Законодательство о предпринимательской деятельности |
Зарубежный опыт организации законодательства о предпринимательской деятельностиМихайлов А.В. Изучение опыта правового регулирования предпринимательских отношений в зарубежных странах необходимо, прежде всего, с точки зрения введения целесообразных обоснованных норм в российские нормативные акты. Создание в России цивилизованного рынка требует изучения и использования опыта стран, экономика которых традиционно организована на рыночных принципах. В настоящей статье, конечно, этот опыт невозможно рассмотреть всесторонне, поэтому остановимся на наиболее важных проблемах самого общего характера. Любое государство так или иначе воздействует на предпринимательские отношения, на внутренний рынок. Речь может идти, во-первых, о глубине проникновения публично-правовых методов воздействия в рыночную среду и, во-вторых, о сочетании различных рычагов воздействия. В разных государствах используются различные приемы государственного регулирования предпринимательской деятельности, но имеются и некоторые общие для большинства развитых стран тенденции. Одна из очевидно проявляющихся мировых тенденций - отказ от дуализма частного права. Государственное регулирование предпринимательской деятельности непосредственно связано с обеспечением функционирования и развития частного права. Гражданское и торговое право стран Запада базируются на следующих основных принципах: всемерной охране частной собственности; формальном равенстве участников имущественных отношений; свободе договора.298 Незыблемость основных частноправовых прав и свобод представляется важной гарантией сохранения рыночной конкурентной среды. В современном мире наблюдается растущая интернационализация социально-экономической жизни, непрерывное развитие экономической функции государства, применение все более разнообразных способов воздействия государства на экономические отношения. Данные изменения отражаются и на многих институтах гражданского права, не меняя, однако, их в целом частноправовой природы. Частное право является той средой, в рамках которой государственные органы и используют публично-правовые средства воздействия. Характеристика частного права зарубежных стран невозможна без упоминания о дуализме частного права, т.е. его делении на гражданское и торговое. Дуализм частного права характерен, в частности, для Германии, Франции и т.д. На наш взгляд, обособление торгового права было предопределено спецификой регулируемых им общественных отношений. «Классические» гражданские отношения в большей мере подвержены влиянию бытовых условий, имеют свою специфику и, соответственно, свои внутренние законы и тенденции развития в каждой отдельной стране. Напротив, отношения предпринимательские - прежде всего торговые (торговая деятельность явилась первым видом предпринимательской деятельности) -однозначно стремятся к унификации и единообразию на как можно большей территории, это объективное требование развития любого рынка, в том числе и торгового. Кроме того, появление дуализма частного права было связано с тем, что с XII - XI11 вв. европейские страны окончательно перешли от натурального хозяйства к зачаткам товарного. Внешней стороной дуализма частного права является наличие Гражданского и Торгового кодексов. В двадцатом веке многие страны отказались от системы двух кодексов. Отказ от дуализма частного права также - вполне закономерное явление. “Коммерциализация" гражданского права происходит “потому, что развитие товарно-денежных отношений и включение в оборот практически любых материальных и нематериальных ценностей влечет за собой расширение сферы торговых сделок. Многие принципы, конструкции и нормы торгового права успешно внедряются в гражданское право".299 Причиной коммерциализации является внутреннее изменение качества гражданско-правового регулирования. К началу XXI века окончательно сформировались принципы, которые и позволили проявиться коммерциализации гражданского права. На наш взгляд, это: Объявление: • признание свободы предпринимательской деятельности; • безусловное признание человека субъектом, а не объектом гражданских прав; • признание приоритета регулирования частной жизни гражданским обществом, а не государством; • запрет принудительного труда, взаимоооценочный характер любого общественного труда; • вовлечение в имущественный оборот максимально возможного по количеству и качеству ценностей и прав имущественного характера. "Коммерциализация" гражданского права, проникновение публичных начал в сферу частного права явились причиной появления конструкций хозяйственного, или экономического, права. Такие теории получили развитие в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии. В целом подобные конструкции позволяют (в отличие от системы двух кодексов) закрепить и обеспечить единообразные средства воздействия на предпринимательские отношения, унифицировать системы средств такого воздействия. Гражданское (и торговое) законодательство зарубежных стран определяет субъектный состав участников отношений с участием предпринимателей. С точки зрения государственного воздействия на предпринимательские отношения это уяснение круга лиц, непосредственно подвергающихся публично-правовому воздействию. Главная роль правовых норм, устанавливающих правоспособность субъектов предпринимательства, - определение оптимальных пределов допустимости публично-правовых начал в организации и динамике гражданских правоотношений. Данные оптимальные пределы должны учитывать, во-первых, рыночную мотивацию субъектов в экономических отношениях и, во-вторых, публичные интересы.300 Наконец, отметим важный вопрос о разграничении полномочий между центром и регионами. С проблемами разграничения компетенции в экономической сфере сталкиваются многие государства, прежде всего федеративные. В целом в сфере экономики штаты (в США) и земли (в ФРГ) имеют несколько большие полномочия, чем субъекты федерации в РФ. Так, в США Единообразный торговый кодекс, регламентирующий отношения в сфере торгового оборота, является не федеральным актом, а законом, принимаемым на уровне штатов. Основное внимание в ЕТК уделяется договору продажи и банковским операциям. Законодательство, регулирующее соответствующие отношения в РФ (гражданское и банковское право), отнесено к ведению федерации. В Германии вообще многие положения Основного закона не воспроизводятся в Конституции земли, а в ряде случаев входят с ними в известное противоречие, однако четко проведен принцип приоритета норм федерации.301 Очевидно, в России также правовое регулирование будет исходить из необходимости передачи все больших полномочий субъектам, но при безусловном приоритете федеральных норм. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|