Становление концессионного законодательства |
К вопросу становления концессионного законодательства в Российской ФедерацииСавинова О.Н. Концессии являются одной из форм привлечения инвестиций-как внутренних, так и внешних, которые эффективно используются более чем в 120 странах мира, включая и государства с развитой рыночной экономикой. В настоящее время теоретики и практики ставят вопрос о развитии концессионного законодательства. Термины «концессия», «концессионный договор», как будет показано далее, используются в нормативно-правовых актах Российской Федерации, тем не менее юридически закреплённые понятия данных явлений отсутствуют. Это связано с отсутствием специального нормативного акта, регулирующего концессионные отношения. Однако существует проект Федерального закона РФ «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» (далее - Проект), который закрепляет понятие договора концессии, но упускает понятие концессии. Анализируя указанный Проект, а также теоретические разработки, касающиеся данного аспекта, можно дать следующее определение концессии. Концессия - это система отношений, которая складывается между концедентом и концессионером в связи с передачей концедентом концессионеру для достижения общественно значимых целей по договору, на возвратной основе, за плату и на ограниченный срок прав по владению, пользованию, а при определённых условиях- и распоряжению государственной или муниципальной собственностью. Договор концессии (концессионное соглашение) -договор, регламентирующий отношения концедента и концессионера, основные условия, правила, права и обязанности сторон в рамках концессии. В России в 1920-30-е годы существовало вполне развитое концессионное законодательство. Исследователи концессионных отношений часто ставят вопрос: почему не адаптировать к реалиям современной России законодательство и подзаконные акты периода нэпа, когда страна в короткие сроки смогла развернуть частную инициативу на государственных предприятиях?307 Объявление: Автор настоящей статьи считает, что предпосылки и потребность становления и развития концессионного законодательства, безусловно, есть и в современной России. Есть отдельные нормы нормативно-правовых актов, которые содержат элементы концессии и нормы, которые в настоящее время можно положить в основу развития концессионных отношений. Например, Лесной кодекс Российской Федерации308 (ст. 22) (далее - ЛК РФ) предусматривает, что право пользования участками лесного фонда возникает, в том числе и на основании договора концессии. Статья 38 ЛК РФ устанавливает, что сторонами договора концессии участка лесного фонда является Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и инвесторы. Тем не менее И.Ф. Панкратов, ссылаясь на ст. 37 ЛК РФ, которая устанавливает, что концессия участков лесного фонда регулируется ЛК РФ и иными федеральными законами, утверждает, что к таким законам в первую очередь относится Гражданский кодекс РФ (далее- ГК РФ), непосредственно глава 54 «Коммерческая концессия».309 Однако, в соответствии с п.З ст. 1027 ГК РФ, сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Данное требование законодательства не согласуется со ст. 38 ЛК РФ. Следовательно, нормы ГК РФ о коммерческой концессии неприменимы к концессиям лесного фонда. На наш взгляд, концессия лесного фонда более согласуется с правовой природой классического концессионного договора, одним из правовых признаков которого является наличие в субъектном составе публичного органа власти, которым в рассматриваемом случае выступает Правительство РФ. В соответствии со ст. 38 ЛК РФ, второй стороной является лицо, признаваемое законодательством РФ инвестором. Согласно нормам Федерального закона РФ от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ст.2)310 и Федерального закона РФ от 25 февраля 1999 года «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений»311 (ст.4), инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица. Несмотря на то, что некоторые авторы312 утверждают, что второй стороной концессионного договора может быть только юридическое лицо, проект Федерального закона «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» (ст.4) не устанавливает ограничений для участия в указанных договорных отношениях физических лиц, что вполне согласуется со ст.38 ЛК РФ. Таким образом, концессии участка лесного фонда являются одной из форм природопользовательских концессий, которые, как мы видим, нашли отражение в действующем законодательстве. Договор концессии довольно часто сопоставляют с договором аренды, доказывая, что данные договора различны по своей правовой природе313. Действительно, с этим нельзя не согласиться. Договор аренды - это гражданско-правовой договор, тогда как концессионный договор имеет сложную правовую природу, включая публично-правовые и гражданско-правовые элементы. Тем не менее предполагаем, что, так как концессионный договор включает цивилистическую составляющую, есть возможность применять к его регулированию отдельные нормы арендных правоотношений. Отметим, что новейшее концессионное законодательство (прежде всего в странах СНГ, других бывших советских республиках и ряде иных государств) формулирует концессионное соглашение именно как гражданско-правовой договор, правда, с некоторыми оговорками.314 Некоторые из таких законов вообще трактуют концессию как аренду государственной собственности. Определённый практический интерес для привлечения инвестиций представляют варианты применения концессий через подписание договоров аренды предприятия как имущественного комплекса, путём заключения концессионного договора соответствующим органом управления и частным инвестором. Пункт «б» ст. 4 Проекта прямо предусматривает возможность предоставления по договору концессии имущественного права аренды предприятия в целом как имущественного комплекса в соответствии со ст. 656 ГК РФ или как права исполнения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд в соответствии со ст. 763 ГК РФ по строительству (ремонту) объекта при производстве и реализации товаров, либо оказания услуг, которые в соответствии с федерал ьным законом относятся к числу ограниченно оборотоспо-собных. Перечень возможных объектов договора концессии предусмотрен ст.2 Проекта. Заключение договора аренды предприятия как имущественного комплекса в виде концессионного договора, как справедливо отмечает Д. Хомченко, накладывает на организацию-концессионера дополнительные обязательства в области капиталовложений, необходимых для расширения производства и увеличения мощностей или для замены изношенных основных фондов предприятия. Следовательно, в данном случае концессионный договор должен содержать дополнительные положения, оговаривающие условия и порядок вложения концессионером денежных средств в реконструкцию и модернизацию данного предприятия.315 Важным пунктом при заключении подобных договоров является определение размера платы, взимаемой концессионером за предоставленные услуги. Данная сумма может состоять из фиксированной платы, которая во время срока действия договора составит сумму, необходимую для возврата капитальных вложений, и платы за реально предоставленную услугу. Указанные и некоторые иные аспекты необходимо учитывать в подобных договорах, стремясь при этом обеспечить общественный интерес, неотделимый от концессионных отношений, и в то же время сохранить финансовую привлекательность, необходимую для привлечения инвестиций. Нормативным актом, который, по мнению автора, может войти в блок будущего концессионного законодательства, является Федеральный закон РФ от 30 декабря 1995 года «О соглашениях о разделе продукции»316. Данный закон, несомненно, несёт в себе юридические нормы, присущие концессиям. Кроме того, Закон в силу специфики регулируемых им отношений в качестве инвесторов рассматривает только юридических лиц и их объединения.317 Закон не решает всех проблем организации концессионного производства в стране, поскольку при наличии соответствующей законодательной базы концессионные договора могут заключаться в различныххо-зяйственных сферах. Поэтому будущий закон о концессиях не должен распространяться на отношения, регулируемые указанным Федеральным законом. По сути ст. 1 проекта ФЗ «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами», предусматривает данное ограничение. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусматривает, что прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется в форме капитальных вложений, в частности путем предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2 ст. 11). Применение норм инвестиционного законодательства предусматривается в самом Проекте, ст. 14 которого закрепляет, что концесионеру гарантируется защита его прав государством в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим осуществление инвестиций, в том числе иностранных инвестиций, на территории Российской Федерации. Данная норма является отсылочной непосредственно кет. 11 ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» и к ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Итак, уже сегодня в действующем законодательстве имеются механизмы, позволяющие реализовывать концессионные схемы взаимоотношений сторон, не дожидаясь принятия соответствующего закона и полноценной системы российского концессионного законодательства. Использование концессионного механизма привлечения инвестиций сегодня позволит извлечь изданной практики плюсы и минусы, которые необходимо будут учтены в специальном федеральном законе. Уместно заметить, что принятие закона не должно быть спонтанным. Стоит согласиться с мнением многих авторов, что наличие богатого исторического опыта даёт возможность не изобретать полностью что-то заново, а разумно перенять удачные концепции решения интересующих нас вопросов, разумеется, с корректировкой на современные политико-экономические реалии. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|