Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Международная защита прав авторов





Международная защита прав авторов

Международная защита прав авторов

Акберова P.P.

С развитием культурного обмена России с зарубежными страна­ми расширяются масштабы использования произведений как рос­сийских авторов за рубежом, так и зарубежных авторов в России. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы взаимоот­ношений авторов с зарубежными партнерами, а также защиты ав­торских прав в случае их нарушения. Также необходимо учитывать, что правовое регулирование авторских отношений в России имеет ряд существенных отличий от их регулирования.

В США за нарушение авторского права, совершенное отдель­ным лицом «умышленно и с целью коммерческого преимущества или частной финансовой выгоды», законодательством предусмот­рены штраф до 250000 долларов США и заключение до 10 лет (за совершение таких деяний организацией - штраф до 500 000 долла­ров США и тюремное заключение до 10 лет).

Наказание в виде тюремного заключения до двух лет за такие нарушения предусматривает законодательство Греции, до трех-Сингапура, до четырех - Франции, до пяти - Польши, Венгрии, до шести-Португалии.

Строгие меры уголовного воздействия предусматривает законо­дательство Малайзии. За нарушение прав на воспроизводство, рас­пространение, публичное исполнение и показ, а также импорт или обладание, не направленное на «частное или домашнее использо­вание» такой продукцией, может быть применено тюремное заклю­чение до 10 лет. Лицам, которые изготовляют или «обладают любым приспособлением, используемым на изготовление пиратских экзем­пляров или предназначенным для этой цели», установлено тюрем­ное заключение до 20 лет.

Объявление:

При этом с целью повышения эффективности борьбы с такими нарушениями в законодательстве многих стран, в которых они при­обрели огромный размах, предусматривается презумпция вины лиц, нарушивших авторские права. Так, сингапурский Акт об авторском праве 1987 года предусматривает, что лицо, изготавливающее или торгующее несанкционированными копиями, о которых оно знает или благоразумно должно знать, что они являются несанкциониро­ванными копиями, «виновно в преступлении».

Таким же образом решается этот вопрос гонконгским Указом об авторском праве, кенийским Законом об авторском праве, нигерий­ским Декретом об авторском праве и др. Для установления факта нарушения авторского права по упомянутым сингапурскому акту и кенийскому закону достаточно выявить у нарушителя не менее трех несанкционированных копий.

Значительно увеличивается размер наказания в случае повтор­ного нарушения авторских прав. Так, согласно малайзийскому Акту об авторском праве за любое последующее нарушение виновное лицо подвергается штрафу в двойном размере за каждую несанк­ционированную копию (до 20 000 малайских рингитов) и (или) тю­ремному заключению до 10 лет (в первый раз - до 5 лет). А в соот­ветствии с таиландским Актом об авторском праве, любое лицо, прежде осужденное за нарушение этого акта, подвергается двой­ному наказанию, если оно совершит это же нарушение в течение 5 лет со дня освобождения от наказания.

Обладателю исключительных авторских прав предоставляется целый комплекс мер, направленных против их нарушителей. К ним относятся:

а) право требовать от нарушителя признания прав;

б) восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

в) прекращение действий, нарушающих право или создающих
угрозу его нарушения;

г) возмещение убытков, включая упущенную выгоду; взыска­ние доходов, полученных нарушителем вследствие нарушения ав­торских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

д) выплата компенсации вместо возмещения убытков или взыс­кания доходов и др.

Кроме того, суду, арбитражному суду предоставлено право взыс­кивать с нарушителя в соответствующий бюджет штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной в пользу истца.

Наряду с возмещением убытков, взысканием доходов или вып­латой компенсаций, суд, арбитражный суд могут вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фо­нограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. При этом контрафактные экземпляры произ­ведения или фонограммы могут быть переданы обладателю авторс­ких или смежных прав.

Так, по данным соответствующих американских ассоциаций, в 2003 году было произведено более 900 конфискаций кинофильмов (конфисковано почти 303 тыс. видеокассет), около 14 тыс. конфис­каций кассет звукозаписи (число конфискованных кассет, грампла­стинок, компактных дисков, видеоклипов составило более 36 млн. единиц).

В п. 3 ст. 69 Закона Германии значится, что «если экземпляр ком­пьютерной программы введен в оборот посредством продажи на тер­ритории Европейского сообщества или другого государства-участ­ника Договора о Европейском экономическом пространстве с согла­сия правообладателя, право на распространение относительно этого экземпляра исчерпывается, за исключением права на прокат».

В соответствии с п. 3 ст. I. 122-6 Французского кодекса, первая продажа экземпляра программного обеспечения на территории го­сударства-члена Европейского сообщества или государства-учас­тника Договора о Европейском экономическом пространстве авто­ром или сего согласия исчерпывает право выпуска на рынок этого экземпляра во всех государствах-членах, за исключением права разрешать дальнейший прокат экземпляра.

Отдельные нормы анализируемых законов вводят дополнитель­ные меры по защите от обхода технических средств.

Правообладатель программы для ЭВМ может требовать уничто­жения любых средств, единственная цель которых облегчить не­правомерное удаление или обход любого технического устройства, применяемого для защиты компьютерной программы (п. 2 ст. 691 Закона Германии).

Согласно ст. 296 Закона Соединенного Королевства, нарушени­ем прав лица, выпускающего экземпляры произведений для публи­ки, в том числе и копии компьютерных программ, признается изго­товление, импорт, продажа, сдача в прокат, экспонирование, пред­ложение к продаже или прокату, владение с целью осуществления предпринимательской деятельности, реклама с целью продажи или сдачи в прокат любого устройства или средства, специально разра-ботанного или приспособленного для информации о намерении осу-ществлять или помочь лицам обойти ту форму защиты от копирова-ния, которую обладатель авторского права имеет относительно на-рушения авторского права.

Предусмотренное ст. 1 Директивы о праве проката право на прокат рассматривается в законах Германии и Соединенного Королевства.

Исключительное право на распространение может быть осуществ-лено автором не только посредством сдачи в прокат, но и путем предоставления произведения в безвозмездное пользование.

Не относится к получению прямой или косвенной экономичес-кой или коммерческой выгоды предоставление за плату, размер которой не выходит за пределы суммы, необходимой для покрытия эксплуатационных расходов произведения в пользование публич­ным учреждением.

Право автора или исполнителя, передавшего или уступившего право проката звукозаписи или фильма продюсеру (производите-лю) звукозаписи или фильма, на справедливое вознаграждение нашло отражение в ст. 27 (п. 1) и 75 (п. 3) Закона Германии и ст. 93В и 191С Закона Соединенного Королевства.

При передаче автором права на сдачу в прокат звукозаписи или фильма продюсеру (производителю) звукозаписи или фильма за автором сохраняется право на справедливое вознаграждение. В качестве автора рассматривается автор литературного, драматичес-кого, музыкального или художественного произведения и главный режиссер фильма. Данное право не может быть уступлено никому за исключением обществ по коллективному управлению.

Так как право на справедливое вознаграждение в соответствии с законодательством Соединенного Королевства относится клич-ному или движимому имуществу, то это право может быть переда-но по завещанию или по закону и впоследствии уступлено или пе-редано любым обладающим им лицом.

Размер вознаграждения устанавливается по соглашению сто-рон. При соглашении лицо, имеющее право на получение данно­го вознаграждения, может обратиться в Трибунал по авторскому праву для определения размера вознаграждения, подлежащего выплате.

Вышеуказанные положения распространяются и на исполните-лей в отношении передачи их права на сдачу в прокат звукозаписи или фильма продюсеру звукозаписи или фильма (ст. 191С Закона Соединенного Королевства).

Соответствующие п. 1 ст. 6 Директивы о праве проката положе­ния относительно права исполнителей на воспроизведение отраже­ны в п. 3 ст. 182А Закона Соединенного Королевства. Это - право разрешать или запрещать изготовление копий, предназначенных не для личного или семейного просмотра.

Таким образом, проведенный сопоставительный анализ показы­вает, что одни и те же правоотношения могут быть по-разному уре­гулированы на национальном уровне. При едином подходе к отра­жению норм в законодательных актах Германии, Франции и Соеди­ненного Королевства в законах каждой из вышеуказанных стран имеются свои характерные особенности, присущие действующей в стране правовой системе. Это следует учитывать при со­вершенствовании российского законодательства, в том числе и с целью приведения Закона РФ «Об авторском праве и смежных пра­вах» в соответствие с законодательством Европейского союза.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >