Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Международная конвертируемость рубля





Международная конвертируемость рубля

Правовые аспекты достижения международной конвертируемости российского рубля

Абдулвагапов Р.Г.

Российский валютно-финансовый рынок уже включился в миро­вой валютно-финансовый рынок. Однако он не является еще пол­ноценным субъектом этого рынка, поскольку с правовой точки зре­ния, выражающей экономические реалии, есть свободно конверти­руемые, частично конвертируемые и замкнутые валюты. В июне 1996г. Российская Федерация приняла на себя обязательства по VIII статье устава Международного валютного фонда. Речь идет о запрете странам-членам ограничивать платежи и переводы, осуще­ствляемые резидентами по текущим операциям, и необходимости поддержания свободной конвертируемости иностранных авуаров в соответствующие национальные валюты.234

Тем не менее российский рубль по существу относится к замк­нутым валютам, если не считать его позиции по ряду стран СНГ. Ведь в одночасье он никак не может выполнять функции внутрен­ней и внешней конвертируемости. Требуется переходная ступень, через которую не перешагнуть и не переехать, - рубль сначала дол­жен стать частично конвертируемой валютой.

Основная же ошибка правительства РФ всех составов, начиная с января 1992г., состоит в том, что конвертируемость рубля выдви­гается как цель, а не как средство проведения реформ, также как цена не является производной от курса рубля, а наоборот, курс руб-ля отражает соотношение внутренних и внешних цен. Таким образом, пойдя на поводу у МВФ, Россия, с нашей точки зрения, обре-кает себя на то состояние, когда форма преобразований в валютно-финансовой сфере доминирует над содержанием. В Европе, на­пример, ни одна страна не конвертировала свою валюту к такому-то числу по рекомендациям МВФ. Ведь прежде чем конвертировать национальную валюту, следует в первую очередь стабилизировать все сферы экономики, укрепить экономический потенциал страны, а не стремиться, как это делают российские власти, конвертиро­вать рубль любой ценой.

В законодательной и нормативной сферах по рассматриваемо-му вопросу, на наш взгляд, существует следующие проблемные моменты:

Объявление:

• непроработанность в российском законодательстве ряда важнейших позиций, определяющих инвестиционный климат и в целом характер деятельности иностранного бизнеса в Российской Федерации;

• несоответствие многих законов нормам международного пра-ва. Особенно это касается перевода бухгалтерского учета, в том числе валютно-финансовых операций, в систему международных стандартов;

• противоречия между федеральными нормативными актами и нормативными актами субъектов Федерации, о чем речь шла выше.

Истина всегда конкретна. Опыт последних лет, особенно за пе-риод 1996-2000 годов, свидетельствует о том, что реальный поток иностранных инвестиций явно не соответствует масштабам, потен­циалу и потребностям российской экономики. Конкурентоспособ­ность на рынке мировых денег, включая кредиты международных финансовых организаций, явно занижена.

С другой стороны, легальный экспорт российского капитала на рынке мировых денег пока нельзя считать сколько-нибудь заметной величи-ной. Реально сегодня можно говорить лишь о воздействии мирового валютно-финансового рынка на российский валютно-финансовый ры-нок и через него на курс рубля, что и явилось одной из причин его обвала 17 августа 1998 года. Это влияние, в основном, распространя-ется по следующим, тесно связанным между собой каналам:

а) через перемещение через российскую границу иностранного капитала в виде иностранных инвестиций всех видов и репатриации капиталов иностранных инвесторов и прибылей компаний с иност­ранным участием, а также вывоз российского капитала за границу;

б) через ситуацию на мировом рынке товаров, складывающуюся в результате движения курсов валют стран, конкурирующих с Росси­ей на экспортном рынке; через ситуацию на мировом рынке денег, складывающуюся в результате движения курсов валют государств, конкурирующих с Россией на рынке свободного инвестиционного
капитала; через изменение уровня риска инвестиций в различные группы стран, прежде всего, стран развивающихся рынков; черезмеждународный кредитный рейтинг Российской Федерации;

в) через изменение курса доллара США как мировой резервной валюты.

Отсутствие с самого начала четко продуманной концепции дости­жения конвертируемости рубля привело к тому, что из правового ме­ханизма в целях достижения обратимости российского рубля была исключена серия антитрестовых нормативных актов, что было пред­варительно сделано во всех странах мира. Не было принято Закона о свободе конкуренции, равно как и Закона об ограничении произ­вольного завышения цен. Более того, не было принято нормативных материалов о бюджетном равновесии, предусматривающем систе­матическое сокращение расходов, особенно аппарата управления государственных учреждений и аппарата Президента РФ, ограниче­ние импорта, понижение таможенных пошлин, ликвидацию всех льгот по экспорту. Ключевую роль в условиях криминальной России, по нашему мнению, должно было сыграть принятие законов по стабили­зации (по которым сводились бы вместе предприниматели и профсо­юзы), против спекуляции, о поощрении рынка капиталов.

Правовые аспекты достижения конвертируемости рубля упусти­ли из виду, что до сих пор в государственном реестре России нет полного перечня российских компаний за рубежом. Дело в том, что полномочия по их регистрации передавались на протяжении 1991-2000гг. различным ведомствам, а сама регистрация велась недо­статочно эффективно. В частности, законодательство РФ не опре­делилось в своем отношении к оффшорным компаниям, количество которых к настоящему времени составило 60 тысяч.235 Именно в этих компаниях размещена основная масса вывезенных из страны капиталов без учета налогов. Поэтому в страну не возвращаются большей частью ни нефтерубли, ни нефтедоллары. В целом, по оцен­ке независимых экспертов, отток капитала из России за годы ре­форм в 10 раз превысил объем всех иностранных инвестиций, что не могло отрицательно не сказаться на общем финансово-валют­ном рынке страны, на устойчивости национальной валюты России.

На сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация, ког­да на расчетном счете (предприятий, фирм и т.д.) денег нет, следо­вательно, налоги не платятся, заработная плата работникам не вы­дается, а на валютном счете деньги имеются. Это происходит пото­му, что российское законодательство позволяет это делать. И если официальные органы власти заявляют, что валюта предназначена для оплаты контрактов, то почему тогда законодатель не предус­мотрел очевидного: сначала любой работодатель обязан платить налоги и зарплату. Поэтому, с нашей точки зрения, наступила пора изменить налоговое законодательство, внести поправки в указы Президента и решения Правительства РФ.

Предстоит на ближайшее будущее российскую систему учета привести к системе международных стандартов, без чего нельзя ставить вопрос о правовой поддержке конвертируемости рубля:

• в международном бухгалтерском учете, в отличие от россий­ского, при определении финансового результата и составлении от­четности широко используется принцип так называемого консерва­тизма или осмотрительности. Речь идет о том, что в международ­ном учете расходы признаются тогда, когда имеются основания, обоснованная вероятность их возникновения, а доходы только тог­да, когда они реально получены;

• в России, в отличие от других стран мира, управление деби­торскими задолженностями затруднено из-за нечеткости законода­тельства низкой исполнительностью судебных решений;

• порядок составления бухгалтерской отчетности, соответству­ющей международным стандартам, отличается от российского как наличием дополнительных этапов, так и большей скрупулезностью;

• согласование налоговых систем. В налоговой системе РФ, чтобы она могла вписаться в мировую экономику, требуется уси­лить следующие два важнейших момента: национальный приори­тет налогообложения и первичность доходов фирмы по отношению к его налоговым обязательствам.

В целом можно констатировать, что в России сложился и дей­ствует режим операций с иностранной валютой, который, в соответ­ствии с международными критериями, лишь формально может быть отнесен к модели внутренней конвертируемости по текущим опера­циям. Основные особенности порядка внутренней конвертируемос­ти состоят в следующем:

• устанавливается право собственности на валютные ценности юридических и физических лиц при свободном владении и распо­ряжении этими ценностями без ограничения сумм и форм (налич­ные и безналичные средства);

• свободный обмен (конвертируемость) рублей на иностранные денежные средства (ценности), который распространяется только на резидентов;

• конвертируемость рубля должна ограничиваться только теку­щими внешнеэкономическими операциями (платежи по внешней торговле и по международным услугам, предоставление и получе­ние краткосрочных и коммерческих кредитов, платежи по погаше­нию займов и уплате процентов, перевод прибылей по инвестици­ям, денежные переводы некоммерческого характера) и не распрос­траняться на инвестиционную деятельность и другие операции по перемещению капиталов;

• обмен рублей на иностранную валюту в безналичной и налич­ной форме осуществляется по негосударственным каналам на внут­реннем валютном рынке - через уполномоченные коммерческие банки, валютные биржи, обменный пункты и т.д.; в частности, меж­дународные расчеты ведутся в децентрализованном порядке че­рез уполномоченные коммерческие банки.

Таким образом, присоединение России к VIII статье устава МВФ делает свободней конверсию рубля лишь по текущим операциям, поскольку сохраняются ограничения на валютные операции, связан­ные сдвижением капитала, то есть прямые и портфельные инвести­ции, предоставление финансовых кредитов на срок более 180 дней и т.д. Согласно пункту 4 указанной статьи МВФ, Центральный банк РФ принимает на себя обязательства выкупать рублевые остатки, имею­щиеся у других стран-членов МВФ, в валюте страны, его запросив­шей. Это означает, что рубль номинально конвертируем.

Следовательно, Россия нуждается в разработке концепции и го­сударственной программы по достижению конвертируемости рубля. С этой целью необходимо разделить функции властей всех уровней, определить права и обязанности всех участников внешнеэкономи­ческой деятельности, воспрепятствовать утечке капитала за границу. Устойчивость российского рубля, по нашему мнению, следует вклю­чить в число основных прав россиян в качестве конституционного требования, что заставит законотворчество «работать» над создани­ем условий обратимости рубля, не только внутренней, но и внешней.

Как представляется, пришла пора и для законодательного пере­осмысления системы валютных бирж в Российской Федерации. В каждой развитой стране мира, например, в Германии, Великобрита­нии, США, Японии и т.д., действует единая, общенациональная ва­лютная биржа, где устанавливается курс национальной валюты для всех без исключения регионов по общим для всех бирж правилам. Поэтому вместо ММВБ и еще 7 валютных бирж РФ, разбросанных по всей территории России, начиная с Санкт-Петербургской, кончая Азиатско-Тихоокеанской во Владивостоке, следует создать единую всероссийскую валютную биржу. Это упорядочит валютные торги, значительно оздоровит всю денежную систему страны, возродит доверие к рублю, позволит избежать валютных спекуляций. Все это укрепит рубль и на международной арене.

Конечной целью валютно-финансовой политики России следует признать превращение рубля в единственное законное платежное средство на всей территории страны. Это оздоровит и национальную экономику.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >