Гарантии при заключении трудового договора |
К вопросу о гарантиях при заключении трудового договораГайфуллинА.В. Одной из двух основных функций трудового права, а по мнению большинства ученых-специалистов по трудовому праву, - главной функцией трудового права-являлась и является социальная (или защитная) функция. С этой точки зрения трудовое право призвано: 1. Создавать равные возможности для реализации различными людьми своей способности к труду и устанавливать юридические гарантии реализации работниками своих социально-экономических прав независимо от расы, национальности, языка социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.З Декларации прав и свобод человека и гражданина). Об этом же говорят статьи 132, 364 и некоторые другие статьи Трудового кодекса РФ (ТК РФ), запрещающие дискриминацию в сфере труда, в том числе при приеме на работу (ст.64 ТК РФ), при оплате труда (ст.132 ТК РФ). 2. Активно способствовать созданию условий, благоприятствующих развитию личности работника. Данная идея закреплена в нормах, устанавливающих право работника на отдых, право на здоровье и безопасные условия труда, право на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и многие другие права. 3. Обеспечить социально-экономическое партнерство участников общественного процесса труда, разделенных отношением к средствам производства на работодателей и наемных работников.262 Объявление: Вышеуказанная социальная (защитная) функция обуславливается самой сущностью трудового права как отрасли, появившейся в результате необходимости защищать права и интересы наемных работников от произвола работодателей. Однако принятие нового ТК РФ показало новые тенденции в направлении правового регулирования и стоящих перед ним задач. Статья 1 ТК РФ гласит, что целями трудового законодательства являются не только установление государственных условий труда, но и защита прав и интересов работников и работодателей. Учитывая, что данные интересы в большинстве случаев прямо противоположны, выполнение указанной задачи вряд ли возможно без ущерба для той или иной стороны. В статье 2 ТК РФ среди принципов трудового права также предусмотрено установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей. Таким образом, можно констатировать, что ТК РФ делает попытку уравнять в степени гарантированное™, защищенности прав и интересов работников и работодателей. Это противоречит основополагающим идеям, началам трудового права, основной целью возникновения которого было стремление с помощью государственных нормативно-правовых и организационных средств приблизить уровень прав работника к уровню возможностей работодателя, поскольку наемный работник всегда объективно находится в неравном положении с работодателем: работник экономически зависит от работодателя и находится в его дисциплинарной власти. Это стремление лежало в основе науки трудового права, правовой доктрины всего прежнего трудового законодательства и всей судебной практики. Еще более ярко по сравнению с ТК РФ тенденция уравнивания в правах работника и работодателя отразилась в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ»263. Продемонстрируем данный тезис на таких важнейших положениях трудового законодательства, как гарантии приема на работу (гарантии при заключении трудового договора). Они нашли свое отражение в статье 64 ТК РФ, которая регулирует частный случай применения статьи 3 ТК РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда». Статья 64 устанавливает запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, под которым понимается прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. Установление различий, исключений, предпочтений, а также ог-раничение прав работников допускаются в соответствии со статьей 3 ТК РФ только в случаях, когда они определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными Федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Таким образом, ТК РФ делает упор на соответствие деловых качеств работника требованиям, предъявляемым к вакантной должности (вакантному рабочему месту). Однако требование требова-нию рознь: работодатель может установить и какие-нибудь завышенные требования, совершенно не связанные со спецификой бу-дущей работы (что обычно и случается на практике). В случае воз-никновения таких спорных моментов в недалеком прошлом судебная практика всегда обращалась к квалификационным справочникам, содержащим квалификационные требования по определенным должностям, специальностям или профессиям, в частности, к ква-лификационному справочнику должностей руководителей, специа-листов и других служащих, утвержденному постановлением Минт-руда РФ от 21.08.98г. №37264, а также к Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвер-жденному постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСЛС от 31.01.85г.265 Использование содержащихся в них квалификацион-ных требований, которые трактовались как необходимые и доста-точные для выполнения соответствующей трудовой функции, по-зволяло обеспечить единый подход к лицам, поступающим на ра-боту, и гарантировать равенство их прав и возможностей при по-ступлении на работу. Вышеуказанное Постановление Пленума Верховного Суда РФ предполагает несколько иную, расширенную трактовку требований к лицу, претендующему на вакантную должность или работу необходимых для заключения трудового договора. Верховный Суд РФ считает, что под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности в данной отрасли). Сомнений не возникает, когда данные требования основаны на трудовом законодательстве (например, состояние здоровья обязательно должно учитываться при поступлении на работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, опыт работы по специальности необходим при заключении договора на должность главного бухгалтера и т.д.). В остальных случаях Верховным Судом РФ предлагается достаточно субъективный подход, особенно к личностным качествам работника, что открывает широкий простор для усмотрения работодателя. Как же это будет согласовываться с провозглашенными статьей 64 ТК РФ гарантиями при заключении трудового договора? При таком подходе молодые специалисты-выпускники образовательных учреждений профессионального образования, не имеющие опыта работы, совсем не имеют шанса устроиться на работу в порядке свободной конкуренции, поскольку в подавляющем большинстве случаев работодатели требуют от кандидатов на рабочие места определенный (и немалый) опыт работы по специальности (профессии). Однако Верховный Суд РФ пошел еще дальше определив, что работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания Федерального закона (что, конечно же, правомерно), либо которые необходимы в дополнение ктиповым или типичным профессионально - квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работы на компьютере). Проблема заключается в том, что такие дополнительные требования не закреплены в трудовом законодательстве и оценка их может производиться только чисто субъективно. Например, необходимо ли продавцу владение одним или несколькими иностранными языками? С точки зрения работодателя - необходимо, поскольку гипотетически покупателем может оказаться иностранец, с точки зрения здравого смысла-данное требование представляется явно завышенным, если только это не специализированный магазин для иностранцев типа «Березки» или системы «Интурист». К сожалению, отсутствие законодательных критериев оценки таких требований может привести ( и приводит) к многочисленным фактам злоупотреблений со стороны работодателей. Другой аспект подхода Верховного Суда РФ к данной проблеме заключается в трактовке очередности обращения лиц с предложениями о приеме на работу. В соответствии с действовавшей судебной практикой лицо, обратившееся раньше к работодателю и обладавшее необходимыми деловыми качествами, имело приоритет перед позже обратившимися лицами и, соответственно отказ заключить с ним трудовой договор считался незаконным. Указанное постановление также считает, что отказ будет обоснованным только в случае, если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами (п.10 постановления). В тоже время Пленум Верховного Суда РФ постановил, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, и что Трудовой кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. В силу этого судам необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, путем публикации в СМИ), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора. Данная установка Верховного Суда РФ представляется достаточно взвешенной, логической и справедливой за исключением того, что она может послужить отговоркой любому работодателю в случае отказа в приеме на работу. В таком случае любому работнику, в том числе и беременной женщине, может быть отказано со ссылкой на то, что организация не торопится заполнить вакантные места и она будет выбирать из всех обратившихся работника, скажем, с наибольшим опытом работы. Такая позиция работодателя вполне соответствует установкам Пленума Верховного Суда РФ. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в целях неуклонного исполнения принципа недискриминации в сфере труда, в частности, при заключении трудового договора, необходимо установить четкие правила очередности обращения к работодателю в поисках работы, а также установить обязательные для всех работодателей требования кделовым качествам по каждой специальности, профессии, должности, расширив, например, содержание уже имеющихся квалификационных требований с учетом специфики отдельных отраслей или областей профессиональной деятельности (например, банковской сферы, сферы торговли и т.д.) Предполагается логично использовать для этого опыт развитых стран по созданию кодексов профессиональной этики, которые разрабатывались с привлечением соответствующих представителей работников и работодателей. В любом случае такие требования должны быть разумными, справедливыми и основанными на законодательных актах. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|