Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Перспективы развития франчайзинга





Перспективы развития франчайзинга

Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России

Ющенко НА.

Переход к рыночным отношениям требует развития различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит про­блема становления малого бизнеса. Как метод организации и веде­ния бизнеса франчайзинг широко распространился в последние десятилетия XX века в странах с самым различным уровнем эконо­мического развития, и наша страна в данном случае не является исключением. Но чаще всего в общественном сознании франчай­зинг ассоциируется с такими торговыми марками, как «Макдоналдс», «Пицца-хат» и т.д. Практически во всех ведущих видах бизнеса в той или иной степени используется франчайзинг. Согласно прогно­зам многих известных специалистов, франчайзинг будет доминиру­ющей силой развития малого бизнеса в XXI веке.349 Одной из при­чин развития франчайзинга является сложность организации соб­ственного дела традиционным путем, поэтому идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности.

Франчайзинг как форма организации продажи товаров и оказания услуг на сегодняшний день популярна во многих странах. Эффек­тивность франчайзинга связана с идеей тиражирования по опреде­ленной технологии (схеме) проверенных практикой концепций бизне­са. Этот способ предпринимательства предполагает создание широ­кой сети однородных предприятий (пользователей), связанных с глав­ной фирмой (правообладателем) договором коммерческой концес­сии (или субконцессии), функционирующих под единым товарным знаком, принадлежащим правообладателю, и соблюдающих одина­ковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказа­нию услуг.350 Более того, привлекательность франчайзинга связана и с тем, что создание сети филиалов или представительств потребова­ло бы гораздо более длительного времени и значительного привле­чения инвестиций. Таким образом, можно утверждать, что в нашей стране новый способ организации бизнеса позволяет российским предприятиям использовать известные торговые марки.

Как правило, франчайзинг применяется в сфере услуг. На Запа­де по системе франчайзинга работают магазины, гостиницы, сало­ны красоты, ночные клубы, автосервисы и т.д. Характерной особен­ностью России является развитие франчайзинга в сфере обществен­ного питания, хотя с экономической точки зрения весьма целесооб­разно его развитие в сфере промышленности, так какэто позволило бы российским производителям получить доступ к передовым тех­нологиям. Но, к сожалению, в нашей стране указанная форма биз­нес-отношений еще не получила должного развития, мы можем только надеяться на коренное изменение данной ситуации.

Выделяя следующие серьезные препятствия, влияющие на раз­витие франчайзинга, можно сказать, что основным из них является законодательный фактор, а именно: отсутствие в России норматив­но-правовой базы. В зарубежных странах данные правоотношения регулируются на основании франшизного договора. В нашей стра­не подобные отношения возникают при заключении договора ком­мерческой концессии.

Институт коммерческой концессии появился в отечественном за­конодательстве относительно недавно. Он впервые закреплен в гла­ве 54, части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный договор так и не получил дальнейшего развития в российс­ком законодательстве. Более того, в 1996 году Государственной ду­мой РФ в первом чтении был рассмотрен проект федерального зако­на «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и ино­странными инвесторами». Рассмотрение во втором чтении состоя­лось более чем через пять лет, после чего закон был направлен на доработку351 Основная проблема в законодательстве связана с не­четкостью, расплывчатостью самих правовых основ франчайзинга, с недостаточной изученностью его юридической природы.352 Это проявляется и в том, что на сегодняшний день законодатель отождеств­ляет понятия «коммерческая концессия» и «франчайзинг». Выработ­ка единой концепции франчайзинга усложняется и тем, что суще­ствуют заметные различия в трактовке франчайзинга национальным правом разных стран. Думается, что при принятии специального фе­дерального закона о франчайзинге должен быть учтен зарубежный опыт регулирования отношений франчайзинга.

Исходя из мирового опыта, при отсутствии собственного, от­дельного законодательства о франчайзинге во многих странах для его регулирования используются три основные группы законода­тельных норм, имеющие разное происхождение и юридическую природу.

Первую группу составляют нормы гражданского законодатель­ства, которые действуют в сфере договорно-обязательственных от­ношений. Они служат основой правового регулирования отноше­ний франчайзинга. К данным отношениям в полном объеме приме­нимы такие принципы договорного права, как свобода договора, равенство и суверенная воля сторон, их взаимная ответственность и другие. Более того, как и другие коммерческие договоры, догово­ры франчайзинга заключаются в соответствии с требованиями граж­данских или торговых кодексов, а также иного договорно-обязатель-ственного законодательства.

Вторую группу источников законодательных норм, используе­мых для регулирования отношений франчайзинга в зарубежных стра­нах, составляет законодательство об интеллектуальной и промыш­ленной собственности (патентах, изобретениях, передаче техноло­гий, ноу-хау, торговых марках и знаках обслуживания и т.п.), по­скольку предмет договора франчайзинга составляет предоставле­ние исключительных прав на эти специфические объекты интеллек­туальной собственности.

Третья группа источников - антимонопольное законодательство, закон о защите конкуренции, о недискриминационной торговой по­литике, о защите прав потребителей, о регулировании цен и т.п. Некоторым образом франчайзинг может составлять действительную угрозу для рынка и конкуренции, поскольку он предусматривает объединение множества субъектов рынка вокруг единого центра и создание контролируемых таким центром крупных предприниматель­ских «сообществ», которые осуществляют фактически единую ком­мерческую политику, выступают единым фронтом против внешних конкурентов и в то же время устраняют конкуренцию и в отношени­ях с франчайзером.

Вместе с тем здесь возникает проблема защиты интересов по­требителя (услугополучателя), которому необходимо обеспечить получение товаров или услуг такого же качества, как и производи­мых или оказываемых первоначальным правообладателем. Потре­битель не должен страдать от подмены (замены) одного услугода-теля другим, использующим чужую вывеску353

Многие специалисты отмечают такое препятствие в развитие франчайзинга, как недостаточный уровень поддержки субъектов франчайзинга со стороны финансовых организаций, нехватка инве­стиционных ресурсов.354

Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, можно предположить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличе­ния интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизне­са, так как неоспоримы преимущества, получаемые вновь созда­ваемыми предприятиями. Франчайзинг позволяет использовать чу­жую отточенную годами систему и избежать потери времени и ог­ромных затрат на «раскручивание» имени.

Хочется надеяться, что франчайзинг будет способствовать умень­шению уровня дефрагментарности развития экономики страны и изменению структуры ВВП России, что будет способствовать уве­личению доли малого и среднего бизнеса в его создании и умень­шению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.355

 
< Предыдущая   Следующая >