Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Внешнеэкономическая безопасность





Внешнеэкономическая безопасность

Внешнеэкономическая безопасность как составляющая реализации международной безопасности

В. А. Абрамович

К основным направлениям деятельности Беларуси на междуна­родной арене в сфере экономики относятся: достижение адаптивности национальной экономики к изменениям мирового хозяйства, расши­рение внешнеэкономических связей, создание благоприятных усло­вий для конкурентоспособного участия белорусских товаров, работ, услуг в международном товарообороте, благоприятного инвестици­онного и кредитного климата, формирование оптимальной структуры внешней торговли; а также другие аспекты, закрепленные п. 27, 28 Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г., № 60-З).

Реализация подобных задач, наряду с военной, актуализирует экономическую безопасность державы как необходимую составляю­щую существования национальной экономики и обеспечения общей безопасности государства. Экономическая безопасность достигается также и путем создания надлежащего правового механизма ее дости­жения. Так, согласно п. 32 вышеназванного документа к основным направлениям в сфере международной безопасности относятся:

· развитие международного сотрудничества в целях сохранения и укрепления существующих систем международной и региональной безопасности;

· развитие международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, нар­кобизнесом и иными видами преступной деятельности;

Объявление:

· противодействие незаконному распространению оружия мас­сового поражения, его компонентов и средств доставки, а также това­ров и технологий двойного назначения.

Это свидетельствует, что законодатель уделяет внимание лишь военным и правоохранительным аспектам международной безопасно­сти, однако многие современные составляющие международной безо­пасности имеют в большинстве случаев внешнеэкономическую при­роду. Ликвидация данного пробела и, как следствие, правовая защита основных внешнеэкономических интересов Беларуси и минимизация угроз их реализации возможна путем изменения редакции пункта 32 Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, а именно:

«32. Основными направлениями в сфере международной безо­пасности являются:

32.1. В военной и правоохранительной сферах: развитие международного сотрудничества в целях сохранения и укрепления существующих систем международной и региональной безопасности;

развитие международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, нар­кобизнесом и иными видами преступной деятельности;

противодействие незаконному распространению оружия массо­вого поражения, его компонентов и средств доставки, а также товаров и технологий двойного назначения;

32.2. Во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах: обеспечение энергетической безопасности;

развитие дифференцированности рынков сбыта в целях исключе­ния политической зависимости от какой-то отдельной страны, сниже­ние доли ресурсного экспорта; поддержание продовольственной безопасности;

равновесие платежного баланса за счет притока/оттока капитала в страну, в том числе кредитного и инвестиционного, в целях сохране­ния финансовой безопасности;

устранение дискриминации в торговле со стороны отдельных го­сударств, способной вызвать изоляцию государства на мировой эко­номической арене; приобретение современных мировых технологий в целях под­держания конкурентоспособности белорусской экономики и, как следствие, достойное существование Республики Беларусь;

установление баланса притока и оттока специалистов интеллек­туальной сферы для работы в национальной экономике;

противодействие захвату белорусских предприятий субъектами других государств;

другие аспекты, признаваемые необходимыми для достижения и поддержания внешнеэкономической безопасности Республики Бела­русь».

Таким образом, закрепление данных позиций в существующем Законе позволит легально устранить односторонность понимания проблем международной безопасности и позволит заложить основу для разработки нового Закона, регламентирующего принципы и про­цедуру внешнеэкономической деятельности и детализирующего ука­занные выше аспекты внешнеэкономической безопасности.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >