Распоряжение имуществом бюджетных учреждений |
Правовой режим права самостоятельного распоряжения имуществом бюджетных учреждений: специфика, установленная бюджетным законодательством, или противоречие ГК РФ?Хлобыстова Е.А. Предметом настоящего исследования является правовая природа права бюджетного учреждения на доходы, приобретенные в результате предпринимательской деятельности, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (с последующими изменениями)327, неоднозначные положения которого требуют отдельного рассмотрения. Согласно п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное учреждение-это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. ГК РФ определяет право учреждения осуществлять, в соответствии с учредительными документами, деятельность по извлечению доходов и самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным за счет полученных доходов (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Не вдаваясь здесь в дискуссию о правовой природе права самостоятельного распоряжения имуществом негосударственных учреждений, укажем, что, с нашей точки зрения, указанное право является самостоятельным вещным правом, прямо не названном законодателем. Объявление: Бюджетное законодательство четко не определяет юридическую природу права самостоятельного распоряжения имуществом бюджетного учреждения, однако анализ ряда положений Бюджетного кодекса РФ не позволяют говорить о схожести правового режима вещных прав бюджетных учреждений и прав, присущих негосударственным учреждениям. Во-первых, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ требует от бюджетного учреждения составления единой сметы доходов и расходов, включающей как доходы, получаемые учреждением из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и доходы от осуществления разрешенной ему предпринимательской деятельности.328 Кроме того, согласно п. 4. ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Следует согласиться с мнением, высказанным в литературе, о том, что предусмотренное Бюджетным кодексом РФ включение доходов учреждения от самостоятельной предпринимательской деятельности в бюджет «по сути означает ликвидацию права самостоятельно распоряжаться доходами указанного типа» и вместе с тем обеспечивает для государства дополнительный источник финансирования деятельности его учреждений.329 Во-вторых, в силу п. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, при уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны сотасовать новые сроки, а если необходимо - и другие условия договора. Причем сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора. По нашему мнению, в данном случае Бюджетный кодекс РФ несколько пренебрегает частно-правовой природой регулируемых отношений, основанных на равенстве и автономии воли сторон. Не стоит забывать, что по смыслу п. 1 ст. 124 ГК РФ государство в данном случае должно выступать на равных началах с иными участниками договорных отношений. Исходя из целей создания бюджетных учреждений (выполнение функций публичного характера), главным способом их денежного обеспечения следует считать финансирование из бюджетов или государственных внебюджетных фондов. Именно эта форма денежного обеспечения является нормой, поскольку отвечает самой природе бюджетных учреждений.330 Однако, в соответствии с п. 6 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, при недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение, подведомственное данному органу исполнительной власти, может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности. Любопытно, что при этом Бюджетный кодекс РФ не содержит норм, позволяющих восстановить использованные средства, полученные от предпринимательской деятельности, за счет средств последующего финансирования из бюджета. Это означает, что средства, заработанные бюджетным учреждением, фактически совпадают по своему режиму с бюджетными ресурсами. Справедливости ради можно было бы отметить, что Бюджетный кодекс РФ в ст. 237 наделяет бюджетные учреждения некоторыми правами при неполном финансировании или его задержке, но, не передавая здесь содержание указанной статьи, отметим, что ее действие приостановлено в связи с нехваткой средств на реализацию данной статьи.331 Таким образом, право бюджетного учреждения распоряжаться средствами из внебюджетных источников имеет крайне ограниченный характер. Надо сказать, что в юридической литературе по вопросу специфики правовой природы права бюджетного учреждения на доходы, полученные в результате разрешенной самостоятельной деятельности, не сложилось единого мнения. Так, Селюков А.Д., отмечая, что действующее законодательство не содержит указания о том, какое право имеет бюджетное учреждение на имущество и денежные средства, полученные из внебюджетных источников, называет его «правом, не имеющим четкого определения в законодательстве, близким к праву хозяйственного ведения».332 Правда, в конце исследования Селюков А.Д. приходит к выводу, что Бюджетный кодекс РФ ввел такие ограничения, что реализация прав учреждения в том порядке, который предусмотрен в ГК РФ, фактически уже невозможна, следовательно, «доходы от предпринимательской деятельности в таком случае имеют режим, близкий к режиму целевых поступлений из бюджета».333 По мнению Колотыгиной З.А.: «...с учетом новых положений, введенных Бюджетным кодексом РФ, правовой режим денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности, и имущества, приобретенного за его счет, можно обозначить как право хозяйственного ведения».334 Иной позиции придерживается Сараев Д.В.: «Правовой режим имущества, передаваемого собственником учреждениям, которые создаются государственными или муниципальными органами власти, должен определяться как право оперативного управления».335 В связи с этим позволим себе не поддержать мнение Колотыги-ной З.А., полагающей, что принятие Бюджетного кодекса РФ внесло определенность в правовое положение бюджетных учреждений.336 Понятно, что ограничения, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ, могут быть связаны с тем, что «.. .государство в лице законодателя пытается создать максимально эффективный механизм расходования бюджетных средств, в том числе и через бюджетные учреждения, и не допустить нецелевого и сверхнормативного расходования...»,337 однако Бюджетный кодекс РФ по ряду принципиальных аспектов явно противоречит ГК РФ и, формально не отменяя права бюджетного учреждения на получение внебюджетных доходов, устанавливает разрешительный порядок их использования и контроль за их расходованием (статьи 42, 161, 216 Бюджетного кодекса РФ и др.). Это приближает правовой режим данного имущественного права учреждения, с нашей точки зрения, к праву оперативного управления. Таким образом, хотя норма п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ и устанавливает, что «бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников», на наш взгляд, здесь нельзя говорить о самостоятельности. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|