Борьба с отмыванием преступных доходов |
Борьба с отмыванием преступных доходов в рамках Европейского СоюзаБесединД.В., Мингазов Л.Х. Окончание XX века и начало нового тысячелетия охарактеризовано для Европейского Союза значительным ростом числа стран-членов, а следовательно, - финансовых и экономических ресурсов, валового оборота экономики. На фоне возросшей экономической интеграции и усиливающегося процесса интернационализации экономики, размывания ее границ, отчетливо наблюдается и ряд острых проблем, стоящих перед современной Европой. Среди основных и наиболее важных из них- интернационализация преступности и тесно связанные ней процессы легализации («отмывания») доходов, полученных преступным путем - «грязных денег». Пройдя путь от прачечных Чикаго до вершин мировой экономики, в наши дни отмывание денег представляет собой сложный, комплексный и многоэтапный процесс, затрагивающий территорию нескольких государств и континентов, служащий мощной основой международной преступности, финансовой базой международного терроризма. По данным международного валютного фонда, на сегодняшний день объем «грязных денег» приблизился к пяти процентам от общего уровня мирового ВВП. В сложившихся условиях усилия отдельных государств, какими бы они ни были, явно недостаточны для противостояния и противодействия возросшей угрозе. «Отмывание денег» - основа любой преступной деятельности. В этой связи борьба с отмыванием преступных доходов была определена в числе стратегических приоритетов для Европейского Союза. В этой связи с конца 1980 - начала 1990-х гг. Европейским Союзом была начата широкая и масштабная деятельность по противодействию этой угрозе. Объявление: Столкнувшись с масштабной проблемой легализации преступных доходов, государствами-членами ЕС был ратифицирован ряд международно-правовых актов, среди которых следует выделить: • Конвенцию Организации Объединенных Наций против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятую в Вене 19 декабря 1988 г.; • 40 рекомендаций, разработанных Международной Комиссией по борьбе с отмыванием денег - ФАТФ, в том числе 8 дополнительных, «особых рекомендаций», разработанных Комиссией после событий 11 сентября 2001 г. с целью противодействия международному терроризму; • Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятую 8 ноября 1990 г. в Страсбурге. Борьба с отмыванием преступных доходов является в настоящий момент приоритетным направлением в политике многих стран-участниц ЕС, в том числе в рамках их участия в международных организациях, включая в первую очередь ЕС. Государства-члены мобилизуют все возможные ресурсы по противодействию отмыванию преступных доходов в рамках Сообществ, в том числе участвуют в разработке и принятии норм и правил в экономическом секторе, способствующих противодействию отмыванию грязных денег, а также занимаются совершенствованием уголовного законодательства по борьбе с легализацией преступных доходов и усилением международного судебного сотрудничества и гармонизации норм национального права, касающихся отмывания преступных доходов и других связанных с ним преступлений. Особое значение было придано борьбе с отмыванием преступных доходов в государствах-членах ЕС после террористических атак 11 сентября 2001 г. Поскольку отмывание преступных доходов в значительной мере связано с международным терроризмом и зачастую служит его важнейшей финансовой основой, важное значение должно быть уделено стратегии борьбы с международным терроризмом в финансовом секторе. Нормативная база противодействия легализации преступных доходов в ЕС весьма обширна и включает в себя документы, разработанные и принятые Европейским Парламентом, Советом ЕС, Еврокомиссией. К их числу относятся директивы, отчеты, решения, конвенции и протоколы, объединенные действия, предложения органов ЕС и его стран-членов. Большое влияние на законодательство по борьбе с отмыванием преступных доходов оказали документы международных организаций, например, уже упоминавшиеся Сорок рекомендаций ФАТФ, а также ряд международных и европейских конвенций, в частности, Конвенция ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и ряд других. Если попытаться выделить основные направления борьбы с отмыванием преступных доходов в современной Европе, то можно сформулировать три таких направления, безусловно, во многом взаимосвязанных и взаимозависимых. Речь идет о борьбе в таких сферах, как финансовые и таможенные операции и борьба в уголовно-правовой сфере. Основным документом ЕС, направленном на борьбу с отмыванием преступных доходов в финансовом секторе, служит Директива от 10 июня 1991 г. по предотвращению использования финансовой системы в целях отмывания преступных доходов, явившаяся одним из первых документов, регулирующихдеятельность по борьбе ЕС и государств-членов организации с отмыванием преступных доходов на уровне Сообществ. Директива во многом схожа с разработанным Группой международных финансовых действий (ФАТФ, ГАФИ) документом международного уровня - Сорока рекомендациями, о которых будет сказано ниже. Директива дает определение отмывания денег, схожее с определением, содержащимся в Конвенции ООН 1998 г. против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Под отмыванием денег, согласно Директиве, понимается: • конверсия или перевод собственности, полученной в результате преступной деятельности в целях сокрытия или утаивания незаконного источника такой собственности или оказание помощи любому лицу, участвующему в осуществлении такой деятельности в том, чтобы такое лицо смогло избежать юридических последствий своих деяний; • сокрытие или маскировка истинной природы, источника, местонахождения, движения собственности или прав не нее, если известно, что такая собственность получена в результате преступной деятельности ил и в результате активного участия в такой деятельности; • приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате преступной деятельности или в результате активного участия в такой деятельности; • участие или соучастие в совершении, а также в приготовлении или покушении на совершение таких деяний путем оказания содействия, помощи или совета с целью их совершения. Директива обязывает кредитные и финансовые учреждения: • осуществлять идентификацию и проверку клиентов и совершаемых ими денежных переводов, если сумма перевода превышает 15 тысяч Евро; • изучать «с особым вниманием» любые переводы, в отношении которых имеются подозрения в их возможной связи с отмыванием денег; • информировать уполномоченные органы о любых фактах, которые могут свидетельствовать об отмывании денег, притом такое информирование не будет считаться нарушением банковской тайны. В связи с требованием Директивы об обязательной идентификации, законодательства стран-членов ЕС запрещают открывать в банковских учреждениях счета на предъявителя либо анонимные счета. Директива требует обязательной идентификации клиентов при осуществлении операций, превышающих 15 тысяч Евро, однако если сделка или финансовая операция покажется учреждению подозрительной, идентификация обязательна и при меньших суммах. Следует отметить, что законодательство многих стран-членов ЕС содержит более жесткие требования относительно идентификации клиентов и устанавливает меньшую величину, при которой осуществление идентификации клиента становится обязательным. Кредитные и финансовые учреждения обязаны хранить копии всех документов, могущих служить доказательствами отмывания преступных доходов в течение как минимум пяти лет после завершения отношений с клиентом, также как и записи всех денежных переводов в течение последующих пяти лет после их осуществления. Что же касается информирования компетентных органов, то такие «заявления о подозрениях» направляются в адрес специализированных органов, известных в ЕС как органы финансовой разведки, или FIU (financial intelligence units). В обязанности таких органов входит анализ поступающей от кредитных и финансовых учреждений информации, и, в случае обнаружения доказательств отмывания преступных доходов, - направление соответствующих материалов в органы прокуратуры, судебные или иные уполномоченные органы. Вместе с тем Директива обязывает организации, предоставляющие информацию, сохранять тайну относительно направления информации в компетентные органы, а также о том, что в отношении тех или иных клиентов или операций осуществляется расследование. За разглашение таких сведений законодательством государств-членов ЕС в свою очередь предусматривается наказание, поскольку такая информация может быть использована в преступных целях. В то же время Директива устанавливает, что кредитные и финансовые учреждения не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за надлежащее раскрытие информации компетентным органам. Директива, кроме того, устанавливает, что кредитные и финансовые учреждения должны не только предоставлять информацию о переводах уполномоченным органам, но и оказывать им содействие в борьбе с отмыванием преступных доходов. В частности, уполномоченные органы могут запретить исполнение операции, которая им известна, также и в тех случаях, когда у них возникает подозрение в том, что такая операция совершается в целях отмывания денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем. Наконец, Директива требует от финансовых и кредитных организаций установить процедуры внутреннего контроля и коммуникаций в целях предотвращения операций, связанных с отмыванием денег, а также предпринять все надлежащие меры к тому, чтобы все сотрудники таких учреждений строго следовали условиям, изложенным в Директиве. В 1995 году в Эгмонте (Брюссель) состоялась первая встреча представителей органов финансовой разведки различных стран, названная впоследствии как «группа ЭГМОНТ». Эта неформальная организация была создана с целью облегчить и усовершенствовать механизмы международного сотрудничества между органами финансовой разведки. На уровне ЕС 17 октября 2000 г. Советом ЕС было принято Решение об интенсификации обмена информацией между органами финансовой разведки. Текст Решения, помимо указания на необходимость создания в каждом государстве-члене своего собственного органа финансовой разведки, призывал такие органы осуществлять обмен полезной информацией с соответствующими органами других стран-участниц по собственной инициативе либо по соответствующему запросу. За период с 1991 по 2001 гг., помимо позитивного опыта в реализации Директивы, был накоплен и опыт негативный, отмечающий наличие в ней некоторых слабых мест либо устаревших положений. В этой связи Европейским Парламентом 4 декабря 2001 г. была одобрена новая Директива, внесшая ряд важных поправок. Среди таких поправок, внесенных Директивой 2001 г., следует выделить следующие: • Определение отмывания преступных доходов более не ограничено доходами от торговли наркотическими средствами356, а включает в себя доходы от любых преступлений, включая доходы организованной преступности и международного терроризма. • Обязанность по идентификации клиентов и сообщению о подозрительных денежных переводах распространяется теперь на более широкий перечень учреждений и профессий, нежели банковских и финансовых учреждений, и включает в себя, в частности, аудиторов, бухгалтеров, агентов по продаже недвижимости, нотариусов, юристов, адвокатов, дилеров и агентов по продаже дорогостоящих товаров и предметов роскоши, компаний по перевозке и пересылке наличности и казино. Сложная ситуация возникла при включении в указанный выше перечень адвокатов и юристов. Первоначальное предложение заключалось в предоставлении исключения в сообщении адвокатом информации компетентному органу и возможности сохранения им адвокатской тайны только в тех случаях, когда такая информация получена адвокатом с целью представления интересов клиента в суде. Справедливость такого исключения обосновывалась тем, что в случае, если адвокатская тайна будет нарушена, граждане будут лишены доступа к правосудию, что является нарушением их фундаментальных прав, закрепленных Европейской конвенцией о защите прав человека и Европейской Хартией о фундаментальных правах. Тем не менее Европейский Парламент и некоторые делегации Совета ЕС надеялись распространить данное исключение и на деятельность по оказанию правовых консультаций. В итоге компромисс был достигнут в том, что адвокаты и юристы должны сообщать информацию только тогда, когда им доподлинно известно, что клиент ищет пути легализации преступных доходов и в этих целях просит оказать ему юридическую консультацию, а не тогда, когда он лишь подозревает об этом. Немаловажное значение в деле борьбы с отмыванием преступных доходов в рамках Европейского Союза имеет деятельность ее исполнительного органа - Европейской Комиссии. В развитие положений Директив, 24 сентября 2002 г. Европейской Комиссией было высказано Предложение, в соответствии с которым предлагалось установить механизм контроля за лицами, пересекающими внешние границы Содружеств с большими суммами наличных денег. Также предлагалось разработать и установить систему, в соответствии с которой осуществлялся бы информационный обмен между государствами-членами, обеспокоенными такими подозрительными передвижениями, и Еврокомиссией. Кроме того, в сферу деятельности Еврокомиссии входит контроль за имплементацией документов Содружеств в национальные правовые системы государств-членов. На основе собираемой информации Еврокомиссия готовит соответствующие отчеты. Так, 3 мая 1995 г. и 1 июля 1998 г. Комиссией были подготовлены отчеты об имплементации Директивы 1991 г. В соответствии с отчетом 1998 года, государствами-членами были предприняты все необходимые меры по приведению своего внутреннего законодательства в соответствие с требованиями Директивы. На основании отчета Комиссии началась подготовка к внесению упоминавшихся выше изменений и дополнений к Директиве, легших впоследствии в основу Директивы 2001г. Говоря о борьбе с легализацией преступных доходов в странах ЕС и, в особенности - о межгосударственном сотрудничестве, нельзя не упомянуть о Решении Совета Европейского Союза от 17 октября 2000 г. 2000/642/JAI, касающемся установления сотрудничества между органами финансовой разведки государств-членов по вопросам обмена информацией. Как говорилось выше, Директивой 1991 г. были образованы специализированные органы по борьбе с отмыванием преступно нажитых доходов-органы финансовой разведки или FIU, в число задач которых входил сбор и анализ информации, посылаемой кредитными и финансовыми учреждениями. В целях улучшения координации между ними, Решение дает общее определение центральным агентствам и определяет общие принципы составления запросов в предоставлении информации или документов. Решение также требует установления защищенных средств коммуникаций для обмена информацией. При этом такое сотрудничество органов финансовой разведки должно осуществляться без ущерба для взятых на себя государствами-членами обязательств по линии Европола. Как уже отмечалось выше, деятельность по борьбе с отмыванием преступных доходов в рамках ЕС тесно связана с Сорока рекомендациями ФАТФ. Группа, или, как ее чаще называют, Комиссия, насчитывающая к настоящему моменту уже 33 государства-члена, была создана с целью развития и продвижения стратегии борьбы с отмыванием преступных доходов как на национальном, так и на международном уровнях. В числе основных задач ФАТФ - распространение борьбы с отмыванием преступных капиталов по всему миру, мониторинг имплементации Сорока рекомендаций, создание контрмер, направленных на противодействие отмыванию преступных доходов и др. Инициатива создания ФАТФ принадлежала президенту Франции Ф. Миттерану, который предложил ее в ходе встречи лидеров «Большой семерки», или G7, во Франции в июле 1989 г. Сорок рекомендаций были высказаны в представленном Комиссией в феврале 1990 г. Отчете, в котором содержался анализ существующего положения дел в сфере отмывания преступных доходов, существующих внутригосударственных и международных механизмов противодействия легализации преступных доходов. 10 июня 1998 г. резолюцией S-20/4 Рекомендации были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН, касающейся отмывания преступных доходов, и нашли широкое применение при разработке национальных и международных механизмов борьбы с отмыванием грязных денег. Как уже отмечалось, положения Сорока рекомендаций во многом предопределили положения Инструкции ЕС 1991 г. и во многом схожи с ней. Текст Сорока рекомендаций несколько раз пересматривался и дополнялся; события 11 сентября 2001 г. стали результатом появления восьми «особых рекомендаций», направленных на пресечение финансирования международного терроризма. Во исполнение своих целей и задач, ФАТФ был разработан так называемый «черный список» стран и территорий, благоприятных для легализации преступных доходов и отказывающихся от сотрудничества в целях ее пресечения. В отношении таких стран и территорий ФАТФ предпринимаются определенные «контрмеры» или, с позволения сказать, т.н. «санкции». Например, до ратификации Российской Федерацией Страсбургской конвенции 1990 г. и до принятия ею специализированного закона о противодействии легализации преступных доходов, Россия числилась в указанном «черном списке» как страна с благоприятными условиями для отмывания преступных капиталов. Учитывая политический вес и международный авторитет ФАТФ, нахождение России в ее «черном списке» само по себе служит более чем серьезной санкцией, существенно сдерживающей приток иностранных инвестиций в экономику государства. Немаловажное значение имеет для Евросоюза предотвращение легализации преступных доходов при таможенном сотрудничестве. Основным документом, могущим оказать позитивное развитие противодействию отмыванию грязных денег, помимо названных выше Директив, служит Предложение Еврокомиссии Европейскому парламенту и Совету ЕС о предотвращении отмывания денег посредством таможенного сотрудничества от 24 сентября 2002 г. Суть Предложения сводится к тому, чтобы распространить действие Директивы 1991 г. на таможенную сферу и установить соответствующие механизмы контроля за лицами, пересекающими вне-шнюю границу ЕС с крупными суммами наличных денег. В соответствии с Предложением, устанавливается принцип обязательного декларирования ввоза в пределы или вывоза за преде-лы внешней таможенной границы ЕС наличных денежных средств на сумму 15 тысяч Евро или более. При этом под наличными де-нежными средствами предлагается понимать собственно наличность (банкноты, монеты), чеки путешественника, анонимные или заемные сертификаты финансового характера (расписки, облигации). Декларация, в соответствии с Предложением, должна состав-ляться в письменной форме под страхом недействительности. Обязанности по декларированию денежных средств возлагаются налицо, фактически их перевозящее (ими владеющее), вне зависимости от того, кто является их собственником. Особенность Предложения Комиссии состоит в том, чтобы рас-пространять соответствующее требование об обязательном декла-рировании на всю таможенную территорию ЕС, а не на территорию, на которой действует Директива. Важность этого момента заключа-ется в том, что Директива не распространяет свое действие на не-которые территории (например, на Монако и ряд других). В случае наличия каких-либо данных, свидетельствующих о причастности лица к отмыванию преступных доходов, а также в случае возникновения соответствующих подозрений, компетентные органы предлагается наделить правом задерживать «грязные день-ги» на срок до трех дней. Также предлагается установить меры от-ветственности за нарушение обязанности по обязательному декла-рированию ввоза или вывоза наличных денежных средств. 15 мая 2003 г. Предложение Комиссии было одобрено Европар-ламентом с рядом поправок. 1 июля 2003 г. поправки были приняты Комиссией. В настоящее время документ находится на утвержде-нии в Совете ЕС. Говоря о противодействии легализации преступных доходов в рамках Европейских сообществ в уголовно-правовой сфере, необходимо отметить следующее: Важное значение в борьбе с отмыванием преступных доходов в рамках Европейского Союза имеет Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, или Страсбургская конвенция 1990 г. Конвенция дает определение легализации преступных доходов, а также обязывает государства-участники криминализовать данное деяние, то есть признать его уголовно наказуемым. Под отмыванием преступных доходов Конвенция понимает следующие умышленно совершенные деяния: а) конверсию или передачу материальных ценностей, о которых тот, кто этим занимается, знает, что эти материальные ценности составляют доход от преступления, с целью скрыть незаконное происхождение вышеназванных материальных ценностей или помочь лицу, замешанному в совершении основного правонарушения357 из б) утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых с ними прав, когда нарушителю известно, что эти материальные ценности представляют полученные преступным путем ...; в) приобретение, владение или использование материальных ценностей, о которых тот, кто их приобретает, или владеет, или пользу ется, знает в момент их получения, что они являются доходами, добытыми преступным путем; г) участие в одном из правонарушений, определенных в соответствии с настоящей статьей, или в любой ассоциации, союзе, покушении или соучастии путем оказания содействия, помощи или совета с целью его совершения...»358. Как видно, это определение во многом схоже с определением, содержащемся в Директиве ЕС. В соответствии со ст. 6 этой Конвенции, государства-участники обязуются устанавливать уголовную ответственность при наличии умысла за: а) конверсию или передачу имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать правовых последствий своих деяний; б) утаивание или сокрытие действительной природы, происхож дения, местонахождения, размещения или движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем. На уровне Европейского Союза необходимо отметить, что 3 декабря 1998 года Совет ЕС одобрил Объединенные Действия, в соответствии с которыми государства-члены ЕС отказались от своего права допускать отступления от Конвенции, если отмывание преступных доходов не носит характер «серьезного». Действительно, положения Конвенции допускают странам-участницам наказывать отмывание преступных доходов лишь в случаях крупных нарушений. Объединенными действиями также определен ряд мероприятий, считающихся «хорошей практикой» для государств-участников, включая: • подготовку удобного для пользования «путеводителя», включающего в себя информацию о том, где можно получить необходимый совет, какую и какого рода помощь необходимо предоставить государству-участнику в идентификации, отслеживании, заморозке и конфискации орудий, средств и доходов от преступления; • обязательство стран-участниц предоставить такой же приоритет всем запросам в целях отслеживания, заморозки или ареста и конфискации, который был бы предоставлен при осуществлении таких мероприятий внутри государства, и ряд других. 26 июня 2001 г. Совет ЕС одобрил Рамочное решение, касающееся идентификации, отслеживания, замораживания и конфискации средств совершения преступлений и преступных доходов и охватывающее некоторые положения Объединенных действий 3 декабря 1998 г. В продолжение положений Объединенных действий Решение направлено, в числе прочего, на отмену некоторых отступлений от Страсбургской конвенции 1990 г. Решением также была определена система наказаний за отмывание преступных доходов, в частности, странам-членам ЕС за совершение указанных деяний требовалось установить наказание в виде лишения свободы на максимальный срок не менее четырех лет. В апреле 2004 г. Еврокомиссией был подготовлен первый отчет о мерах, предпринятых государствами-членами по выполнению указанного Решения. На основе инициативы Франции 16 октября 2001 г. Совет принял Протокол к Конвенции о взаимной помощи по уголовным делам от 29 мая 2000 г., направленный на существенное усовершенствование сотрудничества между государствами-членами по борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями. В соответствии с Протоколом, государства-члены обязались: • предоставлять по запросу другого государства-члена всю информацию, позволяющую определить, владеет ли или контролирует ли то или иное лицо банковский счет, указанный в запросе; • предоставлять по запросу другого государства-члена все детали банковских переводов; Государства-члены также могут по запросу другого государства-члена осуществлять в течение определенного времени непрерывный мониторинг банковских переводов по указанному в запросе счету. При этом государства-члены не могут отказываться от принятия и обработки запроса, ссылаясь на условия конфиденциальности. Таким образом, отмывание преступных доходов является крайне комплексным и сложным процессом, осуществляемым с целью максимальной имитации законности совершаемых коммерческих операций. В новом мире, с либерализацией экономики и усовершенствованием правовых механизмов, нарушители вынуждены искать новые пути в целях осуществления их преступного замысла. В связи с этим, ответственные за борьбу с отмыванием преступных доходов органы должны непрерывно искать новые решения в противодействии совершаемым преступлениям. Наиболее важные из этих решений - совершенствование механизма международного сотрудничества государств-членов ЕС как внутри Союза, так и с остальными странами мира. Так, в последнее время в рамках Союза активно развивается механизм международного розыска и конфискации доходов от преступной деятельности. Нельзя забывать, что деньги - это не просто жизненная сила преступности, но еще и основная, порой единственная цель ее существования. И в этой связи конфискация доходов, полученных преступным путем, служит не только разрушению финансовой основы преступного мира, но и лишению преступности ее целей. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|