Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Перевозка скоропортящихся грузов

  • Многослойная паркетная доска Haro здесь
    mos-parket.ru





Перевозка скоропортящихся грузов

Особенности договора перевозки скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте

Буранкова Е.Г.

Транспорт занимает особое место в экономике страны. Большой объем перевозок грузов в Российской Федерации принадлежит железнодорожному транспорту. Он является одним из главных ис­точников доходных поступлений в бюджет.

Необходимо отметить, что общие положения перевозки любы­ми видами транспорта установлены гл. 40 ГК РФ «Перевозка», а детальная регламентация перевозок находит отражение в транс­портных уставах и кодексах. Условия перевозки железнодорож­ным транспортом регулируются Уставом железнодорожного транс­порта РФ от 10 января 2003 г.245. Деятельность железнодорожного транспорта, взаимоотношения перевозчиков, владельцев инфра­структур железнодорожного транспорта, владельцев путей необ­щего пользования и клиентуры более подробно конкретизируются в следующих федеральных законах: «О железнодорожном транс­порте РФ» от 10 января 2003 г.246, «Об особенностях распоряже­ния и управления имуществом железнодорожного транспорта» от 7 февраля 2003 г.247. Отдельные виды перевозок грузов на желез­нодорожном транспорте во исполнение ст.З Устава железнодорож­ного транспорта устанавливаются ведомственными правилами перевозок железнодорожным транспортом, утвержденными Мини­стерством путей сообщения РФ248.

Особый интерес представляет перевозка скоропортящихся гру­зов на железнодорожном транспорте. Правила и условия осуще­ствления перевозки скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте утверждены приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г.249

В п.1.2 правил скоропортящихся грузов определено, что скоро­портящиеся грузы представляют собой грузы, которые при пере­возке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздей­ствия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования. Таким обра­зом, главными условиями при перевозке скоропортящихся грузов являются соблюдение обязательного температурного режима и сро­ков доставки грузов.

Объявление:

Перечень скоропортящихся грузов не является исчерпывающим. К ним относятся мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, пло­доовощи свежие, продукция молочной, маслосыродельной и жиро­вой промышленности, яйца и прочие скоропортящиеся продукты. На такие грузы, как овощи и плоды требуются удостоверения о сроках их годности и сроке доставки, на продукцию животного проис­хождения - ветеринарные свидетельства. При отсутствии сертифи­катов грузы могут быть предъявлены к перевозке только с провод­ником отправителя и на его ответственности.

Грузы перевозятся только в таре по условному весу или по весу заявленному грузоотправителем. Запрещается прием грузов к пе­ревозке, если срок его годности меньше или равен сроку доставки, а также грузов с признаками порчи (запах, плесень, течь и т.д.). За внутритарнуютечь перевозчик ответственности не несет. Запреща­ется совместная перевозка несовместимых грузов: молочных про­дуктов с мясом, мясной продукции с рыбой и другие.

Установлено, что скоропортящиеся грузы перевозятся в специ­ализированных изотермических вагонах (рефрижераторных ваго­нах, вагонах-термосах, цистернах-термосах, молочных цистернах и изотермических вагонах-цистернах), крытых вагонах, рефриже­раторных и универсальных контейнерах. В соответствии с ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г250, грузоотправители обязаны обратиться в органы Госсанэпид­надзора на железнодорожном транспорте для освидетельствова­ния транспортных средств и выдачи санитарных паспортов на ва­гоны (контейнеры), подготовленные для погрузки скоропортящих­ся грузов. Проблема освидетельствования транспортных средств состоит в том, что санитарно-эпидемиологические службы произ­водят проверку состояния перевозочных средств (вагонов, кон­тейнеров) непосредственно на станции отправления, а не до по­грузки. При обнаружении несоответствия вагонов (контейнеров) санитарным нормам, они не допускаются к перевозке. Однако необходимо учесть, что вагоны уже загружены скоропортящими­ся грузами. В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, необходима замена непригодных вагонов, на что требуется до­полнительное время (известно, что перевозка рассматриваемого вида груза имеет ограниченный срок доставки). Во-вторых, загру­женные вагоны будут находиться в отстое, то есть выходят из обо­рота. Таким образом, взыскиваемые штрафы не окупают понесен­ных затрат и перевозчик несет финансовые потери. В-третьих, большие потери претерпевает и грузоотправитель, так как, он уплачи­вает штрафы за простой вагонов, предусмотренные ст.ст. 100-101 Устава железнодорожного транспорта РФ, а также несет убытки в связи с порчей груза.

Для устранения этих недостатков целесообразно обязать сани­тарно-эпидемиологические службы производить освидетельствова­ние вагонов (контейнеров) на подъездных путях грузоотправителей до загрузки скоропортящихся грузов.

Из ст. 8 Устава железнодорожного транспорта следует, если свойства груза, их состояние либо предлагаемые грузоотправи­телем условия перевозок не предусмотрены правилами перево­зок скоропортящихся грузов, то в соответствующем договоре между грузоотправителем и перевозчиком могут устанавливать­ся особые условия перевозки. Проблема в осуществлении пере­возки и транспортировки скоропортящихся грузов состоит в зна­чительной затрате времени грузоотправителей на обращение с заявкой в письменной форме в ОАО «Российские железные до­роги» разрешить заключить договор с перевозчиком на перевоз­ку грузов, не включенных в Приложения правил скоропортящих­ся грузов, за 20 дней до перевозки грузов. Кроме того, п. 7 Пра­вил перевозки грузов железнодорожным транспортом на особых условиях, утвержденных Приказом МПС РФ № 41 от 18 июня 2003 г.251, устанавливает для грузоотправителя срок обращения с заявкой за 10 дней до перевозки грузов на предоставление ваго­нов (контейнеров) на перевозку скоропортящегося груза. В дан­ном случае грузоотправители несут материальные потери в свя­зи с несвоевременной отправкой скоропортящегося груза. Из этого, на наш взгляд, следует, что требуется дополнить Прило­жения правил скоропортящихся грузов тем перечнем грузов, ко­торые постоянно транспортируются грузополучателям (например, лук-севок, импортные соки Tetra Park, следующие на железно­дорожные станции Российской Федерации).

Порядок хранения скоропортящихся грузов регламентируется Правилами хранения грузов в местах общего пользования при петранспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г.252

Погрузка и выгрузка скоропортящихся грузов должна производиться вне очереди. Сроки хранения их в пункте назначения исчисляются в часах и сутках. Скоропортящиеся грузы, подлежащие выдаче в мес­тах общего пользования, грузополучатель может выгружать из рефри­жераторных вагонов только непосредственно из вагона (контейнера) на автотранспорт. Выгрузка в местах общего пользования бездоку­ментарных скоропортящихся грузов из рефрижераторных вагонов (кон­тейнеров) допускается только при передаче грузов в процессе их реа­лизации непосредственно из вагона на автотранспорт.

П. 3 Правил хранения для скоропортящихся грузов (кроме без­документарных) устанавливает следующие предельные сроки их хранения в местах общего пользования и вывоза грузополучателя­ми со станции:

1) 6 часов - цветы живые срезанные;

2) 12 часов -овощи свежие, кроме капусты, картофеля и свек­лы, растения срезанные, фрукты и ягоды свежие;

3) одни сутки - икра осетровых, лососевых и других видов рыб, готовая к употреблению (в упаковке), картофель продовольствен­ный, свекла столовая и капуста свежая, бахчевые в таре, жир и сало животных, напитки безалкогольные и воды минеральные, спирт винный, хлебобулочные изделия, кожи, шкура и пушнина невыде­ланные, продукция неорганической и органической химии в таре;

4) двое суток- все скоропортящиеся грузы, прибывшие в реф­рижераторных вагонах (контейнерах), овощи, грибы, фрукты и яго­ды соленые, маринованные, консервированные, растения живые, кроме срезанных, яйца пищевые, консервы и соки, скоропортящи­еся грузы, не поименованные в настоящем пункте, которые прибы­ли в крытых вагонах или универсальных контейнерах;

5) трое суток- минеральные удобрения (в упаковке), изделия из камыша, лозы, лыка, мочала, прутьев, соломы и подобных мате­риалов, кроме плетенной мебели, утильсырье в пакетированном виде, стружки древесные прессованные (в брикетах);

262 Документ опубликован не был.

6) пять суток-остальные грузы, не поименованные ранее, кро­ме скоропортящихся и грузов для личных (бытовых) нужд.

Для бездокументарных грузов, прибывших на станцию назначе­ния, правилами хранения грузов предусматриваются такие предель­ные сроки хранения, как:

1) 12 часов - грузы, для которых устанавливается срок хране­ния 6 часов;

2) одни сутки - грузы со сроком хранения 12 часов;

3) увеличенные на одни сутки - грузы, для которых устанавли­вается срок хранения одни и двое суток;

4) увеличенные на пять суток- грузы со сроком хранения трое и пять суток.253

В правилах перевозки скоропортящихся грузов упоминаются сроки доставки груза и сроки транспортабельности груза, указан­ные грузоотправителем в качественном удостоверении.

Отметим, что срок доставки груза означает срок, в течение кото­рого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт на­значения или в пункт перевалки груза. Этот срок является обяза­тельным для перевозчика и определяется с учетом расстояний и суточного пробега вагона с грузом. Нарушение данного срока вле­чет взыскание штрафа (пени) с перевозчика (п.2 Правил исчисле­ния сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвер­жденными Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г.254).

В юридической литературе до сих пор не выяснены правовая природа и значение срока транспортабельности, нормативного ре­гулирования порядка его определения. На практике часто создают­ся такие ситуации, когда скоропортящийся груз доставлен на стан­цию назначения с нарушением ответственного срока доставки, а срок транспортабельности груза, указанный грузополучателем, не истек. В данном случае возникает вопрос: будет ли нести ответ­ственность перевозчик за порчу скоропортящегося груза?255

Грузоотправитель при предъявлении скоропортящихся грузов для перевозки обязан вместе с накладной представить перевозчику документ, удостоверяющий качество груза (сертификат), в котором он указывает наименование, номер и дату выдачи документа о ка­честве грузов и срок транспортабельности в сутках (ст.18 УЖДТ РФ).

Согласно п. 1.7 Правил перевозки скоропортящихся грузов, гру­зы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в удостоверении о качестве, менее срока доставки, ус­тановленного Правилами исчисления сроков доставки грузов. При этом ничего не говорится о случаях, когда сроки транспортабельно­сти превышают сроки доставки грузов. Таким образом, на законо­дательном уровне не указывается: в каком порядке устанавливает­ся срок транспортабельности и чем руководствуется грузоотправи­тель, а срок доставки скоропортящихся грузов утверждается феде­ральными органами исполнительной власти в области железнодо­рожного транспорта и публикуется в сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта РФ.

Из этого можно сделать следующий вывод: при перевозке ско­ропортящихся грузов основным сроком является срок доставки, а указание срока транспортабельности служит дополнительной гаран­тией доставки сохранности груза для грузополучателя. При этом, если в пределах срока транспортабельности произошла порча про­дукции, но груз был доставлен в пределах срока доставки, и пере­возчик докажет, что порча скоропортящегося груза произошла по не зависящим от него причинам, ответственность должна быть воз­ложена на грузоотправителя.

Кроме того, целесообразно было бы обязать грузоотправителя и представителя перевозчика (начальника станции отправления гру­за) согласовывать с начальником станции назначения о предстоя­щей поставке скоропортящегося груза. Это касается таких грузов, которые следуют в крытых вагонах из южных районов в северные, и наоборот. На практике чаще всего этого не происходит, в связи с этим возникают непредвиденные материальные потери, излишне затрачиваются огромные средства.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >