Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Законодательство в нефтяной промышленности





Законодательство в нефтяной промышленности

Проблемы совершенствования законодательства в нефтяной промышленности

МинкинаЛ.Ш.

Западные нефтяные компании Exxon Neftegas, Shell, Statoil выс­казывают убежденность в том, что потенциальные нефтяные ресур­сы России огромны, масштабные проекты по добычи нефти работа­ют, и поэтому «уже сегодня стоит вкладывать инвестиции в освоение углеводородных ресурсов»285 в России. Сравнивая это мнение с ре­зультатами исследования компании Ernst&Young о восьмом месте России в мире по инвестиционной привлекательности286, следует об­ратить внимание государства на нефтяную промышленность не толь­ко как крупного налогоплательщика, но также как и на потенциально­го инвестора. В этой связи особенно актуальными в современный период становятся проблемы реализации и защиты прав и интересов участников нефтяного природопользования. Без разрешения этих проблем и устранения существующих противоречий невозможно нормальное функционирование нефтедобывающих производств.

Первой основой реализации и защиты прав и интересов участ­ников нефтяной отрасли видится законодательная база. На наш взгляд, непросто обстоят дела при урегулировании отношений в нефтяной промышленности на законодательном уровне. К законам этой отрасли можно отнести Федеральный закон РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»287, Федеральный закон РФ от 30.12.1996 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»288, Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ289 и многие другие, но вот основного, вобравшего в себя комплексные вопросы регулирования нефтяной про­мышленности, нет, а нормативные правовые акты федеральных ор­ганов исполнительной власти претендовать на такой статус не мо­гут. Более того, изменения, вносимые в законодательство в после­днее время, касаются в основном налогообложения при недрополь­зовании, в том числе нефтяной промышленности, на что обращают внимание многие ученые и практики290.

Во-вторых, в сфере природопользования на законодательном уровне закреплен двойной механизм возникновения, изменения и прекращения правоотношений между государством и природополь-зователями: в большинстве случаев лицензии «как властные акты наделения государством частных лиц своими исключительными правами»291, а не договоры служат этим основанием. Причем, со­гласно Федеральному закону РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» при лицензировании эксплуатации нефтегазо­добывающих производств, переработки нефти, газа и продуктов их переработки, транспортировки по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки и хранении нефти, газа и продуктов их переработки государство выступает как собственник, распоряжающийся собственными природными ресурсами. Заклю­чаемые впоследствии договоры не имеют такой обязательной силы для сторон, как договоры гражданско-правового характера, посколь­ку, например, в случае изменения, приостановления или прекраще­ния действия лицензии неизбежно наступает изменение, приоста­новление или прекращение договора. Но ситуация изменяется при заключении соглашения о разделе продукции в соответствии с Фе­деральным законом РФ от 30.12.1996 г. №225-ФЗ (ред. от 29.06.2004 г.) «О соглашениях о разделе продукции»292 и федеральными законами о разделе продукции на соответствующих нефтяных место­рождениях293. В этом случае лицензия выступает документом, про­изводным от договора, поскольку Федеральный закон РФ от 30.12.1996 г. № 225-ФЗ (ред. от 29.06.2004 г.) «О соглашениях о разделе продукции» прямо предусматривает, что лицензия выдает­ся в результате и на основании соглашения о разделе продукции в течение 30 дней с момента его подписания, отказ в выдаче лицен­зии не допускается, при этом содержание и период действия ли­цензии полностью зависят от урегулирования в договоре.

В-третьих, широкое применение между нефтяными, нефтепере­рабатывающими компаниями и потребителями нефти и нефтепро­дуктов получили гражданско-правовые договоры поставки, комис­сии, агентирования и другие. Однако правовое регулирование этих отношений невозможно только с помощью Гражданского кодекса РФ (части второй), поскольку он содержит лишь общие черты по­именованных в нем договоров, в связи с этим важными становятся и разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ. Кроме того, как отмечает А. Селивончик, в этой отрасли государство не может отказаться от государственного регулирования гражданско-правовых отношений вследствие важности для российской экономики поставки нефти и нефтепродуктов294.

Объявление:

При договорном регулировании природопользования в нефтяной промышленности, поставки нефти и нефтепродуктов нельзя забы­вать об охране окружающей природной среды, на которую негатив­ное влияние оказывает вся нефтяная отрасль295. По статистике, наи­больший вклад в загрязнение атмосферы на территории республики Татарстан вносят предприятия теплоэнергетического, химического и нефтехимического, машиностроительного и транспортного комп­лексов (например, в г. Альметьевск-АО «Татнефть»); среди основ­ных источников загрязнения атмосферы в Тюменской области вы­деляют предприятия АО «Тюменнефтегаз» и ОАО «Тобольский неф­техимический комбинат»296. Таким образом, по нашему мнению, не­обходимо вмешательство государства при регулировании граждан­ско-правовых отношений в нефтяной отрасли с целью защиты окру­жающей природной среды.

В настоящей работе были обозначены некоторые проблемы реа­лизации и защиты прав и интересов участников нефтяного природо­пользования, которые являются основой дальнейшего научного ис­следования автора. Анализ действующего законодательства, судеб­ной практики и теоретических точек зрения позволяет нам отразить следующие основные выводы и предложения данной работы:

• необходимо рассмотрение целесообразности принятия зако­на, регулирующего основные положения нефтяного природополь­зования и включаемых в него положений;

• согласимся с мнением Хаустова Д.В. о том, что природоресур-сная лицензия является договором публично-правового характера297, а потому заключение договора на природопользование и лицензиро­вание в нефтяной промышленности является неудачным двойным механизмом, что требует поиска оптимального правового механизма разрешения на природопользование в нефтяной отрасли;

• государственное вмешательство в гражданско-правовые от­ношения происходит не только вследствие важности нефтяной от­расли для российской экономики, но и вследствие ее негативного влияния на окружающую природную среду. В связи с этим особо хотелось бы видеть процесс урегулирования содержания граждан­ско-правовых договоров в нефтяной промышленности и закрепле­ния необходимых для них требований в действующем российском законодательстве.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >