Гражданско-правовая ответственность государства |
Объем гражданско-правовой ответственности государстваАбдулвагапова P.P. Статья 1069 ГК236 РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Наиболее значительными по количеству являются предъявленные к казне иски о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями следственных и судебных органов. В соответствии со статьей 1070 ГК РФ, вред, причиненный незаконными действиями следственных и судебных органов, повлекший последствия в виде незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписку о невыезде, незаконного наложения административного взыскания или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Кроме того, следует иметь в виду, что, в соответствии с ГК РФ, вред возмещается в полном объеме (как материальный, так и моральный), хотя данная норма вступает в конфликт с названными ниже нормативными актами советского периода. Поскольку соответствующего закона о порядке возмещения вреда на сегодняшний день не существует, то к оспариваемым правоотношениям применяются Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей»237 и Инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденная 2 марта 1982 г. Минюстом СССР, Прокуратурой СССР и Минфином СССР по согласованию с Верховным Судом СССР, МВД СССР и КГБ СССР238. Ставя вопрос об ответственности государства, принято говорить об ответственности казны. Объявление: В статье 214 ГК говорится, что казна представляет собой средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Из приведенного определения следует, что казна - это совокупность имущества. В силу ст. 128 ГК имущество относится к объектам гражданского права. Казна как совокупность имущества является таким объектом и в этом качестве не может выступать участником (субъектом) гражданских правоотношений. Следует отметить, что определения казны, даваемые в ГК РФ и в Бюджетном кодексе РФ (БК РФ), не совпадают. В пункте 2 ст. 97 БК РФ указано: «Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну».239 Как видим, бюджетное законодательство не выделяет из состава казны имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. А используемый в указанной статье БК РФ термин «обеспечивается» совершенно не означает, что Российская Федерация отвечает по своим обязательствам действительно всем находящимся в федеральной собственности имуществом240. В статье 126 ГК РФ сказано, что по своим обязательствам государство отвечает принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме закрепленного за созданными им юридическими лицами, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. Можно увидеть, что об ответственности казны здесь не говорится. Об этом идет речь только в главе 59 ГК РФ, регулирующей обязательства вследствие причинения вреда, а также в статье 97 БК РФ. Имущество, принадлежащее РФ, субъекту РФ на праве собственности, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, образует соответственно государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, образует муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Казна Российской Федерации, казна субъекта Федерации и муниципальная казна состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного (муниципального) имущества. В приложении N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I241 перечисляется имущество, составляющее казну Российской Федерации: это средства федерального бюджета, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, золотой запас, алмазный и валютный фонды. Федеральное казначейство Российской Федерации, согласно Положению о нем, организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации. На практике же более реальным объектом для взыскания со стороны кредиторов государства остаются только средства бюджета при условии, что такие расходы законодательно предусмотрены и фактически выделены. Правовой статус иного имущества, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, регулируется, как правило, нормами публичного права, которое не предусматривает обращения на него взыскания. Имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, как и имущество, закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями, не является средством обеспечения обязательств Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований и, следовательно, не образует объекта взыскания кредиторов по таким обязательствам. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. В свою очередь, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ. Так, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями, собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Как указывается в ст. 115 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Законодательство, регулирующее банковскую деятельность, исходит из разграничения ответственности банков и государства. Согласно Закону о Центральном банке Российской Федерации (Банке России), государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Принцип разграничения ответственности государства и хозяйственных, в том числе государственных, организаций составляет одно из основных начал статуса российских торговых представительств за рубежом. Положение о торговых представительствах СССР за границей, не утратившее к настоящему времени юридической силы, исходит из того, что торговые представительства в качестве ответчика могут выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных представительствами в странах пребывания, и только в тех странах, в отношении которых государство в международных договорах путем одностороннего заявления, доведенного до сведения компетентных органов стран пребывания, выразило согласие на подчинение торгового представительства суду страны пребывания по указанным спорам. По обязательствам торговых представительств несет ответственность государство с учетом указанных положений. Торговые представительства не отвечают по обязательствам внешнеэкономических, иных хозяйственных организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам представительств. Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Положения о раздельной ответственности не применяются, если РФ принимает на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо эти субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ. По искам о возмещении вреда от имени казны выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета (п. 10 ст. 158 БКРФ). Порядок реализации возмещения ущерба за счет государственной казны Российской Федерации установлен приказом Минфина России от 8 апреля 2003 г. N ЗОн «Об утверждении правил организации работы Министерства финансов Российской Федерации по исполнению судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти»242. Данному порядку соответствует статья 134 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. «О федеральном бюджете на 2004 год»243, в соответствии с которой исполнительные листы судебных органов по искам к казне Российской Федерации направляются для исполнения в Минфин России и исполняются им в порядке, установленном Правительством РФ за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом. При этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные названным Законом на эти цели. По аналогии исполняются судебные решении о взыскании ущерба с казны субъекта РФ. Например, в соответствии со статьей 43 Закона Республики Татарстан от 16 декабря 2003 г. «О бюджете Республики Татарстан на 2004 год»244, исполнительные листы судебных органов по искам к казне Республики Татарстан направляются для исполнения в Министерство финансов Республики Татарстан и исполняются им в порядке, установленном Кабинетом министров Республики Татарстан. Исполнение судебных решений по искам к казне Республики Татарстан осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели бюджетом Республики Татарстан. При этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих утвержденные данным Законом ассигнования. Несколько слов о коллизии, которая возникает между вступившим в законную силу судебным решением и федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Дело в том, что расходные статьи федерального бюджета (денежной части государственной казны Российской Федерации), которые утверждаются федеральным законом, имеют силу закона, обязательного для исполнения органами государственной власти. В то же время вступившие в законную силу решение, определение и постановление суда, в том числе увеличивающие либо вводящие новые, не предусмотренные законом о бюджете, статьи расходов, также, в соответствии со статьей 13 ГПК РФ и статьей 13 АПК РФ, обязательны для всех государственных органов и органов местных на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в настоящее время в Российской Федерации существует значителный пакет законов, устанавливающих расходы федерального бюджета, не обеспеченные соответствующим финансированием. Существует концепция иммунитета бюджетов, т.е. иммунитета государства в сфере внутренних экономических отношений. В Бюджетном кодексе РФ содержится определение иммунитета бюджетов, представляющего собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта и возмещению подлежит только реальный ущерб в размере недофинансирования. Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством ответственность государства может быть реализована как за счет средств бюджета, так и за счет иного имущества казны с некоторыми исключениями. Ограничения, исключения, иммунитеты, обусловленные публично-правовой природой государства и его имущества, делают взыскание за счет казны весьма специфической, особой процедурой. Несмотря на формальную определенность источника возмещения, реализация ответственности государства оказывается весьма не простой задачей. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|