Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Борьба с отмыванием преступных доходов





Борьба с отмыванием преступных доходов

Борьба с отмыванием преступных доходов в рамках Европейского Союза

БесединД.В., Мингазов Л.Х.

Окончание XX века и начало нового тысячелетия охарактеризо­вано для Европейского Союза значительным ростом числа стран-членов, а следовательно, - финансовых и экономических ресур­сов, валового оборота экономики. На фоне возросшей экономичес­кой интеграции и усиливающегося процесса интернационализации экономики, размывания ее границ, отчетливо наблюдается и ряд острых проблем, стоящих перед современной Европой. Среди ос­новных и наиболее важных из них- интернационализация преступ­ности и тесно связанные ней процессы легализации («отмывания») доходов, полученных преступным путем - «грязных денег».

Пройдя путь от прачечных Чикаго до вершин мировой экономи­ки, в наши дни отмывание денег представляет собой сложный, ком­плексный и многоэтапный процесс, затрагивающий территорию не­скольких государств и континентов, служащий мощной основой международной преступности, финансовой базой международного терроризма. По данным международного валютного фонда, на се­годняшний день объем «грязных денег» приблизился к пяти про­центам от общего уровня мирового ВВП.

В сложившихся условиях усилия отдельных государств, какими бы они ни были, явно недостаточны для противостояния и противо­действия возросшей угрозе.

«Отмывание денег» - основа любой преступной деятельности. В этой связи борьба с отмыванием преступных доходов была опре­делена в числе стратегических приоритетов для Европейского Со­юза. В этой связи с конца 1980 - начала 1990-х гг. Европейским Союзом была начата широкая и масштабная деятельность по про­тиводействию этой угрозе.

Объявление:

Столкнувшись с масштабной проблемой легализации преступ­ных доходов, государствами-членами ЕС был ратифицирован ряд международно-правовых актов, среди которых следует выделить:

• Конвенцию Организации Объединенных Наций против неза­конного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятую в Вене 19 декабря 1988 г.;

• 40 рекомендаций, разработанных Международной Комисси­ей по борьбе с отмыванием денег - ФАТФ, в том числе 8 дополни­тельных, «особых рекомендаций», разработанных Комиссией пос­ле событий 11 сентября 2001 г. с целью противодействия междуна­родному терроризму;

• Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъя­тии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятую 8 ноября 1990 г. в Страсбурге.

Борьба с отмыванием преступных доходов является в настоя­щий момент приоритетным направлением в политике многих стран-участниц ЕС, в том числе в рамках их участия в международных организациях, включая в первую очередь ЕС.

Государства-члены мобилизуют все возможные ресурсы по про­тиводействию отмыванию преступных доходов в рамках Сообществ, в том числе участвуют в разработке и принятии норм и правил в экономическом секторе, способствующих противодействию отмы­ванию грязных денег, а также занимаются совершенствованием уголовного законодательства по борьбе с легализацией преступных доходов и усилением международного судебного сотрудничества и гармонизации норм национального права, касающихся отмыва­ния преступных доходов и других связанных с ним преступлений.

Особое значение было придано борьбе с отмыванием преступ­ных доходов в государствах-членах ЕС после террористических атак 11 сентября 2001 г. Поскольку отмывание преступных доходов в значительной мере связано с международным терроризмом и зача­стую служит его важнейшей финансовой основой, важное значение должно быть уделено стратегии борьбы с международным терро­ризмом в финансовом секторе.

Нормативная база противодействия легализации преступных доходов в ЕС весьма обширна и включает в себя документы, разработанные и принятые Европейским Парламентом, Советом ЕС, Еврокомиссией. К их числу относятся директивы, отчеты, ре­шения, конвенции и протоколы, объединенные действия, пред­ложения органов ЕС и его стран-членов. Большое влияние на законодательство по борьбе с отмыванием преступных доходов оказали документы международных организаций, например, уже упоминавшиеся Сорок рекомендаций ФАТФ, а также ряд между­народных и европейских конвенций, в частности, Конвенция ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотроп­ных веществ, Конвенция Совета Европы об отмывании, выявле­нии, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельнос­ти и ряд других.

Если попытаться выделить основные направления борьбы с от­мыванием преступных доходов в современной Европе, то можно сформулировать три таких направления, безусловно, во многом вза­имосвязанных и взаимозависимых. Речь идет о борьбе в таких сфе­рах, как финансовые и таможенные операции и борьба в уголовно-правовой сфере.

Основным документом ЕС, направленном на борьбу с отмыва­нием преступных доходов в финансовом секторе, служит Директи­ва от 10 июня 1991 г. по предотвращению использования финансо­вой системы в целях отмывания преступных доходов, явившаяся одним из первых документов, регулирующихдеятельность по борьбе ЕС и государств-членов организации с отмыванием преступных доходов на уровне Сообществ. Директива во многом схожа с раз­работанным Группой международных финансовых действий (ФАТФ, ГАФИ) документом международного уровня - Сорока рекоменда­циями, о которых будет сказано ниже.

Директива дает определение отмывания денег, схожее с опре­делением, содержащимся в Конвенции ООН 1998 г. против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Под отмыванием денег, согласно Директиве, понимается:

• конверсия или перевод собственности, полученной в резуль­тате преступной деятельности в целях сокрытия или утаивания не­законного источника такой собственности или оказание помощи любому лицу, участвующему в осуществлении такой деятельности в том, чтобы такое лицо смогло избежать юридических последствий своих деяний;

• сокрытие или маскировка истинной природы, источника, мес­тонахождения, движения собственности или прав не нее, если изве­стно, что такая собственность получена в результате преступной де­ятельности ил и в результате активного участия в такой деятельности;

• приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собствен­ность получена в результате преступной деятельности или в резуль­тате активного участия в такой деятельности;

• участие или соучастие в совершении, а также в приготовле­нии или покушении на совершение таких деяний путем оказания содействия, помощи или совета с целью их совершения.

Директива обязывает кредитные и финансовые учреждения:

• осуществлять идентификацию и проверку клиентов и совер­шаемых ими денежных переводов, если сумма перевода превы­шает 15 тысяч Евро;

• изучать «с особым вниманием» любые переводы, в отноше­нии которых имеются подозрения в их возможной связи с отмыва­нием денег;

• информировать уполномоченные органы о любых фактах, ко­торые могут свидетельствовать об отмывании денег, притом такое информирование не будет считаться нарушением банковской тайны.

В связи с требованием Директивы об обязательной идентифи­кации, законодательства стран-членов ЕС запрещают открывать в банковских учреждениях счета на предъявителя либо анонимные счета.

Директива требует обязательной идентификации клиентов при осуществлении операций, превышающих 15 тысяч Евро, однако если сделка или финансовая операция покажется учреждению по­дозрительной, идентификация обязательна и при меньших суммах. Следует отметить, что законодательство многих стран-членов ЕС содержит более жесткие требования относительно идентификации клиентов и устанавливает меньшую величину, при которой осуще­ствление идентификации клиента становится обязательным.

Кредитные и финансовые учреждения обязаны хранить копии всех документов, могущих служить доказательствами отмывания преступ­ных доходов в течение как минимум пяти лет после завершения от­ношений с клиентом, также как и записи всех денежных переводов в течение последующих пяти лет после их осуществления.

Что же касается информирования компетентных органов, то та­кие «заявления о подозрениях» направляются в адрес специали­зированных органов, известных в ЕС как органы финансовой раз­ведки, или FIU (financial intelligence units). В обязанности таких органов входит анализ поступающей от кредитных и финансовых учреждений информации, и, в случае обнаружения доказательств отмывания преступных доходов, - направление соответствующих материалов в органы прокуратуры, судебные или иные уполномо­ченные органы.

Вместе с тем Директива обязывает организации, предоставляю­щие информацию, сохранять тайну относительно направления ин­формации в компетентные органы, а также о том, что в отношении тех или иных клиентов или операций осуществляется расследова­ние. За разглашение таких сведений законодательством государств-членов ЕС в свою очередь предусматривается наказание, посколь­ку такая информация может быть использована в преступных це­лях. В то же время Директива устанавливает, что кредитные и фи­нансовые учреждения не могут быть привлечены к какой-либо от­ветственности за надлежащее раскрытие информации компетент­ным органам.

Директива, кроме того, устанавливает, что кредитные и финансо­вые учреждения должны не только предоставлять информацию о переводах уполномоченным органам, но и оказывать им содействие в борьбе с отмыванием преступных доходов. В частности, уполно­моченные органы могут запретить исполнение операции, которая им известна, также и в тех случаях, когда у них возникает подозрение в том, что такая операция совершается в целях отмывания денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем.

Наконец, Директива требует от финансовых и кредитных органи­заций установить процедуры внутреннего контроля и коммуникаций в целях предотвращения операций, связанных с отмыванием де­нег, а также предпринять все надлежащие меры к тому, чтобы все сотрудники таких учреждений строго следовали условиям, изложен­ным в Директиве.

В 1995 году в Эгмонте (Брюссель) состоялась первая встреча представителей органов финансовой разведки различных стран, названная впоследствии как «группа ЭГМОНТ». Эта неформальная организация была создана с целью облегчить и усовершенствовать механизмы международного сотрудничества между органами фи­нансовой разведки. На уровне ЕС 17 октября 2000 г. Советом ЕС было принято Решение об интенсификации обмена информацией между органами финансовой разведки. Текст Решения, помимо ука­зания на необходимость создания в каждом государстве-члене сво­его собственного органа финансовой разведки, призывал такие орга­ны осуществлять обмен полезной информацией с соответствующи­ми органами других стран-участниц по собственной инициативе либо по соответствующему запросу.

За период с 1991 по 2001 гг., помимо позитивного опыта в реали­зации Директивы, был накоплен и опыт негативный, отмечающий наличие в ней некоторых слабых мест либо устаревших положений. В этой связи Европейским Парламентом 4 декабря 2001 г. была одобрена новая Директива, внесшая ряд важных поправок.

Среди таких поправок, внесенных Директивой 2001 г., следует выделить следующие:

• Определение отмывания преступных доходов более не огра­ничено доходами от торговли наркотическими средствами356, а вклю­чает в себя доходы от любых преступлений, включая доходы орга­низованной преступности и международного терроризма.

• Обязанность по идентификации клиентов и сообщению о по­дозрительных денежных переводах распространяется теперь на более широкий перечень учреждений и профессий, нежели банков­ских и финансовых учреждений, и включает в себя, в частности, аудиторов, бухгалтеров, агентов по продаже недвижимости, нота­риусов, юристов, адвокатов, дилеров и агентов по продаже дорого­стоящих товаров и предметов роскоши, компаний по перевозке и пересылке наличности и казино.

Сложная ситуация возникла при включении в указанный выше перечень адвокатов и юристов. Первоначальное предложение зак­лючалось в предоставлении исключения в сообщении адвокатом информации компетентному органу и возможности сохранения им адвокатской тайны только в тех случаях, когда такая информация получена адвокатом с целью представления интересов клиента в суде. Справедливость такого исключения обосновывалась тем, что в слу­чае, если адвокатская тайна будет нарушена, граждане будут лише­ны доступа к правосудию, что является нарушением их фундамен­тальных прав, закрепленных Европейской конвенцией о защите прав человека и Европейской Хартией о фундаментальных правах.

Тем не менее Европейский Парламент и некоторые делегации Совета ЕС надеялись распространить данное исключение и на де­ятельность по оказанию правовых консультаций. В итоге компро­мисс был достигнут в том, что адвокаты и юристы должны сооб­щать информацию только тогда, когда им доподлинно известно, что клиент ищет пути легализации преступных доходов и в этих целях просит оказать ему юридическую консультацию, а не тогда, когда он лишь подозревает об этом.

Немаловажное значение в деле борьбы с отмыванием преступ­ных доходов в рамках Европейского Союза имеет деятельность ее исполнительного органа - Европейской Комиссии.

В развитие положений Директив, 24 сентября 2002 г. Европейс­кой Комиссией было высказано Предложение, в соответствии с ко­торым предлагалось установить механизм контроля за лицами, пе­ресекающими внешние границы Содружеств с большими суммами наличных денег. Также предлагалось разработать и установить сис­тему, в соответствии с которой осуществлялся бы информационный обмен между государствами-членами, обеспокоенными такими подозрительными передвижениями, и Еврокомиссией.

Кроме того, в сферу деятельности Еврокомиссии входит конт­роль за имплементацией документов Содружеств в национальные правовые системы государств-членов. На основе собираемой ин­формации Еврокомиссия готовит соответствующие отчеты. Так, 3 мая 1995 г. и 1 июля 1998 г. Комиссией были подготовлены отчеты об имплементации Директивы 1991 г. В соответствии с отчетом 1998 года, государствами-членами были предприняты все необходимые меры по приведению своего внутреннего законодательства в соот­ветствие с требованиями Директивы. На основании отчета Комис­сии началась подготовка к внесению упоминавшихся выше изме­нений и дополнений к Директиве, легших впоследствии в основу Директивы 2001г.

Говоря о борьбе с легализацией преступных доходов в странах ЕС и, в особенности - о межгосударственном сотрудничестве, нельзя не упомянуть о Решении Совета Европейского Союза от 17 октября 2000 г. 2000/642/JAI, касающемся установления сотрудни­чества между органами финансовой разведки государств-членов по вопросам обмена информацией.

Как говорилось выше, Директивой 1991 г. были образованы спе­циализированные органы по борьбе с отмыванием преступно нажи­тых доходов-органы финансовой разведки или FIU, в число задач которых входил сбор и анализ информации, посылаемой кредитны­ми и финансовыми учреждениями. В целях улучшения координа­ции между ними, Решение дает общее определение центральным агентствам и определяет общие принципы составления запросов в предоставлении информации или документов. Решение также тре­бует установления защищенных средств коммуникаций для обме­на информацией. При этом такое сотрудничество органов финансо­вой разведки должно осуществляться без ущерба для взятых на себя государствами-членами обязательств по линии Европола.

Как уже отмечалось выше, деятельность по борьбе с отмывани­ем преступных доходов в рамках ЕС тесно связана с Сорока реко­мендациями ФАТФ. Группа, или, как ее чаще называют, Комиссия, насчитывающая к настоящему моменту уже 33 государства-члена, была создана с целью развития и продвижения стратегии борьбы с отмыванием преступных доходов как на национальном, так и на международном уровнях.

В числе основных задач ФАТФ - распространение борьбы с от­мыванием преступных капиталов по всему миру, мониторинг имп­лементации Сорока рекомендаций, создание контрмер, направлен­ных на противодействие отмыванию преступных доходов и др.

Инициатива создания ФАТФ принадлежала президенту Франции Ф. Миттерану, который предложил ее в ходе встречи лидеров «Боль­шой семерки», или G7, во Франции в июле 1989 г.

Сорок рекомендаций были высказаны в представленном Комис­сией в феврале 1990 г. Отчете, в котором содержался анализ суще­ствующего положения дел в сфере отмывания преступных дохо­дов, существующих внутригосударственных и международных механизмов противодействия легализации преступных доходов.

10 июня 1998 г. резолюцией S-20/4 Рекомендации были одобре­ны Генеральной Ассамблеей ООН, касающейся отмывания преступ­ных доходов, и нашли широкое применение при разработке нацио­нальных и международных механизмов борьбы с отмыванием гряз­ных денег.

Как уже отмечалось, положения Сорока рекомендаций во мно­гом предопределили положения Инструкции ЕС 1991 г. и во многом схожи с ней. Текст Сорока рекомендаций несколько раз пересмат­ривался и дополнялся; события 11 сентября 2001 г. стали результа­том появления восьми «особых рекомендаций», направленных на пресечение финансирования международного терроризма.

Во исполнение своих целей и задач, ФАТФ был разработан так называемый «черный список» стран и территорий, благоприятных для легализации преступных доходов и отказывающихся от сотрудниче­ства в целях ее пресечения. В отношении таких стран и территорий ФАТФ предпринимаются определенные «контрмеры» или, с позво­ления сказать, т.н. «санкции». Например, до ратификации Российс­кой Федерацией Страсбургской конвенции 1990 г. и до принятия ею специализированного закона о противодействии легализации преступ­ных доходов, Россия числилась в указанном «черном списке» как страна с благоприятными условиями для отмывания преступных ка­питалов. Учитывая политический вес и международный авторитет ФАТФ, нахождение России в ее «черном списке» само по себе слу­жит более чем серьезной санкцией, существенно сдерживающей приток иностранных инвестиций в экономику государства.

Немаловажное значение имеет для Евросоюза предотвращение легализации преступных доходов при таможенном сотрудничестве.

Основным документом, могущим оказать позитивное развитие противодействию отмыванию грязных денег, помимо названных выше Директив, служит Предложение Еврокомиссии Европейско­му парламенту и Совету ЕС о предотвращении отмывания денег посредством таможенного сотрудничества от 24 сентября 2002 г.

Суть Предложения сводится к тому, чтобы распространить дей­ствие Директивы 1991 г. на таможенную сферу и установить соответствующие механизмы контроля за лицами, пересекающими вне-шнюю границу ЕС с крупными суммами наличных денег.

В соответствии с Предложением, устанавливается принцип обя­зательного декларирования ввоза в пределы или вывоза за преде-лы внешней таможенной границы ЕС наличных денежных средств на сумму 15 тысяч Евро или более. При этом под наличными де-нежными средствами предлагается понимать собственно наличность (банкноты, монеты), чеки путешественника, анонимные или заем­ные сертификаты финансового характера (расписки, облигации).

Декларация, в соответствии с Предложением, должна состав-ляться в письменной форме под страхом недействительности. Обя­занности по декларированию денежных средств возлагаются налицо, фактически их перевозящее (ими владеющее), вне зависимости от того, кто является их собственником.

Особенность Предложения Комиссии состоит в том, чтобы рас-пространять соответствующее требование об обязательном декла-рировании на всю таможенную территорию ЕС, а не на территорию, на которой действует Директива. Важность этого момента заключа-ется в том, что Директива не распространяет свое действие на не-которые территории (например, на Монако и ряд других).

В случае наличия каких-либо данных, свидетельствующих о причастности лица к отмыванию преступных доходов, а также в случае возникновения соответствующих подозрений, компетентные органы предлагается наделить правом задерживать «грязные день-ги» на срок до трех дней. Также предлагается установить меры от-ветственности за нарушение обязанности по обязательному декла-рированию ввоза или вывоза наличных денежных средств.

15 мая 2003 г. Предложение Комиссии было одобрено Европар-ламентом с рядом поправок. 1 июля 2003 г. поправки были приняты Комиссией. В настоящее время документ находится на утвержде-нии в Совете ЕС.

Говоря о противодействии легализации преступных доходов в рамках Европейских сообществ в уголовно-правовой сфере, необ­ходимо отметить следующее:

Важное значение в борьбе с отмыванием преступных доходов в рамках Европейского Союза имеет Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступ­ной деятельности, или Страсбургская конвенция 1990 г. Конвенция дает определение легализации преступных доходов, а также обязывает государства-участники криминализовать данное деяние, то есть признать его уголовно наказуемым.

Под отмыванием преступных доходов Конвенция понимает сле­дующие умышленно совершенные деяния:

а) конверсию или передачу материальных ценностей, о которых тот, кто этим занимается, знает, что эти материальные ценности со­ставляют доход от преступления, с целью скрыть незаконное про­исхождение вышеназванных материальных ценностей или помочь лицу, замешанному в совершении основного правонарушения357 из­
бежать юридических последствий от этих деяний;

б) утаивание или искажение природы, происхождения, местона­хождения, размещения, движения или действительной принадлеж­ности материальных ценностей или соотносимых с ними прав, ког­да нарушителю известно, что эти материальные ценности представ­ляют полученные преступным путем ...;

в) приобретение, владение или использование материальных ценностей, о которых тот, кто их приобретает, или владеет, или пользу­ ется, знает в момент их получения, что они являются доходами, добытыми преступным путем;

г) участие в одном из правонарушений, определенных в соот­ветствии с настоящей статьей, или в любой ассоциации, союзе, покушении или соучастии путем оказания содействия, помощи или совета с целью его совершения...»358.

Как видно, это определение во многом схоже с определением, содержащемся в Директиве ЕС.

В соответствии со ст. 6 этой Конвенции, государства-участники обязуются устанавливать уголовную ответственность при наличии умысла за:

а) конверсию или передачу имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного пра­вонарушения, избежать правовых последствий своих деяний;

б) утаивание или сокрытие действительной природы, происхож­ дения, местонахождения, размещения или движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем.

На уровне Европейского Союза необходимо отметить, что 3 де­кабря 1998 года Совет ЕС одобрил Объединенные Действия, в соот­ветствии с которыми государства-члены ЕС отказались от своего права допускать отступления от Конвенции, если отмывание преступ­ных доходов не носит характер «серьезного». Действительно, поло­жения Конвенции допускают странам-участницам наказывать отмы­вание преступных доходов лишь в случаях крупных нарушений.

Объединенными действиями также определен ряд мероприятий, считающихся «хорошей практикой» для государств-участников, включая:

• подготовку удобного для пользования «путеводителя», вклю­чающего в себя информацию о том, где можно получить необходи­мый совет, какую и какого рода помощь необходимо предоставить государству-участнику в идентификации, отслеживании, заморозке и конфискации орудий, средств и доходов от преступления;

• обязательство стран-участниц предоставить такой же приори­тет всем запросам в целях отслеживания, заморозки или ареста и конфискации, который был бы предоставлен при осуществлении таких мероприятий внутри государства, и ряд других.

26 июня 2001 г. Совет ЕС одобрил Рамочное решение, касаю­щееся идентификации, отслеживания, замораживания и конфиска­ции средств совершения преступлений и преступных доходов и охватывающее некоторые положения Объединенных действий 3 декабря 1998 г. В продолжение положений Объединенных действий Решение направлено, в числе прочего, на отмену некоторых отступ­лений от Страсбургской конвенции 1990 г. Решением также была определена система наказаний за отмывание преступных доходов, в частности, странам-членам ЕС за совершение указанных деяний требовалось установить наказание в виде лишения свободы на максимальный срок не менее четырех лет.

В апреле 2004 г. Еврокомиссией был подготовлен первый отчет о мерах, предпринятых государствами-членами по выполнению ука­занного Решения.

На основе инициативы Франции 16 октября 2001 г. Совет принял Протокол к Конвенции о взаимной помощи по уголовным делам от 29 мая 2000 г., направленный на существенное усовершенствова­ние сотрудничества между государствами-членами по борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями.

В соответствии с Протоколом, государства-члены обязались:

• предоставлять по запросу другого государства-члена всю информацию, позволяющую определить, владеет ли или контроли­рует ли то или иное лицо банковский счет, указанный в запросе;

• предоставлять по запросу другого государства-члена все детали банковских переводов;

Государства-члены также могут по запросу другого государ­ства-члена осуществлять в течение определенного времени не­прерывный мониторинг банковских переводов по указанному в запросе счету.

При этом государства-члены не могут отказываться от принятия и обработки запроса, ссылаясь на условия конфиденциальности.

Таким образом, отмывание преступных доходов является край­не комплексным и сложным процессом, осуществляемым с целью максимальной имитации законности совершаемых коммерческих операций. В новом мире, с либерализацией экономики и усовер­шенствованием правовых механизмов, нарушители вынуждены искать новые пути в целях осуществления их преступного замыс­ла. В связи с этим, ответственные за борьбу с отмыванием преступ­ных доходов органы должны непрерывно искать новые решения в противодействии совершаемым преступлениям. Наиболее важные из этих решений - совершенствование механизма международно­го сотрудничества государств-членов ЕС как внутри Союза, так и с остальными странами мира.

Так, в последнее время в рамках Союза активно развивается ме­ханизм международного розыска и конфискации доходов от преступ­ной деятельности. Нельзя забывать, что деньги - это не просто жиз­ненная сила преступности, но еще и основная, порой единственная цель ее существования. И в этой связи конфискация доходов, полу­ченных преступным путем, служит не только разрушению финансо­вой основы преступного мира, но и лишению преступности ее целей.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >