Устойчивое развитие окружающей среды |
«Устойчивое развитие» в международном праве окружающей средыГиззатуллин Т.Н. В науке международного права учеными не раз делались попытки определения международного права окружающей среды. В их основе лежит устоявшаяся позиция относительно содержания регулируемой данной отраслью международных отношений, а именно отношений в области охраны окружающей среды и рационального использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов.359 Например, Калиниченко П.А. к объектам международного экологического права относит отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей и понимает под международным экологическим правом «совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов».360 Марочкин СЮ. понимает под международным правом окружающей среды «совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводства, регламентирующих сотрудничество государств в этой сфере в целях обеспечения благоприятной для жизни человечества экосистемы».361 По нашему убеждению, содержание международных правоотношений в области окружающей среды не исчерпывается лишь природоохранными проблемами (охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов), а также должно включать концепции «экологической безопасности» и «устойчивого развития». В рамках обозначенной темы автор хотел бы ограничиться анализом концепции «устойчивого развития» в международном праве окружающей среды. Термин «sustainability» («допустимость»), став определением к понятию «развитие», породил быстро вошедший в международно-правовую лексику термин «sustainable development», переведенный на русский язык как «устойчивое развитие». Некоторые ученые подвергли критике такой перевод. Например, Н.Н.Моисеев считает, что лучше всего смысл термина выражает перевод «допустимое развитие». Тем не менее термин «устойчивое развитие» хорошо прижился в русском языке и, по словам Н.Н.Моисеева, «речь должна идти не о его замене, а о наполнении его единообразным научно-обоснованным содержанием, о его адаптации к современному научному мировоззрению».362 Объявление: Определение «устойчивое развитие» (sustainable development, nachhaltige Entwicklung, developement durable) в европейских языках имеет узкий смысл. Это - развитие «продолжающееся», то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении. Определение понятия «устойчивое развитие» было выработано с позиций экосистемного подхода, основу которого составляет императив выживания человечества, помещающий экологическую проблематику, в общем, и концепцию «устойчивого развития» - в частности, на уровень глобальных проблем. Как отметил Генеральный секретарь ООН К. Аннан: «Вся идея устойчивого развития заключается в том, что окружающая среда и развитие неразрывно связаны между собой».363 Появлению концепции «устойчивого развития» предшествовало пристальное внимание мирового сообщества к проблемам «развития». Чтобы избежать экологического кризиса, в концепцию «развития» необходимо было включить цель - сохранение окружающей среды. Возрастающее потребление природных ресурсов привело к деградации окружающей среды и негативно повлияло на здоровье людей. Реальной угрозой стала проблема «пределов роста», на которую обратил внимание Римский клуб.364 Впервые концепция устойчивого развития была предложена в 1980 году во «Всемирной стратегии охраны природы» и развита «Стратегией устойчивого существования», принятой в 1991 г. Всемирной стратегией охраны природы было выдвинуто принципиально новое положение: «сохранение природы неразрывно связано с вопросами развития. Развитие должно проходить при условии сохранения природы».365 Эти документы были разработаны в рамках Международного союза охраны природы при сотрудничестве и финансовой поддержке Программы ООН по окружающей среде и Международного фонда дикой природы при содействии с Продовольственной и Сельскохозяйственной организацией и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Понятие «устойчивое развитие» стало широко применяться после публикации отчета Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» в 1987 г., подготовленного под руководством Г.Х.Брундтланд. «Комиссия Брундтланд» понимала под «устойчивым развитием» такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает два ключевых понятия: • понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета; • понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.366 Авторы отчета пришли к выводу, что выживание и благосостояние человека будут зависеть от того, удастся ли достичь успеха в деле поднятия принципов устойчивого развития до уровня глобальной этики. Тем самым смысл концепции состоит в том, что экономически более выгодно предотвратить возможный ущерб, чем затрачивать средства на ликвидацию его последствий. В 1986 году на Международной конференции в Оттаве по охране природы и развитию был разработан ряд принципов по обеспечению устойчивого развития: • сочетание сохранения природы и развития общества; • удовлетворение основных потребностей человека; • достижение равенства и социальной справедливости; • обеспечение социального самоопределения и культурного разнообразия; • поддержание целостности экосистем. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году провозгласила устойчивое развитие стратегическим принципом общества, а фундаментальные принципы и программу действий для достижения устойчивого развития закрепила в «Повестке дня на XXI век», которая предусматривает проведение согласованных действий для сочетания экономической, социальной и экологической составных развития.367 После конференции в Рио началось активное распространение концепции «устойчивого развития» на международном (универсальном и региональном) и внутригосударственном уровнях. В апреле 1993 года министры европейских стран провели представительную конференцию в Люцерне (Швейцария), на которой обсудили и приняли Программу действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы в духе стратегии устойчивого развития. 1 апреля 1996 года Президент Российской Федерации подписал Указ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в котором утвердил концепцию, представленную Правительством. В США 14 июля 1993 года был создан Президентский Совет по устойчивому развитию. Среди стоящих перед ним задач - разработка рекомендаций для включения их в национальную политику по устойчивому развитию, создание конкретного плана осуществления решений Рио-92, финансирование демонстрационных проектов, установление связей с заинтересованными организациями и др. В Австралии, по многим оценкам признаваемой одной из самых благополучных стран мира, отдел Департамента премьер-министра и правительства - секретариат ЭУР (Экологически устойчивого развития) - в декабре 1992 года разработал «Национальную стратегию для экологически устойчивого развития».368 Итоги выполнения «Повестки дня XXI века», выявления новых глобальных вызовов и определения приоритетов дальнейшего продвижения к устойчивому развитию были рассмотрены на Всемирном саммите по устойчивому развитию в 2002 г. в Йоханнесбурге. Резолюцией 55/199 Генеральная Ассамблея ООН постановила, что в качестве подготовительного комитета Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию будет действовать Комиссия по устойчивому развитию (КУР)369. КУР была создана для пропаганды идей конференции в Рио с целью методической поддержки решения проблемы устойчивого развития на локальном, региональном и международном уровнях. Форум в Йоханнесбурге продемонстрировал понимание лидерами государств мира и всем международным сообществом существа растущих проблем и вызовов. Вместе с тем саммит выявил и сохраняющиеся различия во взглядах на пути их решения. Это поставило перед системой ООН и всеми государствами мира задачу по наращиванию усилий после саммита в Йоханнесбурге, нацеленных на сближение позиций, углубление взаимопонимания и сотрудничества с тем, чтобы принятые на Форуме решения воплотились в практические дела. Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге показала, что для разрешения целого ряда самых насущных проблем человечества надо непрерывно принимать практические меры. Однако такие меры на самом саммите приняты не были. Важным побочным результатом Всемирной встречи стало создание добровольных многосторонних партнерств в интересах устойчивого развития, которые представляют собой многосторонние механизмы, конкретно предназначенные для осуществления обязательств, закрепленных в Йоханнесбургском плане выполнения решений, Повестке дня на XXI веки Программе действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век370. Партнерские отношения не подменяют собой обязательства правительств, а дополняют их осуществление путем привлечения к этому процессу всех, кто может внести вклад в устойчивое развитие. По состоянию на 31 января 2004 года при секретариате Комиссии по устойчивому развитию зарегистрировалось в общей сложности 266 партнерств.371 Резолюцией, принятой в декабре 2002 года на сессии второго комитета, Генеральная Ассамблея признала, что устойчивое развитие - это ключевой элемент основ деятельности Организации Объединенных Наций372 и, соответственно, ключевой элемент международного права окружающей среды. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|