Международная защита прав авторов |
Международная защита прав авторовАкберова P.P. С развитием культурного обмена России с зарубежными странами расширяются масштабы использования произведений как российских авторов за рубежом, так и зарубежных авторов в России. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы взаимоотношений авторов с зарубежными партнерами, а также защиты авторских прав в случае их нарушения. Также необходимо учитывать, что правовое регулирование авторских отношений в России имеет ряд существенных отличий от их регулирования. В США за нарушение авторского права, совершенное отдельным лицом «умышленно и с целью коммерческого преимущества или частной финансовой выгоды», законодательством предусмотрены штраф до 250000 долларов США и заключение до 10 лет (за совершение таких деяний организацией - штраф до 500 000 долларов США и тюремное заключение до 10 лет). Наказание в виде тюремного заключения до двух лет за такие нарушения предусматривает законодательство Греции, до трех-Сингапура, до четырех - Франции, до пяти - Польши, Венгрии, до шести-Португалии. Строгие меры уголовного воздействия предусматривает законодательство Малайзии. За нарушение прав на воспроизводство, распространение, публичное исполнение и показ, а также импорт или обладание, не направленное на «частное или домашнее использование» такой продукцией, может быть применено тюремное заключение до 10 лет. Лицам, которые изготовляют или «обладают любым приспособлением, используемым на изготовление пиратских экземпляров или предназначенным для этой цели», установлено тюремное заключение до 20 лет. Объявление: При этом с целью повышения эффективности борьбы с такими нарушениями в законодательстве многих стран, в которых они приобрели огромный размах, предусматривается презумпция вины лиц, нарушивших авторские права. Так, сингапурский Акт об авторском праве 1987 года предусматривает, что лицо, изготавливающее или торгующее несанкционированными копиями, о которых оно знает или благоразумно должно знать, что они являются несанкционированными копиями, «виновно в преступлении». Таким же образом решается этот вопрос гонконгским Указом об авторском праве, кенийским Законом об авторском праве, нигерийским Декретом об авторском праве и др. Для установления факта нарушения авторского права по упомянутым сингапурскому акту и кенийскому закону достаточно выявить у нарушителя не менее трех несанкционированных копий. Значительно увеличивается размер наказания в случае повторного нарушения авторских прав. Так, согласно малайзийскому Акту об авторском праве за любое последующее нарушение виновное лицо подвергается штрафу в двойном размере за каждую несанкционированную копию (до 20 000 малайских рингитов) и (или) тюремному заключению до 10 лет (в первый раз - до 5 лет). А в соответствии с таиландским Актом об авторском праве, любое лицо, прежде осужденное за нарушение этого акта, подвергается двойному наказанию, если оно совершит это же нарушение в течение 5 лет со дня освобождения от наказания. Обладателю исключительных авторских прав предоставляется целый комплекс мер, направленных против их нарушителей. К ним относятся: а) право требовать от нарушителя признания прав; б) восстановление положения, существовавшего до нарушения права; в) прекращение действий, нарушающих право или создающих г) возмещение убытков, включая упущенную выгоду; взыскание доходов, полученных нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; д) выплата компенсации вместо возмещения убытков или взыскания доходов и др. Кроме того, суду, арбитражному суду предоставлено право взыскивать с нарушителя в соответствующий бюджет штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной в пользу истца. Наряду с возмещением убытков, взысканием доходов или выплатой компенсаций, суд, арбитражный суд могут вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. При этом контрафактные экземпляры произведения или фонограммы могут быть переданы обладателю авторских или смежных прав. Так, по данным соответствующих американских ассоциаций, в 2003 году было произведено более 900 конфискаций кинофильмов (конфисковано почти 303 тыс. видеокассет), около 14 тыс. конфискаций кассет звукозаписи (число конфискованных кассет, грампластинок, компактных дисков, видеоклипов составило более 36 млн. единиц). В п. 3 ст. 69 Закона Германии значится, что «если экземпляр компьютерной программы введен в оборот посредством продажи на территории Европейского сообщества или другого государства-участника Договора о Европейском экономическом пространстве с согласия правообладателя, право на распространение относительно этого экземпляра исчерпывается, за исключением права на прокат». В соответствии с п. 3 ст. I. 122-6 Французского кодекса, первая продажа экземпляра программного обеспечения на территории государства-члена Европейского сообщества или государства-участника Договора о Европейском экономическом пространстве автором или сего согласия исчерпывает право выпуска на рынок этого экземпляра во всех государствах-членах, за исключением права разрешать дальнейший прокат экземпляра. Отдельные нормы анализируемых законов вводят дополнительные меры по защите от обхода технических средств. Правообладатель программы для ЭВМ может требовать уничтожения любых средств, единственная цель которых облегчить неправомерное удаление или обход любого технического устройства, применяемого для защиты компьютерной программы (п. 2 ст. 691 Закона Германии). Согласно ст. 296 Закона Соединенного Королевства, нарушением прав лица, выпускающего экземпляры произведений для публики, в том числе и копии компьютерных программ, признается изготовление, импорт, продажа, сдача в прокат, экспонирование, предложение к продаже или прокату, владение с целью осуществления предпринимательской деятельности, реклама с целью продажи или сдачи в прокат любого устройства или средства, специально разра-ботанного или приспособленного для информации о намерении осу-ществлять или помочь лицам обойти ту форму защиты от копирова-ния, которую обладатель авторского права имеет относительно на-рушения авторского права. Предусмотренное ст. 1 Директивы о праве проката право на прокат рассматривается в законах Германии и Соединенного Королевства. Исключительное право на распространение может быть осуществ-лено автором не только посредством сдачи в прокат, но и путем предоставления произведения в безвозмездное пользование. Не относится к получению прямой или косвенной экономичес-кой или коммерческой выгоды предоставление за плату, размер которой не выходит за пределы суммы, необходимой для покрытия эксплуатационных расходов произведения в пользование публичным учреждением. Право автора или исполнителя, передавшего или уступившего право проката звукозаписи или фильма продюсеру (производите-лю) звукозаписи или фильма, на справедливое вознаграждение нашло отражение в ст. 27 (п. 1) и 75 (п. 3) Закона Германии и ст. 93В и 191С Закона Соединенного Королевства. При передаче автором права на сдачу в прокат звукозаписи или фильма продюсеру (производителю) звукозаписи или фильма за автором сохраняется право на справедливое вознаграждение. В качестве автора рассматривается автор литературного, драматичес-кого, музыкального или художественного произведения и главный режиссер фильма. Данное право не может быть уступлено никому за исключением обществ по коллективному управлению. Так как право на справедливое вознаграждение в соответствии с законодательством Соединенного Королевства относится клич-ному или движимому имуществу, то это право может быть переда-но по завещанию или по закону и впоследствии уступлено или пе-редано любым обладающим им лицом. Размер вознаграждения устанавливается по соглашению сто-рон. При соглашении лицо, имеющее право на получение данного вознаграждения, может обратиться в Трибунал по авторскому праву для определения размера вознаграждения, подлежащего выплате. Вышеуказанные положения распространяются и на исполните-лей в отношении передачи их права на сдачу в прокат звукозаписи или фильма продюсеру звукозаписи или фильма (ст. 191С Закона Соединенного Королевства). Соответствующие п. 1 ст. 6 Директивы о праве проката положения относительно права исполнителей на воспроизведение отражены в п. 3 ст. 182А Закона Соединенного Королевства. Это - право разрешать или запрещать изготовление копий, предназначенных не для личного или семейного просмотра. Таким образом, проведенный сопоставительный анализ показывает, что одни и те же правоотношения могут быть по-разному урегулированы на национальном уровне. При едином подходе к отражению норм в законодательных актах Германии, Франции и Соединенного Королевства в законах каждой из вышеуказанных стран имеются свои характерные особенности, присущие действующей в стране правовой системе. Это следует учитывать при совершенствовании российского законодательства, в том числе и с целью приведения Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» в соответствие с законодательством Европейского союза. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|