
Перспективы развития франчайзинга |
Проблемы и перспективы развития франчайзинга в РоссииЮщенко НА. Переход к рыночным отношениям требует развития различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого бизнеса. Как метод организации и ведения бизнеса франчайзинг широко распространился в последние десятилетия XX века в странах с самым различным уровнем экономического развития, и наша страна в данном случае не является исключением. Но чаще всего в общественном сознании франчайзинг ассоциируется с такими торговыми марками, как «Макдоналдс», «Пицца-хат» и т.д. Практически во всех ведущих видах бизнеса в той или иной степени используется франчайзинг. Согласно прогнозам многих известных специалистов, франчайзинг будет доминирующей силой развития малого бизнеса в XXI веке.349 Одной из причин развития франчайзинга является сложность организации собственного дела традиционным путем, поэтому идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. Франчайзинг как форма организации продажи товаров и оказания услуг на сегодняшний день популярна во многих странах. Эффективность франчайзинга связана с идеей тиражирования по определенной технологии (схеме) проверенных практикой концепций бизнеса. Этот способ предпринимательства предполагает создание широкой сети однородных предприятий (пользователей), связанных с главной фирмой (правообладателем) договором коммерческой концессии (или субконцессии), функционирующих под единым товарным знаком, принадлежащим правообладателю, и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказанию услуг.350 Более того, привлекательность франчайзинга связана и с тем, что создание сети филиалов или представительств потребовало бы гораздо более длительного времени и значительного привлечения инвестиций. Таким образом, можно утверждать, что в нашей стране новый способ организации бизнеса позволяет российским предприятиям использовать известные торговые марки. Как правило, франчайзинг применяется в сфере услуг. На Западе по системе франчайзинга работают магазины, гостиницы, салоны красоты, ночные клубы, автосервисы и т.д. Характерной особенностью России является развитие франчайзинга в сфере общественного питания, хотя с экономической точки зрения весьма целесообразно его развитие в сфере промышленности, так какэто позволило бы российским производителям получить доступ к передовым технологиям. Но, к сожалению, в нашей стране указанная форма бизнес-отношений еще не получила должного развития, мы можем только надеяться на коренное изменение данной ситуации. Выделяя следующие серьезные препятствия, влияющие на развитие франчайзинга, можно сказать, что основным из них является законодательный фактор, а именно: отсутствие в России нормативно-правовой базы. В зарубежных странах данные правоотношения регулируются на основании франшизного договора. В нашей стране подобные отношения возникают при заключении договора коммерческой концессии. Институт коммерческой концессии появился в отечественном законодательстве относительно недавно. Он впервые закреплен в главе 54, части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный договор так и не получил дальнейшего развития в российском законодательстве. Более того, в 1996 году Государственной думой РФ в первом чтении был рассмотрен проект федерального закона «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами». Рассмотрение во втором чтении состоялось более чем через пять лет, после чего закон был направлен на доработку351 Основная проблема в законодательстве связана с нечеткостью, расплывчатостью самих правовых основ франчайзинга, с недостаточной изученностью его юридической природы.352 Это проявляется и в том, что на сегодняшний день законодатель отождествляет понятия «коммерческая концессия» и «франчайзинг». Выработка единой концепции франчайзинга усложняется и тем, что существуют заметные различия в трактовке франчайзинга национальным правом разных стран. Думается, что при принятии специального федерального закона о франчайзинге должен быть учтен зарубежный опыт регулирования отношений франчайзинга. Исходя из мирового опыта, при отсутствии собственного, отдельного законодательства о франчайзинге во многих странах для его регулирования используются три основные группы законодательных норм, имеющие разное происхождение и юридическую природу. Первую группу составляют нормы гражданского законодательства, которые действуют в сфере договорно-обязательственных отношений. Они служат основой правового регулирования отношений франчайзинга. К данным отношениям в полном объеме применимы такие принципы договорного права, как свобода договора, равенство и суверенная воля сторон, их взаимная ответственность и другие. Более того, как и другие коммерческие договоры, договоры франчайзинга заключаются в соответствии с требованиями гражданских или торговых кодексов, а также иного договорно-обязатель-ственного законодательства. Вторую группу источников законодательных норм, используемых для регулирования отношений франчайзинга в зарубежных странах, составляет законодательство об интеллектуальной и промышленной собственности (патентах, изобретениях, передаче технологий, ноу-хау, торговых марках и знаках обслуживания и т.п.), поскольку предмет договора франчайзинга составляет предоставление исключительных прав на эти специфические объекты интеллектуальной собственности. Третья группа источников - антимонопольное законодательство, закон о защите конкуренции, о недискриминационной торговой политике, о защите прав потребителей, о регулировании цен и т.п. Некоторым образом франчайзинг может составлять действительную угрозу для рынка и конкуренции, поскольку он предусматривает объединение множества субъектов рынка вокруг единого центра и создание контролируемых таким центром крупных предпринимательских «сообществ», которые осуществляют фактически единую коммерческую политику, выступают единым фронтом против внешних конкурентов и в то же время устраняют конкуренцию и в отношениях с франчайзером. Вместе с тем здесь возникает проблема защиты интересов потребителя (услугополучателя), которому необходимо обеспечить получение товаров или услуг такого же качества, как и производимых или оказываемых первоначальным правообладателем. Потребитель не должен страдать от подмены (замены) одного услугода-теля другим, использующим чужую вывеску353 Многие специалисты отмечают такое препятствие в развитие франчайзинга, как недостаточный уровень поддержки субъектов франчайзинга со стороны финансовых организаций, нехватка инвестиционных ресурсов.354 Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, можно предположить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса, так как неоспоримы преимущества, получаемые вновь создаваемыми предприятиями. Франчайзинг позволяет использовать чужую отточенную годами систему и избежать потери времени и огромных затрат на «раскручивание» имени. Хочется надеяться, что франчайзинг будет способствовать уменьшению уровня дефрагментарности развития экономики страны и изменению структуры ВВП России, что будет способствовать увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.355 |
< Предыдущая | Следующая > |
---|