Обязательное страхование владельцев транспортных средств |
Особенности субъектного состава отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средствЗиятдинова А.В. Новая редакция Закона от 10 декабря 2003 года «Об организации страхового дела в Российской Федерации»273 предусматривает, что закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие, в частности, субъектов страхования. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусматривает целый ряд особенностей субъектного состава, являющихся исключениями из общих правил регулирования отношений по страхованию. Одной из его особенностей является несколько иной подход при определении субъектного состава, а также при наделении участников рассматриваемых правоотношений правами и обязанностями. Остановимся на каждом из них: В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцевтранспортных средств»274 (далее - Федеральный закон), в качестве страховщика может выступать страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Объявление: Лицензии страховщикам выдаются на основании Приказа Росстрахнадзора от 19 мая 1994 года «Об утверждении Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации»275. Кроме того, страховщики должны соответствовать следующим требованиям: • страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат; • страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом; • страховые организации должны обладать не менее чем двухлетним опытом осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев; • страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях. Страхователем является дееспособное физическое или юридическое лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования. В качестве страхователей выступают владельцы транспортных средств. Они обязаны за свой счет страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Однако гражданское законодательство предусматривает случаи, когда обязанность страховать гражданскую ответственность возлагается на других лиц. Например, при аренде транспортного средства с экипажем. В соответствии со ст. 637 Гражданского кодекса РФ, все расходы по страхованию как самого транспорта, так и ответственности за причиненный ущерб несет арендодатель. Кроме того, на практике встречаются случаи, когда работодатель использует транспортное средство своих работников. Как известно, существуют три варианта: во-первых, можно заключить с работником договор аренды без экипажа; во-вторых, взять у него автомобиль в безвозмездное пользование; и, наконец, не заключать с работником никаких договоров, а просто выплачивать ему компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях. В двух первых случаях владельцем транспортного средства, а, следовательно, и страхователем считается организация, в последнем же случае - работник276. Однако не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства. Таким образом, ответственность за причиненный потерпевшим вред не будет нести лицо, состоящее в трудовых отношениях с владельцем транспортного средства (например, машинист, шофер и т.п.). Согласно Федеральному закону, не все владельцы транспортных средств обязаны страховать свою гражданскую ответственность. Так, на основании п.З ст.4 Федерального закона, обязанность по страхованию не распространяется на владельцев следующих транспортных средств: а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч; б) транспортных средств, на которые, по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации; в) транспортных средств Вооруженных Сил РФ, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ; г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных Далее остановимся на таком участнике страховых правоотношений, как потерпевший. В соответствии с Федеральным законом, им признается лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства водителем, а также лица, понесшие ущерб в результате смерти кормильца, наследники потерпевших, и другие лица, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на возмещение указанного вреда. Конструкция договора страхования риска ответственности за причинение вреда рассматривает потерпевших от причинения вреда в качестве выгодоприобретателей, которые вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы (ст.931 Гражданского кодекса РФ). Большой интерес в связи с этим представляют положения о том, что лицо, которое при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, не известно, в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств277 (далее - Правила) оно обладает определенными правами, а главное - обязанностями. Так, п. 43 Правил устанавливает, что потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан уведомить страховщика о наступлении страхового случая, в сроки, не превышающие пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия. Кроме того, потерпевший на момент подачи заявления о страховой выплате прилагает к заявлению: а) справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность движения, копию протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием, копию постановления по делу об административном правонарушении; б) извещение о дорожно-транспортном происшествии (если оно заполнялось потерпевшим). В зависимости от вида причиненного вреда, потерпевший представляет целый ряд документов, предусмотренных пунктами 51, 53 - 56 и (или) 61 Правил. К ним относятся различные заключения медицинских учреждений, справки о доходах, свидетельства о смерти, рождении, заключении брака, заключения экспертов о размере причиненного имущественного вреда (в целом около тридцати документов). Думается, что ни за пять, ни за десять дней лицо, признанное потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия, оформить такое большое количество документов не сможет. Таким образом, законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, целью которого, в соответствии с преамбулой Федерального закона, является защита прав потерпевших от причинения им вреда, устанавливает препятствия для полной и своевременной выплаты страхового обеспечения и возмещения, что в свою очередь прямо противоречит основным принципам этого вида обязательного страхования, установленным ст. 3 Федерального закона. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|