Перевозка скоропортящихся грузов |
Особенности договора перевозки скоропортящихся грузов на железнодорожном транспортеБуранкова Е.Г. Транспорт занимает особое место в экономике страны. Большой объем перевозок грузов в Российской Федерации принадлежит железнодорожному транспорту. Он является одним из главных источников доходных поступлений в бюджет. Необходимо отметить, что общие положения перевозки любыми видами транспорта установлены гл. 40 ГК РФ «Перевозка», а детальная регламентация перевозок находит отражение в транспортных уставах и кодексах. Условия перевозки железнодорожным транспортом регулируются Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г.245. Деятельность железнодорожного транспорта, взаимоотношения перевозчиков, владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта, владельцев путей необщего пользования и клиентуры более подробно конкретизируются в следующих федеральных законах: «О железнодорожном транспорте РФ» от 10 января 2003 г.246, «Об особенностях распоряжения и управления имуществом железнодорожного транспорта» от 7 февраля 2003 г.247. Отдельные виды перевозок грузов на железнодорожном транспорте во исполнение ст.З Устава железнодорожного транспорта устанавливаются ведомственными правилами перевозок железнодорожным транспортом, утвержденными Министерством путей сообщения РФ248. Особый интерес представляет перевозка скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте. Правила и условия осуществления перевозки скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте утверждены приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г.249 В п.1.2 правил скоропортящихся грузов определено, что скоропортящиеся грузы представляют собой грузы, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования. Таким образом, главными условиями при перевозке скоропортящихся грузов являются соблюдение обязательного температурного режима и сроков доставки грузов. Объявление: Перечень скоропортящихся грузов не является исчерпывающим. К ним относятся мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, плодоовощи свежие, продукция молочной, маслосыродельной и жировой промышленности, яйца и прочие скоропортящиеся продукты. На такие грузы, как овощи и плоды требуются удостоверения о сроках их годности и сроке доставки, на продукцию животного происхождения - ветеринарные свидетельства. При отсутствии сертификатов грузы могут быть предъявлены к перевозке только с проводником отправителя и на его ответственности. Грузы перевозятся только в таре по условному весу или по весу заявленному грузоотправителем. Запрещается прием грузов к перевозке, если срок его годности меньше или равен сроку доставки, а также грузов с признаками порчи (запах, плесень, течь и т.д.). За внутритарнуютечь перевозчик ответственности не несет. Запрещается совместная перевозка несовместимых грузов: молочных продуктов с мясом, мясной продукции с рыбой и другие. Установлено, что скоропортящиеся грузы перевозятся в специализированных изотермических вагонах (рефрижераторных вагонах, вагонах-термосах, цистернах-термосах, молочных цистернах и изотермических вагонах-цистернах), крытых вагонах, рефрижераторных и универсальных контейнерах. В соответствии с ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г250, грузоотправители обязаны обратиться в органы Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте для освидетельствования транспортных средств и выдачи санитарных паспортов на вагоны (контейнеры), подготовленные для погрузки скоропортящихся грузов. Проблема освидетельствования транспортных средств состоит в том, что санитарно-эпидемиологические службы производят проверку состояния перевозочных средств (вагонов, контейнеров) непосредственно на станции отправления, а не до погрузки. При обнаружении несоответствия вагонов (контейнеров) санитарным нормам, они не допускаются к перевозке. Однако необходимо учесть, что вагоны уже загружены скоропортящимися грузами. В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, необходима замена непригодных вагонов, на что требуется дополнительное время (известно, что перевозка рассматриваемого вида груза имеет ограниченный срок доставки). Во-вторых, загруженные вагоны будут находиться в отстое, то есть выходят из оборота. Таким образом, взыскиваемые штрафы не окупают понесенных затрат и перевозчик несет финансовые потери. В-третьих, большие потери претерпевает и грузоотправитель, так как, он уплачивает штрафы за простой вагонов, предусмотренные ст.ст. 100-101 Устава железнодорожного транспорта РФ, а также несет убытки в связи с порчей груза. Для устранения этих недостатков целесообразно обязать санитарно-эпидемиологические службы производить освидетельствование вагонов (контейнеров) на подъездных путях грузоотправителей до загрузки скоропортящихся грузов. Из ст. 8 Устава железнодорожного транспорта следует, если свойства груза, их состояние либо предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок скоропортящихся грузов, то в соответствующем договоре между грузоотправителем и перевозчиком могут устанавливаться особые условия перевозки. Проблема в осуществлении перевозки и транспортировки скоропортящихся грузов состоит в значительной затрате времени грузоотправителей на обращение с заявкой в письменной форме в ОАО «Российские железные дороги» разрешить заключить договор с перевозчиком на перевозку грузов, не включенных в Приложения правил скоропортящихся грузов, за 20 дней до перевозки грузов. Кроме того, п. 7 Правил перевозки грузов железнодорожным транспортом на особых условиях, утвержденных Приказом МПС РФ № 41 от 18 июня 2003 г.251, устанавливает для грузоотправителя срок обращения с заявкой за 10 дней до перевозки грузов на предоставление вагонов (контейнеров) на перевозку скоропортящегося груза. В данном случае грузоотправители несут материальные потери в связи с несвоевременной отправкой скоропортящегося груза. Из этого, на наш взгляд, следует, что требуется дополнить Приложения правил скоропортящихся грузов тем перечнем грузов, которые постоянно транспортируются грузополучателям (например, лук-севок, импортные соки Tetra Park, следующие на железнодорожные станции Российской Федерации). Порядок хранения скоропортящихся грузов регламентируется Правилами хранения грузов в местах общего пользования при петранспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г.252 Погрузка и выгрузка скоропортящихся грузов должна производиться вне очереди. Сроки хранения их в пункте назначения исчисляются в часах и сутках. Скоропортящиеся грузы, подлежащие выдаче в местах общего пользования, грузополучатель может выгружать из рефрижераторных вагонов только непосредственно из вагона (контейнера) на автотранспорт. Выгрузка в местах общего пользования бездокументарных скоропортящихся грузов из рефрижераторных вагонов (контейнеров) допускается только при передаче грузов в процессе их реализации непосредственно из вагона на автотранспорт. П. 3 Правил хранения для скоропортящихся грузов (кроме бездокументарных) устанавливает следующие предельные сроки их хранения в местах общего пользования и вывоза грузополучателями со станции: 1) 6 часов - цветы живые срезанные; 2) 12 часов -овощи свежие, кроме капусты, картофеля и свеклы, растения срезанные, фрукты и ягоды свежие; 3) одни сутки - икра осетровых, лососевых и других видов рыб, готовая к употреблению (в упаковке), картофель продовольственный, свекла столовая и капуста свежая, бахчевые в таре, жир и сало животных, напитки безалкогольные и воды минеральные, спирт винный, хлебобулочные изделия, кожи, шкура и пушнина невыделанные, продукция неорганической и органической химии в таре; 4) двое суток- все скоропортящиеся грузы, прибывшие в рефрижераторных вагонах (контейнерах), овощи, грибы, фрукты и ягоды соленые, маринованные, консервированные, растения живые, кроме срезанных, яйца пищевые, консервы и соки, скоропортящиеся грузы, не поименованные в настоящем пункте, которые прибыли в крытых вагонах или универсальных контейнерах; 5) трое суток- минеральные удобрения (в упаковке), изделия из камыша, лозы, лыка, мочала, прутьев, соломы и подобных материалов, кроме плетенной мебели, утильсырье в пакетированном виде, стружки древесные прессованные (в брикетах); 262 Документ опубликован не был. 6) пять суток-остальные грузы, не поименованные ранее, кроме скоропортящихся и грузов для личных (бытовых) нужд. Для бездокументарных грузов, прибывших на станцию назначения, правилами хранения грузов предусматриваются такие предельные сроки хранения, как: 1) 12 часов - грузы, для которых устанавливается срок хранения 6 часов; 2) одни сутки - грузы со сроком хранения 12 часов; 3) увеличенные на одни сутки - грузы, для которых устанавливается срок хранения одни и двое суток; 4) увеличенные на пять суток- грузы со сроком хранения трое и пять суток.253 В правилах перевозки скоропортящихся грузов упоминаются сроки доставки груза и сроки транспортабельности груза, указанные грузоотправителем в качественном удостоверении. Отметим, что срок доставки груза означает срок, в течение которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения или в пункт перевалки груза. Этот срок является обязательным для перевозчика и определяется с учетом расстояний и суточного пробега вагона с грузом. Нарушение данного срока влечет взыскание штрафа (пени) с перевозчика (п.2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г.254). В юридической литературе до сих пор не выяснены правовая природа и значение срока транспортабельности, нормативного регулирования порядка его определения. На практике часто создаются такие ситуации, когда скоропортящийся груз доставлен на станцию назначения с нарушением ответственного срока доставки, а срок транспортабельности груза, указанный грузополучателем, не истек. В данном случае возникает вопрос: будет ли нести ответственность перевозчик за порчу скоропортящегося груза?255 Грузоотправитель при предъявлении скоропортящихся грузов для перевозки обязан вместе с накладной представить перевозчику документ, удостоверяющий качество груза (сертификат), в котором он указывает наименование, номер и дату выдачи документа о качестве грузов и срок транспортабельности в сутках (ст.18 УЖДТ РФ). Согласно п. 1.7 Правил перевозки скоропортящихся грузов, грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в удостоверении о качестве, менее срока доставки, установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов. При этом ничего не говорится о случаях, когда сроки транспортабельности превышают сроки доставки грузов. Таким образом, на законодательном уровне не указывается: в каком порядке устанавливается срок транспортабельности и чем руководствуется грузоотправитель, а срок доставки скоропортящихся грузов утверждается федеральными органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуется в сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта РФ. Из этого можно сделать следующий вывод: при перевозке скоропортящихся грузов основным сроком является срок доставки, а указание срока транспортабельности служит дополнительной гарантией доставки сохранности груза для грузополучателя. При этом, если в пределах срока транспортабельности произошла порча продукции, но груз был доставлен в пределах срока доставки, и перевозчик докажет, что порча скоропортящегося груза произошла по не зависящим от него причинам, ответственность должна быть возложена на грузоотправителя. Кроме того, целесообразно было бы обязать грузоотправителя и представителя перевозчика (начальника станции отправления груза) согласовывать с начальником станции назначения о предстоящей поставке скоропортящегося груза. Это касается таких грузов, которые следуют в крытых вагонах из южных районов в северные, и наоборот. На практике чаще всего этого не происходит, в связи с этим возникают непредвиденные материальные потери, излишне затрачиваются огромные средства. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|