Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Обязательное страхование владельцев транспортных средств





Обязательное страхование владельцев транспортных средств

Особенности субъектного состава отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Зиятдинова А.В.

Новая редакция Закона от 10 декабря 2003 года «Об организа­ции страхового дела в Российской Федерации»273 предусматрива­ет, что закон о конкретном виде обязательного страхования дол­жен содержать положения, определяющие, в частности, субъек­тов страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном стра­ховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусматривает целый ряд особенностей субъектного со­става, являющихся исключениями из общих правил регулирова­ния отношений по страхованию.

Одной из его особенностей является несколько иной подход при определении субъектного состава, а также при наделении участни­ков рассматриваемых правоотношений правами и обязанностями.

Остановимся на каждом из них:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцевтранспортных средств»274 (далее - Федеральный закон), в качестве страхов­щика может выступать страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответ­ственности владельцев транспортных средств.

Объявление:

Лицензии страховщикам выдаются на основании Приказа Рос­страхнадзора от 19 мая 1994 года «Об утверждении Условий лицен­зирования страховой деятельности на территории Российской Фе­дерации»275. Кроме того, страховщики должны соответствовать сле­дующим требованиям:

• страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотре­ние требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществ­ление страховых выплат;

• страховщики должны быть членами профессионального объе­динения страховщиков, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом;

• страховые организации должны обладать не менее чем двух­летним опытом осуществления операций по страхованию транспор­тных средств или гражданской ответственности их владельцев;

• страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях.

Страхователем является дееспособное физическое или юриди­ческое лицо, заключившее со страховщиком договор обязательно­го страхования.

В качестве страхователей выступают владельцы транспортных средств. Они обязаны за свой счет страховать риск своей граждан­ской ответственности, которая может наступить вследствие причи­нения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при ис­пользовании транспортных средств.

Однако гражданское законодательство предусматривает случаи, когда обязанность страховать гражданскую ответственность возла­гается на других лиц. Например, при аренде транспортного сред­ства с экипажем. В соответствии со ст. 637 Гражданского кодекса РФ, все расходы по страхованию как самого транспорта, так и от­ветственности за причиненный ущерб несет арендодатель. Кроме того, на практике встречаются случаи, когда работодатель исполь­зует транспортное средство своих работников.

Как известно, существуют три варианта: во-первых, можно зак­лючить с работником договор аренды без экипажа; во-вторых, взять у него автомобиль в безвозмездное пользование; и, наконец, не заключать с работником никаких договоров, а просто выплачивать ему компенсацию за использование личного автомобиля в служеб­ных целях. В двух первых случаях владельцем транспортного сред­ства, а, следовательно, и страхователем считается организация, в последнем же случае - работник276.

Однако не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства. Таким образом, ответ­ственность за причиненный потерпевшим вред не будет нести лицо, состоящее в трудовых отношениях с владельцем транспортного средства (например, машинист, шофер и т.п.).

Согласно Федеральному закону, не все владельцы транспорт­ных средств обязаны страховать свою гражданскую ответственность. Так, на основании п.З ст.4 Федерального закона, обязанность по страхованию не распространяется на владельцев следующих транс­портных средств:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;

б) транспортных средств, на которые, по их техническим харак­теристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил РФ, за исключени­ем автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транс­портных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных
государствах, если гражданская ответственность их владельцев
застрахована в рамках международных систем обязательного стра­
хования, в которых участвует Российская Федерация.

Далее остановимся на таком участнике страховых правоотно­шений, как потерпевший. В соответствии с Федеральным законом, им признается лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства водите­лем, а также лица, понесшие ущерб в результате смерти кормиль­ца, наследники потерпевших, и другие лица, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на воз­мещение указанного вреда.

Конструкция договора страхования риска ответственности за причинение вреда рассматривает потерпевших от причинения вре­да в качестве выгодоприобретателей, которые вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы (ст.931 Гражданского кодекса РФ).

Большой интерес в связи с этим представляют положения о том, что лицо, которое при заключении договора обязательного страхо­вания гражданской ответственности владельцев транспортных средств, не известно, в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспорт­ных средств277 (далее - Правила) оно обладает определенными пра­вами, а главное - обязанностями.

Так, п. 43 Правил устанавливает, что потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан уведомить страховщика о наступлении страхового случая, в сроки, не превышающие пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия. Кроме того, потерпевший на момент подачи заявле­ния о страховой выплате прилагает к заявлению:

а) справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность движения, копию протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием, копию постановления по делу об админис­тративном правонарушении;

б) извещение о дорожно-транспортном происшествии (если оно заполнялось потерпевшим).

В зависимости от вида причиненного вреда, потерпевший пред­ставляет целый ряд документов, предусмотренных пунктами 51, 53 - 56 и (или) 61 Правил. К ним относятся различные заключения ме­дицинских учреждений, справки о доходах, свидетельства о смер­ти, рождении, заключении брака, заключения экспертов о размере причиненного имущественного вреда (в целом около тридцати до­кументов). Думается, что ни за пять, ни за десять дней лицо, при­знанное потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия, оформить такое большое количество документов не сможет.

Таким образом, законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, целью которого, в соответствии с преамбулой Федерального зако­на, является защита прав потерпевших от причинения им вреда, устанавливает препятствия для полной и своевременной выплаты страхового обеспечения и возмещения, что в свою очередь прямо противоречит основным принципам этого вида обязательного стра­хования, установленным ст. 3 Федерального закона.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >