Работодатели привлекающие иностранных работников |
Особенности правового статуса работодателей, привлекающих иностранных работниковГлебов ДА. В условиях сложившейся социально-демографической и миграционной ситуации в России проблема правовой регламентации труда иностранных работников приобретает особую значимость. Трудоправовой статус иностранных граждан в РФ в решающей степени зависит от режимов их пребывания в нашей стране: временного пребывания, временного проживания и постоянного проживания. Еще одна проблема, появившаяся вследствие противоречий федерального законодательства, касается определения понятия работодателя, имеющего право привлекать и использовать в Российской Федерации иностранную рабочую силу. В науке высказано мнение, что разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы могут получить: 1) российские юридические лица; 2) предприятия с иностранными инвестициями; 3) российские физические лица; 4) иностранные физические лица, проживающие в РФ, использующие труд иностранных специалистов.266 Следует отметить, что, согласно последним изменениям Российского законодательства, в качестве иностранных физических лиц, привлекающих и использующих труд иностранных работников, могут выступать только иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание либо имеющие вид на жительство (т.е. постоянно проживающие в РФ). Поскольку п. «е» ч.1 ст. 22.1 Федерального закона №129 -ФЗ от 08.08.2001 г(в ред. от 23.12.2003 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»267 предусмотрено, что при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган обязательно представляется копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства). Таким образом, с 1 января 2004 г. иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, а следовательно, не могут являться работодателями. Объявление: Кроме того, в приведенном перечне работодателей, имеющих право получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы в РФ, отсутствует такая категория работодателей, как иностранные компании, незарегистрированные на территории РФ. Однако анализ действующего законодательства РФ, регулирующего вопросы осуществления иностранными юридическими лицами деятельности на территории РФ и привлечения такими организациями иностранной рабочей силы, показал следующее. Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»268, Положение о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г.№2146269, Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. №847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы»270 допускают возможность получения иностранной компанией, зарегистрированной на территории иностранного государства, разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Так, п. 2 ст. 13 ФЗ №115 предусматривает, что работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных сними трудовых договоров. Порядок выдачи разрешения на привлечение и использование определяется Положением о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146. В п. 4 данного положения говорится о том, что разрешения могут выдаваться только: 1) российским юридическим лицам; 2) предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на территории Российской Федерации; 3) отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве (далее именуются -работодатели). Однако, согласно Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. №847, действие Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» распространяется и на иностранных юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации заключенные ими контракты, за исключением иностранных юридических лиц, командирующих в Российскую Федерацию своих работников для проведения монтажа (шефмонтажа) поставляемого ими оборудования. Таким образом, иностранное юридическое лицо, не имеющее регистрации на территории Российской Федерации, может являться работодателем, обращающимся за получением разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации. Данный вывод подкрепляется Инструкцией об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по занятости населения заключений о целесообразности использования иностранных работников, утвержденной Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 июля 2003 г. № 175271, согласно которой, при обращении работодателя в Центр занятости по месту предполагаемого привлечения и использования иностранных работников для получения Предложения с целью оформления в установленном порядке Территориальным органом Заключения в случае, если от имени Работодателя выступает иностранная организация, не имеющая свидетельства о регистрации и ИНН в Российской Федерации, Центр занятости проверяет документы на русском языке, которые подтверждают факт ее регистрации и номер налогоплательщика, присвоенный работодателю в государстве регистрации. В то же время обязанности работодателя, связанные с привлечением иностранной рабочей силы на территорию Российской Федерации, не ограничиваются только получением разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Так, согласно Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны также: 1) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; 2) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина; 3) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников; 5) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина; 6) направлять в соответствующие государственные органы информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора, о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания. Представляется, что выполнение данных обязанностей работодателем, незарегистрированным на территории Российской Федерации, невозможно, что является основанием для привлечения его к ответственности по ст. ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы.») Работодатель, не зарегистрированный на территории РФ, не может также обеспечить получение иностранным работником приглашения на въезд в Российскую Федерацию, поскольку Приказом МВД России от 31 января 2003 г. № 72 «Об утверждении Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, учета и хранения бланков приглашений»272 установлено, что оформление приглашений по ходатайствам органов местного самоуправления и юридических лиц производится по месту их нахождения, подтвержденному регистрацией (п. 3 Приложения №2), а в соответствии с п. 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации. На основании изложенного можно сделать вывод, что закон и подзаконные акты министерств по-разному регулируют вопрос о возможности иностранной компании являться работодателем, привлекать и использовать иностранную рабочую силу на территории РФ. Думается, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области миграции, должны в этой связи внести изменения в свои нормативные правовые акты для приведения их в соответствие с федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ». |
< Предыдущая | Следующая > |
---|