Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Распоряжение имуществом бюджетных учреждений






Распоряжение имуществом бюджетных учреждений

Правовой режим права самостоятельного распоряжения имуществом бюджетных учреждений: специфика, установленная бюджетным законодательством, или противоречие ГК РФ?

Хлобыстова Е.А.

Предметом настоящего исследования является правовая при­рода права бюджетного учреждения на доходы, приобретенные в результате предпринимательской деятельности, с учетом особен­ностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федера­ции от 31 июля 1998 г. (с последующими изменениями)327, неодноз­начные положения которого требуют отдельного рассмотрения.

Согласно п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное уч­реждение-это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ­ления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характе­ра, деятельность которой финансируется из соответствующего бюд­жета или бюджета государственного внебюджетного фонда на ос­нове сметы доходов и расходов.

ГК РФ определяет право учреждения осуществлять, в соответ­ствии с учредительными документами, деятельность по извлече­нию доходов и самостоятельно распоряжаться имуществом, при­обретенным за счет полученных доходов (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Не вдаваясь здесь в дискуссию о правовой природе права са­мостоятельного распоряжения имуществом негосударственных учреждений, укажем, что, с нашей точки зрения, указанное право является самостоятельным вещным правом, прямо не названном законодателем.

Объявление:

Бюджетное законодательство четко не определяет юридическую природу права самостоятельного распоряжения имуществом бюджетного учреждения, однако анализ ряда положений Бюджетного кодекса РФ не позволяют говорить о схожести правового режима вещных прав бюджетных учреждений и прав, присущих негосу­дарственным учреждениям.

Во-первых, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ требует от бюд­жетного учреждения составления единой сметы доходов и расхо­дов, включающей как доходы, получаемые учреждением из бюд­жета и государственных внебюджетных фондов, так и доходы от осуществления разрешенной ему предпринимательской деятель­ности.328 Кроме того, согласно п. 4. ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисля­ются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Следует со­гласиться с мнением, высказанным в литературе, о том, что пре­дусмотренное Бюджетным кодексом РФ включение доходов уч­реждения от самостоятельной предпринимательской деятельности в бюджет «по сути означает ликвидацию права самостоятельно рас­поряжаться доходами указанного типа» и вместе с тем обеспечива­ет для государства дополнительный источник финансирования дея­тельности его учреждений.329

Во-вторых, в силу п. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, при уменьшении уполномоченными органами государственной влас­ти в установленном порядке средств соответствующего бюдже­та, выделенных целевым назначением для финансирования до­говоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны сотасовать новые сроки, а если необходимо - и другие условия договора. Причем сторона договора вправе потребовать от бюд­жетного учреждения только возмещения реального ущерба, при­чиненного изменением условий договора. По нашему мнению, в данном случае Бюджетный кодекс РФ несколько пренебрегает частно-правовой природой регулируемых отношений, основанных на равенстве и автономии воли сторон. Не стоит забывать, что по смыслу п. 1 ст. 124 ГК РФ государство в данном случае должно выступать на равных началах с иными участниками договорных отношений.

Исходя из целей создания бюджетных учреждений (выполнение функций публичного характера), главным способом их денежного обеспечения следует считать финансирование из бюджетов или го­сударственных внебюджетных фондов. Именно эта форма денеж­ного обеспечения является нормой, поскольку отвечает самой при­роде бюджетных учреждений.330 Однако, в соответствии с п. 6 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, при недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное уч­реждение, подведомственное данному органу исполнительной вла­сти, может использовать для этого средства от предпринимательс­кой деятельности.

Любопытно, что при этом Бюджетный кодекс РФ не содержит норм, позволяющих восстановить использованные средства, полу­ченные от предпринимательской деятельности, за счет средств пос­ледующего финансирования из бюджета. Это означает, что сред­ства, заработанные бюджетным учреждением, фактически совпа­дают по своему режиму с бюджетными ресурсами.

Справедливости ради можно было бы отметить, что Бюджетный кодекс РФ в ст. 237 наделяет бюджетные учреждения некоторыми правами при неполном финансировании или его задержке, но, не передавая здесь содержание указанной статьи, отметим, что ее действие приостановлено в связи с нехваткой средств на реализацию данной статьи.331

Таким образом, право бюджетного учреждения распоряжаться средствами из внебюджетных источников имеет крайне ограничен­ный характер.

Надо сказать, что в юридической литературе по вопросу специ­фики правовой природы права бюджетного учреждения на доходы, полученные в результате разрешенной самостоятельной деятель­ности, не сложилось единого мнения. Так, Селюков А.Д., отмечая, что действующее законодательство не содержит указания о том, какое право имеет бюджетное учреждение на имущество и денеж­ные средства, полученные из внебюджетных источников, называет его «правом, не имеющим четкого определения в законодатель­стве, близким к праву хозяйственного ведения».332 Правда, в конце исследования Селюков А.Д. приходит к выводу, что Бюджетный кодекс РФ ввел такие ограничения, что реализация прав учрежде­ния в том порядке, который предусмотрен в ГК РФ, фактически уже невозможна, следовательно, «доходы от предпринимательской деятельности в таком случае имеют режим, близкий к режиму целе­вых поступлений из бюджета».333

По мнению Колотыгиной З.А.: «...с учетом новых положений, введенных Бюджетным кодексом РФ, правовой режим денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности, и иму­щества, приобретенного за его счет, можно обозначить как право хозяйственного ведения».334 Иной позиции придерживается Сараев Д.В.: «Правовой режим имущества, передаваемого собственником учреждениям, которые создаются государственными или муници­пальными органами власти, должен определяться как право опера­тивного управления».335

В связи с этим позволим себе не поддержать мнение Колотыги-ной З.А., полагающей, что принятие Бюджетного кодекса РФ внесло определенность в правовое положение бюджетных учреждений.336

Понятно, что ограничения, предусмотренные Бюджетным кодек­сом РФ, могут быть связаны с тем, что «.. .государство в лице зако­нодателя пытается создать максимально эффективный механизм расходования бюджетных средств, в том числе и через бюджетные учреждения, и не допустить нецелевого и сверхнормативного рас­ходования...»,337 однако Бюджетный кодекс РФ по ряду принципи­альных аспектов явно противоречит ГК РФ и, формально не отме­няя права бюджетного учреждения на получение внебюджетных доходов, устанавливает разрешительный порядок их использова­ния и контроль за их расходованием (статьи 42, 161, 216 Бюджетно­го кодекса РФ и др.). Это приближает правовой режим данного иму­щественного права учреждения, с нашей точки зрения, к праву опе­ративного управления.

Таким образом, хотя норма п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ и устанавливает, что «бюджетное учреждение при исполнении сме­ты доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников», на наш взгляд, здесь нельзя говорить о самостоятельности.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >