Внешнеэкономическая безопасность |
Внешнеэкономическая безопасность как составляющая реализации международной безопасностиВ. А. Абрамович К основным направлениям деятельности Беларуси на международной арене в сфере экономики относятся: достижение адаптивности национальной экономики к изменениям мирового хозяйства, расширение внешнеэкономических связей, создание благоприятных условий для конкурентоспособного участия белорусских товаров, работ, услуг в международном товарообороте, благоприятного инвестиционного и кредитного климата, формирование оптимальной структуры внешней торговли; а также другие аспекты, закрепленные п. 27, 28 Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г., № 60-З). Реализация подобных задач, наряду с военной, актуализирует экономическую безопасность державы как необходимую составляющую существования национальной экономики и обеспечения общей безопасности государства. Экономическая безопасность достигается также и путем создания надлежащего правового механизма ее достижения. Так, согласно п. 32 вышеназванного документа к основным направлениям в сфере международной безопасности относятся: · развитие международного сотрудничества в целях сохранения и укрепления существующих систем международной и региональной безопасности; · развитие международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и иными видами преступной деятельности; Объявление: · противодействие незаконному распространению оружия массового поражения, его компонентов и средств доставки, а также товаров и технологий двойного назначения. Это свидетельствует, что законодатель уделяет внимание лишь военным и правоохранительным аспектам международной безопасности, однако многие современные составляющие международной безопасности имеют в большинстве случаев внешнеэкономическую природу. Ликвидация данного пробела и, как следствие, правовая защита основных внешнеэкономических интересов Беларуси и минимизация угроз их реализации возможна путем изменения редакции пункта 32 Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, а именно: «32. Основными направлениями в сфере международной безопасности являются: 32.1. В военной и правоохранительной сферах: развитие международного сотрудничества в целях сохранения и укрепления существующих систем международной и региональной безопасности; развитие международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и иными видами преступной деятельности; противодействие незаконному распространению оружия массового поражения, его компонентов и средств доставки, а также товаров и технологий двойного назначения; 32.2. Во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах: обеспечение энергетической безопасности; развитие дифференцированности рынков сбыта в целях исключения политической зависимости от какой-то отдельной страны, снижение доли ресурсного экспорта; поддержание продовольственной безопасности; равновесие платежного баланса за счет притока/оттока капитала в страну, в том числе кредитного и инвестиционного, в целях сохранения финансовой безопасности; устранение дискриминации в торговле со стороны отдельных государств, способной вызвать изоляцию государства на мировой экономической арене; приобретение современных мировых технологий в целях поддержания конкурентоспособности белорусской экономики и, как следствие, достойное существование Республики Беларусь; установление баланса притока и оттока специалистов интеллектуальной сферы для работы в национальной экономике; противодействие захвату белорусских предприятий субъектами других государств; другие аспекты, признаваемые необходимыми для достижения и поддержания внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь». Таким образом, закрепление данных позиций в существующем Законе позволит легально устранить односторонность понимания проблем международной безопасности и позволит заложить основу для разработки нового Закона, регламентирующего принципы и процедуру внешнеэкономической деятельности и детализирующего указанные выше аспекты внешнеэкономической безопасности. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|