Автор: Мансурова Лилия Рашидовна В ноябре 2007 года Национальной библиотеке имени С.Г. Чавайна будет 130 лет. Сегодня – это одна из крупнейших библиотек Приволж-ского федерального округа, общий книжный фонд которой составляет 1 млн. 200 тыс. единиц хранения. Ежедневно библиотеку посещают более девятисот читателей.
Вернемся к историческому моменту открытия библиотеки. 1877 год, Россия. В это время были опубликованы романы «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Новь» И.С. Тургенева, повесть «Современ-ная идиллия» М.Е. Салтыкова-Щедрина. В Большом театре прошло первое представление балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». В этом же году в уездном городе Казанской губернии, на правом берегу реки Малой Кокшаги открывается городская Царевококшайская пуб-личная читальня. Во второй половине XIX века Царевококшайск, вопреки укоре-нившемуся мнению о дикости и косности российской провинции, рас-полагал достаточно влиятельной и образованной интеллигенцией. Го-рожане выписывали газеты и журналы, в некоторых домах имелись хорошие книжные собрания1. В автобиографической повести А. Луго-вой, редактор журнала «Нива», пишет: «У моего гувернера была при-везена с собой порядочная библиотека из книг латинских, греческих, еврейских, арабских, немецких и французских классиков. Он научил меня любить «книгу». Отец мой со своей стороны не жалел денег на выписку книг для наших занятий. В библиотеке отца я перечитал мас-су всяких книг: Шекспира (не один раз), всех русских классиков, на-чиная с императрицы Екатерины, Фонвизина и кончая тем, что знал наизусть большую часть «Горе от ума», почти все монологи Гамлета, добрую треть стихов Пушкина»2. Вопрос о необходимости открытия библиотеки в Царевококшай-ске настойчиво обсуждался еще до 1877 года: 8 декабря 1875 г. город-ская управа впервые предусмотрела расходы на открытие в городе библиотеки. В росписи городских расходов на 1876 г. в 21-м параграфе указано: «На открытие библиотеки выделить 100 рублей»3. (Для срав-нения, на очистку базарной площади было отчислено также 100 руб-лей). В докладе Царевококшайской городской управы от 21 декабря 1878 г. также указано: «Царевококшайская городская Дума в заседа-нии своем, состоявшемся 23 ноября 1877 г., на поддержание при упра-ве публичной бесплатной читальни на 1878 г. ассигновала 100 руб.»4. Далее следует: «Городская публичная читальня заключает в своем шкафу около 150 томов, и как показывает время, читальня посещается всеми классами городского населения, и нет никакого сомнения, число подписчиков в будущем возрастет больше, и можно с уверенностью сказать, что это полезное учреждение в скором будущем будет в силах существовать на собственные средства, т.е. на подписные деньги част-ных лиц». Был заключен договор с известным книжным магазином Маврикия Осиповича Вольфа «на высылку книг разных сочинений»5. Разместившись в здании городской управы, городская публичная читальня сразу приобрела большую популярность у всех слоев населе-ния, в том числе и у духовного сословия. Так, архивные документы свидетельствуют, что за чтение книг и журналов на дому (согласно правилам читальни по 2-му разряду) сын протоиерея Царевококшай-ской церкви Ермий Васильевич Воздвиженский представил в доход городской публичной читальни 1 руб. 25 коп. 6, священник Вознесен-ской церкви г. Царевококшайска Симеон Федорович Ронгинский – 2 руб.7, протоиерей Соборной церкви г. Царевококшайска Василий Воз-движенский – 2 руб.8 Священнослужители не только пользовались ус-лугами читальни, но и принимали активное участие в сохранении фон-да. Так, диакон Вознесенской церкви г. Царевококшайска Александр Федорович Благоразумов только в течение 1879 г. переплел около 160 экземпляров разных изданий9. Анализируя сегодня книжные фонды, можно признать, что в 1937 году библиотека имени С.Г. Чавайна получила настоящие книжные сокровища. Уникальность книжных шедевров подтвердилась в про-цессе изучения каждого издания по владельческим признакам принад-лежности: по наличию экслибрисов, автографов, подписей, помет, владельческих переплетов. Выявленные в результате просмотра de visu книг, экслибрисы представляют самую значительную часть опознава-тельного знака библиотеки. До революции 1917 года библиотеки в большинстве своем поль-зовались экслибрисами (книжными знаками) – это и позволило уста-новить, книги каких библиотек влились в фонд Национальной библио-теки имени С.Г. Чавайна. Какими же шедеврами располагает Национальная библиотека? Это – книги, в том числе, из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Мос-ковской синодальной типографии, Московского Донского монастыря, Оптиной пустыни. Это – книги духовных заведений – библиотеки Мо-сковской Духовной академии, Тверской, Калужской, Вифанской Ду-ховных семинарий. Также представлены книги, принадлежавшие про-фессорам Московской Духовной академии Д.Ф. Касицыну, И.Н. Кор-сунскому, философу и богослову Ф.А. Голубинскому, настоятелю Ус-пенского мужского первоклассного монастыря в г. Свияжске архиман-дриту Афанасию и другим лицам. Какое же значение имеет изучение культуры прошлого? Как не-однократно отмечал А.И. Комеч, директор института искусствознания, «и если человек не впитает в себя прошлое, не «пропустит» через свое настоящее, то он просто не сможет состояться»10. Примечания
1 Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна: путеводитель. Йошкар-Ола, 2005. С. 4. 2 Йошкар-Ола. 1584-1991: документы и материалы по истории города. Йош-кар-Ола, 1994. С. 90. 3 ГА РМЭ. Ф. 45. Оп. 1. Д. 36. Л. 9. 4 Там же. Д. 55. Л. 85. 5 Там же. Д. 36. Л. 9. 6 Там же. Д. 52. Л. 11. 7 Там же. Д. 84. Л. 2. 8 Там же. Л. 6. 9 Там же. Л. 12. 10 Комеч А.И. Тени забытых предков? // Библиотековедение. 2006. ?5. С. 17. |