и профсоюзы), против спекуляции, о поощрении рынка капиталов. Правовые аспекты достижения конвертируемости рубля упустили из виду, что до сих пор в государственном реестре России нет полного перечня российских компаний за рубежом. Дело в том, что полномочия по их регистрации передавались на протяжении 1991-2000гг. различным ведомствам, а сама регистрация велась недостаточно эффективно. В частности, законодательство РФ не определилось в своем отношении к оффшорным компаниям, количество которых к настоящему времени составило 60 тысяч.235 Именно в этих компаниях размещена основная масса вывезенных из страны капиталов без учета налогов. Поэтому в страну не возвращаются большей частью ни нефтерубли, ни нефтедоллары. В целом, по оценке независимых экспертов, отток капитала из России за годы реформ в 10 раз превысил объем всех иностранных инвестиций, что не могло отрицательно не сказаться на общем финансово-валютном рынке страны, на устойчивости национальной валюты России. На сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация, когда на расчетном счете (предприятий, фирм и т.д.) денег нет, следовательно, налоги не платятся, заработная плата работникам не выдается, а на валютном счете деньги имеются. Это происходит потому, что российское законодательство позволяет это делать. И если официальные органы власти заявляют, что валюта предназначена для оплаты контрактов, то почему тогда законодатель не предусмотрел очевидного: сначала любой работодатель обязан платить налоги и зарплату. Поэтому, с нашей точки зрения, наступила пора изменить налоговое законодательство, внести поправки в указы Президента и решения Правительства РФ. Предстоит на ближайшее будущее российскую систему учета привести к системе международных стандартов, без чего нельзя ставить вопрос о правовой поддержке конвертируемости рубля: • в международном бухгалтерском учете, в отличие от российского, при определении финансового результата и составлении отчетности широко используется принцип так называемого консерватизма или осмотрительности. Речь идет о том, что в международном учете расходы признаются тогда, когда имеются основания, обоснованная вероятность их возникновения, а доходы только тогда, когда они реально получены; • в России, в отличие от других стран мира, управление дебиторскими задолженностями затруднено из-за нечеткости законодательства низкой исполнительностью судебных решений; • порядок составления бухгалтерской отчетности, соответствующей международным стандартам, отличается от российского как наличием дополнительных этапов, так и большей скрупулезностью; • согласование налоговых систем. В налоговой системе РФ, чтобы она могла вписаться в мировую экономику, требуется усилить следующие два важнейших момента: национальный приоритет налогообложения и первичность доходов фирмы по отношению к его налоговым обязательствам. В целом можно констатировать, что в России сложился и действует режим операций с иностранной валютой, который, в соответствии с международными критериями, лишь формально может быть отнесен к модели внутренней конвертируемости по текущим операциям. Основные особенности порядка внутренней конвертируемости состоят в следующем: • устанавливается право собственности на валютные ценности юридических и физических лиц при свободном владении и распоряжении этими ценностями без ограничения сумм и форм (наличные и безналичные средства); • свободный обмен (конвертируемость) рублей на иностранные денежные средства (ценности), который распространяется только на резидентов; • конвертируемость рубля должна ограничиваться только текущими внешнеэкономическими операциями (платежи по внешней торговле и по международным услугам, предоставление и получение краткосрочных и коммерческих кредитов, платежи по погашению займов и уплате процентов, перевод прибылей по инвестициям, денежные переводы некоммерческого характера) и не распространяться на инвестиционную деятельность и другие операции по перемещению капиталов; • обмен рублей на иностранную валюту в безналичной и наличной форме осуществляется по негосударственным каналам на внутреннем валютном рынке - через уполномоченные коммерческие банки, валютные биржи, обменный пункты и т.д.; в частности, международные расчеты ведутся в децентрализованном порядке через уполномоченные коммерческие банки. Таким образом, присоединение России к VIII статье устава МВФ делает свободней конверсию рубля лишь по текущим операциям, поскольку сохраняются ограничения на валютные операции, связанные сдвижением капитала, то есть прямые и портфельные инвестиции, предоставление финансовых кредитов на срок более 180 дней и т.д. Согласно пункту 4 указанной статьи МВФ, Центральный банк РФ принимает на себя обязательства выкупать рублевые остатки, имеющиеся у других стран-членов МВФ, в валюте страны, его запросившей. Это означает, что рубль номинально конвертируем. Следовательно, Россия нуждается в разработке концепции и государственной программы по достижению конвертируемости рубля. С этой целью необходимо разделить функции властей всех уровней, определить права и обязанности всех участников внешнеэкономической деятельности, воспрепятствовать утечке капитала за границу. Устойчивость российского рубля, по нашему мнению, следует включить в число основных прав россиян в качестве конституционного требования, что заставит законотворчество «работать» над созданием условий обратимости рубля, не только внутренней, но и внешней. Как представляется, пришла пора и для законодательного переосмысления системы валютных бирж в Российской Федерации. В каждой развитой стране мира, например, в Германии, Великобритании, США, Японии и т.д., действует единая, общенациональная валютная биржа, где устанавливается курс национальной валюты для всех без исключения регионов по общим для всех бирж правилам. Поэтому вместо ММВБ и еще 7 валютных бирж РФ, разбросанных по всей территории России, начиная с Санкт-Петербургской, кончая Азиатско-Тихоокеанской во Владивостоке, следует создать единую всероссийскую валютную биржу. Это упорядочит валютные торги, значительно оздоровит всю денежную систему страны, возродит доверие к рублю, позволит избежать валютных спекуляций. Все это укрепит рубль и на международной арене. Конечной целью валютно-финансовой политики России следует признать превращение рубля в единственное законное платежное средство на всей территории страны. Это оздоровит и национальную экономику. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|