Инвестиционные гарантии в экономическом сотрудничестве |
Роль института инвестиционной гарантии в сфере экономического сотрудничества государствМингазоваИ.В. Вовлечение государства-импортера капитала в качестве субъекта в мировой инвестиционный процесс при декларации относительной условности его ответственности, не закрепленной при этом ни в одной норме универсального международного характера, способно обратить экономическую стабильность в политическую декларацию, а международное право - в иллюзорное, так как эффективность любой правовой нормы пропорциональна мере ответственности за ее несоблюдение. В этих условиях интенсивное расширение роли института международной инвестиционной гарантии является закреплением de facto указанных принципов в современных международных инвестиционных отношениях и эффективной возможностью универсального представления интересов частных иностранных инвесторов на должном международном уровне. Институт гарантии инвестиционной деятельности призван с помощью правовых средств обеспечить в условиях социально-экономического и политического кризиса относительную стабильность воспроизводства и свободу движения капиталов в рамках мировой хозяйственной системы. В широком смысле, под гарантиями инвестиционной деятельности, понимается, наряду со страхованием, весь спектр правовых средств защиты инвестиций, как-то: инвестиционные договоры, механизм справедливого и эффективного разрешения инвестиционных споров и т. д.. В работах российских ученых, в частности А. Г. Богатырева и М. М. Богуславского, четкой границы понятия непосредственно инвестиционной гарантии не проводится395. Однако в некоторых современных монографиях отечественных авторов указывается на возможную тождественность института страхования и инвестиционной гарантии396. В западной же юридической литературе утверждается, что термином «инвестиционная гарантия» охватывается непосредственно механизм страхования инвестиций на государственном и межгосударственном уровнях, покрывающий часть ущерба, причиненного иностранному инвестору наступлением определенных рисков, способных экономически негативно отразиться на инвестициях397. Права на инвестированное имущество переходят в порядке суброгации к гаранту, в анализируемом случае-это государственная, региональная либо универсальная международная организация. В свою очередь, гарант в договоре с инвестором заявляет о своей готовности возместить, в обмен на уплату вознаграждения, определенную долю понесенных убытков в случае, если наступление рисков, выраженных в полной либо частичной потере коммерческой стоимости инвестиций и именуемых рисками политического характера, затрагивает инвестиции в третьей стране. На первый взгляд, различия между гарантией такого рода и страхованием, также как и между контрактами предоставления гарантий и страхования, незначительны, тем более что в функциональном отношении оба термина- практически синонимы. Тем не менее данные понятия не равнозначны, и между ними есть теоретическая граница. Первостепенное значение имеет то, что, в отличие от обычного страхования, институт инвестиционной гарантии-это категория публичного права. Даже в случае, когда предоставление такой гарантии обеспечивается негосударственной компанией (например, в Германии или Голландии)398, такие юридические лица всегда действуют от имени и по поручению государств, и публичная власть при этом наделяет их некоторыми прерогативами. Однако коренное различие понятий заключается в том, что институт гарантии преследует качественно иную цель, нежели частное страхование. Страховщик, действуя на основании определенного законодательства, как предприниматель стремится к извлечению прибыли, определяемой исходя из актуарных расчетов, в то время как обращение к инвестиционной гарантии, прежде всего, затрагивает вопросы международной политики в сфере экономического сотрудничества и развития. Этот институт является своеобразным инструментом государства или сообщества государств (в случае с МАИГ), призванным способствовать достижению конкретных экономико-политических целей: обеспечению стабильного притока капитала в экономику развивающихся стран, созданию благоприятных условий для инвестирования. Объявление: В глобальном масштабе это приводит к реорганизации центров накопления мирового капитала и преодолению негативного фактора существования экономически отсталых регионов. Гарантия воспринимается теорией международного экономического права прежде всего как средство международной экономической стабилизации, но не как экономическая самоцель. Различие указанных механизмов проводится также исходя из природы обеспечиваемых ими рисков. В большинстве своем частные страховщики принимают на себя отдельные риски экономического характера, которые могут составлять объект актуарных расчетов. Политические же риски характеризуются небольшой возможностью их тщательного экономического прогнозирования при сохранении определенной доли вероятности политической иррациональности в их возникновении, что затрудняет их контроль и анализ3". Рассматривая понятие «риск» теоретически, важно различать юридическую природу факта, повлекшего наступление неблагоприятных последствий для инвестиций, непосредственно pncKstricto sensu, и сами неблагоприятные последствия в виде нарушения и ущемления прав инвестора400. Применение термина «страховой случай», с учетом рассмотренных выше юридических нюансов, не совсем корректно для данной ситуации. Однако близкие по смыслу иные термины для обозначения тождественной ситуации применительно к институту гарантии отсутствуют, вследствие чего оговоренный термин можно считать в данном случае допустимым. Риск основывается на двух обязательных элементах: факте, повлекшем неблагоприятные последствия (как статика явления), и ущербе, обусловливающем наступление самого риска и определяемом с учетом динамики ситуации. Природа факта может быть различна: неправомерный акт, решение официальных властей или, вполне возможно, их упущение, а также факторы политической нестабильности, такие, как война либо гражданские беспорядки. Однако наличие факта само по себе не означает наступление страхового случая, для этого необходимо наличие реальной угрозы собственности, уничтожения имущества, невозможности осуществлять контроль или управлять инвестициями в течение определенного времени. К примеру, решение властей о запрете перевода капитала за пределы принимающего государства может послужить фактом, повлекшим наступление страхового случая (риск перевода валюты). Тем не менее, если на момент инвестирования законодательство принимающего государства уже содержало запрещающие трансферт нормы, то наличия страхового случая для целей реализации инвестиционной гарантии не будет. Инвестиционные риски принято классифицировать на риски экономические, риски катастроф и непосредственно риски политического характера401. В отношении первых двух категорий возможность предоставления инвестиционной гарантии достаточно условна. В частности, риски коммерческие как вид экономических рисков (ошибки в планировании стратегии предприятия, эксплуатационные потери в результате неправильного управления бизнесом, банкротство делового партнера, неплатежеспособность клиента и др.) напрямую исключены из инвестиционной гарантии. Непосредственно экономические риски, такие, как инфляция, изменение валютного курса402, девальвация национальной валюты и другие меры, предпринимаемые государством в осуществление своего экономического суверенитета, теоретически обладают политическим элементом и относятся к институту гарантии, но на практике их обеспечение встречается редко. Некоторые гарантийные системы отождествляют опасность уничтожения или повреждения инвестиционных ценностей в результате природных катаклизмов с риском военныхдействий и предлагают их обеспечение403, однако чаще всего такие риски исключаются. Термин «политические риски» охватывает все неправомерные или дискриминационные действия, предпринимаемые каким-либо иностранным государством, равно как его структурными подразделениями, которые противодействуют осуществлению собственником его прав в отношении инвестиционного имущества, приносимого им дохода, а также лишают его возможности свободно им распоряжаться404. Правовая характеристика данных рисков определяется сущностью угрозы инвестиционному процессу. Риск экспроприации и аналогичных мер. В результате экспроприации иностранный инвестор (владелец гарантии) лишается права собственности в отношении своего капиталовложения, контроля над ним или существенной части дохода от такого капиталовложения405. Открытое и окончательное изъятие собственности осуществляется на основании официального акта, декрета, передающего право собственности от собственника к принимающему государству406. Такой переход собственности может быть результатом мер индивидуального характера. В этом случае речь идет об экспроприации. Если жеданный акт, рассматриваемый как общая мера государства по осуществлению социально-экономических изменений, затрагивает права всех иностранных инвесторов либо инвестирующих в определенный сектор экономики принимающего государства, это квалифицируется как национализация. Конфискация, лишение части прав в отношении инвестиционного имущества, секвестр, замораживание активов, реквизиция рассматриваются как частные случаи проявления риска экспроприации407. В то же время государство, принимающее инвестиции, обладает широкими спектром иных возможностей использовать зависимое положение инвестора, как-то: посредством обычных актов, мер, формально не являющихся экспроприацией, зачастую исключительно правомерных, которые, однако, действуя в совокупности, приводят к положению, тождественному экспроприации (harassing policy). Так, в предварительном решении по делу Starret Housing Corporation et at. v. The Government of the Islamic Republic of Iran говорится: «Международным правом признается, что меры, предпринимаемые государством, могут препятствовать осуществлению права собственности в таком объеме, что наличие такого права становится экономически бесполезным, как если бы в отношении его был осуществлен акт экспроприации, даже если принимающее государство не ставило целью лишение права собственности, и формально оно закреплено за инвестором»408. Значительное повышение принимающим государством ставок налогов, введение требований о получении разрешений в отношении определенных технологических процессов, введение обязательных закупок сырья на внутреннем рынке, установление квоты на иностранный персонал, обслуживающий инвестиции, получили название «ползущей» или скрытой экспроприации. В отношении подобных рисков практически очень сложно определить тот момент, когда в комплексе негативные меры государства становятся тождественными эффекту экспроприации, и, следовательно, инвестор имеет право на возмещение причиненных убытков. Риск трансферта капитала. Собственник, инвестирующий капитал за пределы государства его происхождения, в определенный момент оказывается перед необходимостью репатриации из принимающего государства доходов, роялти, дивидендов от этого капитала. Данная категория рисков обобщает все меры государства, которые оно может предпринять, ограничивая перевод локальной валюты в свободно конвертируемую или иную другую валюту, приемлемую для инвестора409. Риск моратория возникает в случае, когда имеет место одностороннее заявление принимающего государства о прекращении осуществления платежей за его границу. Существуют также риск неконвертируемости, затрагивающий сами валютные средства, и непосредственно риск трансферта капитала, заключающийся в необоснованной задержке исполнения запроса о переводе валюты (например, центральным банком принимающего государства). Риск расторжения договора. Даже самая выверенная, с юридической точки зрения, национальная регламентация условий, на которых в принимающую страну может быть импортирован иностранный инвестиционный капитал, всегда допускает возможность достаточно широкого вмешательства исполнительных властей или администрации принимающего государства. Договоры о создании совместных предприятий со многими странами Европы и Востока предусматривают обязательное преимущественное участие в капитале такого предприятия местного акционера, коим чаще всего становится орган самого принимающего государства. Часть контрактов заключается напрямую с государством, импортирующим капитал, в частности в отношении эксплуатации нефтяных и минеральных ресурсов либо предоставления конкретных налоговых льгот. Учреждение в принимающем государстве филиала, принадлежащего на 100 % материнской компании зарубежного инвестора, оформляется инвестиционным контрактом, содержащим условия реализации инвестиционного процесса. Подобные отношения контрактного характера не устраняют позицию превосходства принимающего государства и, в известном случае, допускают манипуляции предприятием инвестора по политическим мотивам, в ущерб инвестиционному процессу. Реализация гарантии указанного риска возможна при наличии ряда конкретных оснований. Так, МАИГ ограничивается случаями «отказа в осуществлении правосудия», в частности, когда правовые методы обращения к арбитражному/судебному органу недоступны для инвестора, данные органы не принимают решения в течение разумного времени, либо такое решение не может быть объективно исполнено410. Риск военных действий и гражданских беспорядков. Риск войны относится к классическим некоммерческим рискам, в отношении которых можно затребовать предоставления гарантии от национальных/международных гарантирующих учреждений. Его характер отличен от всех иных рисков тем, что наступление данного риска не поддается контролю принимающего правительства. Он включает военные действия между двумя или более государствами, а также гражданскую войну между вооруженными формированиями либо разными правительствами одного принимающего государства411. Под риском гражданских беспорядков понимаются организованные действия насильственного характера, мотивированные преследованием по политическим или идеологическим мотивам и направленные на свержение существующей власти либо ее вытеснение из определенного региона. Наряду с революцией, мятежом, вооруженным восстанием, гарантоспособным может быть риск бунта (организованное выступление группы лиц, публично противодействующих законным властям) и гражданских волнений (события, обладающие всеми признаками бунта, однако более продолжительные и охватившие более широкую территорию, но тем не менее не переросшие в ситуацию гражданской войны)412. Риск неплатежеспособности. В случаях, когда государство, одно из его политических подразделений, государственное предприятие либо предприятия частного характера, обязанные государством к исполнению публичных функций и вовлеченные в деловые отношения с иностранным инвестором, ссылаются на неплатежеспособность либо отказывают в платеже, налицо риск неплатежеспособности413, так как возможность банкротства государства, также как и удовлетворение требований кредиторов из имущества неплатежеспособного государства, представляет собой правовой нонсенс, очевидно, что подобные неплатежи государства по долгам мотивированы прежде всего политически. Критерием отнесения данного риска к разряду политических является публичный характер должника, иначе риск расценивается как коммерческий. Акты дискриминационного характера. В случае, когда в отношении принимающего инвестиции государства другим государством (сообществом государств) предпринимаются правомерные принудительные действия, носящие характер репрессалий или реторсий, последствия такой политической ситуации неизбежно сказываются на иностранном инвесторе. Политический характер определяемых рисков бесспорен, тем не менее покрытие риска дискриминационных мер не распространено и специально оговорено лишь в южноафриканской системе предоставления инвестиционных гарантий414. Риск девальвации, или обесценивания. Стремление правительства государства, принимающего инвестиции, девальвировать собственную платежную единицу, следствием чего является рост цен, понимается как мера временного характера и непродолжительного эффекта с целью разрешения внутреннего экономического и как следствие социального кризиса. Для иностранного инвестора степень девальвации валюты принимающего государства пропорциональна степени потери экономической стоимости инвестированного капитала. Таким образом, в случае, когда девальвация, или обесценивание, национальной валюты (зачастую это относится и к изменению обменного курса валют) имеет под собой исключительно политические основания, она представляет собой проявление политического риска. Однако ни одна национальная система гарантирования инвестиций не обеспечивает такой риск, и в большинстве случаев это исключается напрямую415. Исследование природы данного института приобретает все большую актуальность в связи с довольно стремительным развитием международной системы реализации инвестиционной гарантии. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|