Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Работодатели привлекающие иностранных работников





Работодатели привлекающие иностранных работников

Особенности правового статуса работодателей, привлекающих иностранных работников

Глебов ДА.

В условиях сложившейся социально-демографической и мигра­ционной ситуации в России проблема правовой регламентации тру­да иностранных работников приобретает особую значимость.

Трудоправовой статус иностранных граждан в РФ в решающей степени зависит от режимов их пребывания в нашей стране: времен­ного пребывания, временного проживания и постоянного проживания.

Еще одна проблема, появившаяся вследствие противоречий федерального законодательства, касается определения понятия работодателя, имеющего право привлекать и использовать в Рос­сийской Федерации иностранную рабочую силу.

В науке высказано мнение, что разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы могут получить: 1) рос­сийские юридические лица; 2) предприятия с иностранными инвес­тициями; 3) российские физические лица; 4) иностранные физичес­кие лица, проживающие в РФ, использующие труд иностранных специалистов.266

Следует отметить, что, согласно последним изменениям Россий­ского законодательства, в качестве иностранных физических лиц, привлекающих и использующих труд иностранных работников, мо­гут выступать только иностранные граждане, получившие разреше­ние на временное проживание либо имеющие вид на жительство (т.е. постоянно проживающие в РФ). Поскольку п. «е» ч.1 ст. 22.1 Федерального закона №129 -ФЗ от 08.08.2001 г(в ред. от 23.12.2003 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей»267 предусмотрено, что при государствен­ной регистрации физического лица в качестве индивидуального пред­принимателя в регистрирующий орган обязательно представляется копия документа, подтверждающего право физического лица, ре­гистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, вре­менно или постоянно проживать в Российской Федерации (в слу­чае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивиду­ального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства). Таким образом, с 1 января 2004 г. иност­ранные граждане, временно пребывающие в РФ, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, а следовательно, не могут являться работодателями.

Объявление:

Кроме того, в приведенном перечне работодателей, имеющих пра­во получить разрешение на привлечение и использование иностран­ной рабочей силы в РФ, отсутствует такая категория работодателей, как иностранные компании, незарегистрированные на территории РФ.

Однако анализ действующего законодательства РФ, регулиру­ющего вопросы осуществления иностранными юридическими ли­цами деятельности на территории РФ и привлечения такими органи­зациями иностранной рабочей силы, показал следующее.

Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»268, Положение о привлече­нии и использовании в РФ иностранной рабочей силы, утвержден­ное Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г.№2146269, Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. №847 «О дополнительных мерах по упорядочению привле­чения и использования в Российской Федерации иностранной ра­бочей силы»270 допускают возможность получения иностранной компанией, зарегистрированной на территории иностранного государ­ства, разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Так, п. 2 ст. 13 ФЗ №115 предусматривает, что работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в уста­новленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работ­ников на основании заключенных сними трудовых договоров.

Порядок выдачи разрешения на привлечение и использова­ние определяется Положением о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президен­та Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146. В п. 4 данного положения говорится о том, что разрешения могут выда­ваться только: 1) российским юридическим лицам; 2) предприя­тиям с иностранными инвестициями, действующим на террито­рии Российской Федерации; 3) отдельным российским и иност­ранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживаю­щим на территории Российской Федерации, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве (далее именуются -работодатели).

Однако, согласно Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. №847, действие Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и исполь­зовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» рас­пространяется и на иностранных юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации заключенные ими контракты, за исключением иностранных юридических лиц, командирующих в Российскую Федерацию своих работников для проведения монта­жа (шефмонтажа) поставляемого ими оборудования.

Таким образом, иностранное юридическое лицо, не имеющее регистрации на территории Российской Федерации, может являться работодателем, обращающимся за получением разрешения на при­влечение и использование иностранной рабочей силы на террито­рии Российской Федерации.

Данный вывод подкрепляется Инструкцией об организации ра­боты по подготовке и выдаче территориальными органами Минтру­да России по занятости населения заключений о целесообразности использования иностранных работников, утвержденной Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 июля 2003 г. № 175271, согласно которой, при обращении работодателя в Центр занятости по месту предполагаемого привле­чения и использования иностранных работников для получения Предложения с целью оформления в установленном порядке Тер­риториальным органом Заключения в случае, если от имени Рабо­тодателя выступает иностранная организация, не имеющая свиде­тельства о регистрации и ИНН в Российской Федерации, Центр за­нятости проверяет документы на русском языке, которые подтверж­дают факт ее регистрации и номер налогоплательщика, присвоен­ный работодателю в государстве регистрации.

В то же время обязанности работодателя, связанные с привле­чением иностранной рабочей силы на территорию Российской Фе­дерации, не ограничиваются только получением разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Так, согласно Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», работодатель или заказчик работ (ус­луг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Феде­рацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заклю­чившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполне­ние работ (оказание услуг), обязаны также:

1) обеспечить получение иностранным гражданином разреше­ния на работу;

2) представить документы, необходимые для регистрации инос­транного гражданина;

3) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привле­чении и об использовании иностранных работников;

5) оплачивать расходы, связанные с административным выдво­рением за пределы Российской Федерации или депортацией иност­ранного гражданина;

6) направлять в соответствующие государственные органы ин­формацию о нарушении иностранным работником условий трудо­вого договора или гражданско-правового договора, о самоволь­ном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Представляется, что выполнение данных обязанностей работо­дателем, незарегистрированным на территории Российской Феде­рации, невозможно, что является основанием для привлечения его к ответственности по ст. ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение правил при­влечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы.»)

Работодатель, не зарегистрированный на территории РФ, не мо­жет также обеспечить получение иностранным работником пригла­шения на въезд в Российскую Федерацию, поскольку Приказом МВД России от 31 января 2003 г. № 72 «Об утверждении Инструк­ции об организации деятельности органов внутренних дел по офор­млению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федера­цию иностранных граждан и лиц без гражданства, учета и хране­ния бланков приглашений»272 установлено, что оформление при­глашений по ходатайствам органов местного самоуправления и юридических лиц производится по месту их нахождения, подтвер­жденному регистрацией (п. 3 Приложения №2), а в соответствии с п. 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, мес­том нахождения юридического лица является место его государ­ственной регистрации.

На основании изложенного можно сделать вывод, что закон и подзаконные акты министерств по-разному регулируют вопрос о возможности иностранной компании являться работодателем, при­влекать и использовать иностранную рабочую силу на территории РФ. Думается, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области миграции, должны в этой связи внести изменения в свои нормативные правовые акты для приведения их в соответствие с федеральным законом «О правовом положении ино­странных граждан в РФ».


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >