
Законодательство в нефтяной промышленности |
Проблемы совершенствования законодательства в нефтяной промышленностиМинкинаЛ.Ш. Западные нефтяные компании Exxon Neftegas, Shell, Statoil высказывают убежденность в том, что потенциальные нефтяные ресурсы России огромны, масштабные проекты по добычи нефти работают, и поэтому «уже сегодня стоит вкладывать инвестиции в освоение углеводородных ресурсов»285 в России. Сравнивая это мнение с результатами исследования компании Ernst&Young о восьмом месте России в мире по инвестиционной привлекательности286, следует обратить внимание государства на нефтяную промышленность не только как крупного налогоплательщика, но также как и на потенциального инвестора. В этой связи особенно актуальными в современный период становятся проблемы реализации и защиты прав и интересов участников нефтяного природопользования. Без разрешения этих проблем и устранения существующих противоречий невозможно нормальное функционирование нефтедобывающих производств. Первой основой реализации и защиты прав и интересов участников нефтяной отрасли видится законодательная база. На наш взгляд, непросто обстоят дела при урегулировании отношений в нефтяной промышленности на законодательном уровне. К законам этой отрасли можно отнести Федеральный закон РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»287, Федеральный закон РФ от 30.12.1996 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»288, Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ289 и многие другие, но вот основного, вобравшего в себя комплексные вопросы регулирования нефтяной промышленности, нет, а нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти претендовать на такой статус не могут. Более того, изменения, вносимые в законодательство в последнее время, касаются в основном налогообложения при недропользовании, в том числе нефтяной промышленности, на что обращают внимание многие ученые и практики290. Во-вторых, в сфере природопользования на законодательном уровне закреплен двойной механизм возникновения, изменения и прекращения правоотношений между государством и природополь-зователями: в большинстве случаев лицензии «как властные акты наделения государством частных лиц своими исключительными правами»291, а не договоры служат этим основанием. Причем, согласно Федеральному закону РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» при лицензировании эксплуатации нефтегазодобывающих производств, переработки нефти, газа и продуктов их переработки, транспортировки по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки и хранении нефти, газа и продуктов их переработки государство выступает как собственник, распоряжающийся собственными природными ресурсами. Заключаемые впоследствии договоры не имеют такой обязательной силы для сторон, как договоры гражданско-правового характера, поскольку, например, в случае изменения, приостановления или прекращения действия лицензии неизбежно наступает изменение, приостановление или прекращение договора. Но ситуация изменяется при заключении соглашения о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.12.1996 г. №225-ФЗ (ред. от 29.06.2004 г.) «О соглашениях о разделе продукции»292 и федеральными законами о разделе продукции на соответствующих нефтяных месторождениях293. В этом случае лицензия выступает документом, производным от договора, поскольку Федеральный закон РФ от 30.12.1996 г. № 225-ФЗ (ред. от 29.06.2004 г.) «О соглашениях о разделе продукции» прямо предусматривает, что лицензия выдается в результате и на основании соглашения о разделе продукции в течение 30 дней с момента его подписания, отказ в выдаче лицензии не допускается, при этом содержание и период действия лицензии полностью зависят от урегулирования в договоре. В-третьих, широкое применение между нефтяными, нефтеперерабатывающими компаниями и потребителями нефти и нефтепродуктов получили гражданско-правовые договоры поставки, комиссии, агентирования и другие. Однако правовое регулирование этих отношений невозможно только с помощью Гражданского кодекса РФ (части второй), поскольку он содержит лишь общие черты поименованных в нем договоров, в связи с этим важными становятся и разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ. Кроме того, как отмечает А. Селивончик, в этой отрасли государство не может отказаться от государственного регулирования гражданско-правовых отношений вследствие важности для российской экономики поставки нефти и нефтепродуктов294. При договорном регулировании природопользования в нефтяной промышленности, поставки нефти и нефтепродуктов нельзя забывать об охране окружающей природной среды, на которую негативное влияние оказывает вся нефтяная отрасль295. По статистике, наибольший вклад в загрязнение атмосферы на территории республики Татарстан вносят предприятия теплоэнергетического, химического и нефтехимического, машиностроительного и транспортного комплексов (например, в г. Альметьевск-АО «Татнефть»); среди основных источников загрязнения атмосферы в Тюменской области выделяют предприятия АО «Тюменнефтегаз» и ОАО «Тобольский нефтехимический комбинат»296. Таким образом, по нашему мнению, необходимо вмешательство государства при регулировании гражданско-правовых отношений в нефтяной отрасли с целью защиты окружающей природной среды. В настоящей работе были обозначены некоторые проблемы реализации и защиты прав и интересов участников нефтяного природопользования, которые являются основой дальнейшего научного исследования автора. Анализ действующего законодательства, судебной практики и теоретических точек зрения позволяет нам отразить следующие основные выводы и предложения данной работы: • необходимо рассмотрение целесообразности принятия закона, регулирующего основные положения нефтяного природопользования и включаемых в него положений; • согласимся с мнением Хаустова Д.В. о том, что природоресур-сная лицензия является договором публично-правового характера297, а потому заключение договора на природопользование и лицензирование в нефтяной промышленности является неудачным двойным механизмом, что требует поиска оптимального правового механизма разрешения на природопользование в нефтяной отрасли; • государственное вмешательство в гражданско-правовые отношения происходит не только вследствие важности нефтяной отрасли для российской экономики, но и вследствие ее негативного влияния на окружающую природную среду. В связи с этим особо хотелось бы видеть процесс урегулирования содержания гражданско-правовых договоров в нефтяной промышленности и закрепления необходимых для них требований в действующем российском законодательстве. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|