Классификации ошибок законодателя |
О классификации ошибок законодателяА. В. Дмитрачкова
Возрастание роли законодательства в процессе регулирования актуализирует общетеоретические и отраслевые проблемы его качества. Одним из направлений повышения качества законодательства является усиление системности права, в том числе за счет большей рациональной организации отдельных нормативных правовых актов и их совокупностей, адекватного отражения в них возникающих в обществе отношений, разработки оптимальной системы внедрения в существующее законодательство новых норм. Проблемы качества следует рассматривать как с позиций должного (идеальных теоретических моделей), так и от противного, через изучение просчетов законодателя и наступивших негативных последствий. При этом существующие пробелы, коллизии не только дестабилизируют процесс правового регулирования, но и выступают предпосылками для дальнейшего увеличения числа будущих недостатков в нормативной системе. Это актуализирует проблемы своевременности введения в законодательство новых норм, а также изменения (дополнения) существующих предписаний, согласованности материальных и процессуальных норм, оценки эффективности норм с позиций их адекватности социальным отношениям. Важным требованием качества является вписывание новых норм в сложившуюся систему законодательства. Среди причин, вызывающих возникновение коллизий и пробелов и, как следствие, снижение качества законодательства, можно выделить просчеты, носящие системный характер, и иные факторы. Ошибки, допускаемые в правотворчестве, можно классифицировать на возникающие вследствие недостаточного учета процессуальных норм (что относится к проблеме своевременности введения законов в действующую систему) и материальных норм. Последние можно разделить на ошибки, вызванные нарушением требований законодательной техники и ошибки, связанные с содержательным аспектом разрабатываемых норм. Анализ и оценка действующего законодательства по данным критериям не только позволит разработать и внедрить эффективный механизм поиска и устранения возникающих просчетов, но и в дальнейшем создать методики предупреждения негативных тенденций. Наличие либо отсутствие ошибок в указанных областях сделает возможным разрешение вопроса о качестве системы законодательства в целом, а также выделение наиболее проблемных и наименее разработанных сфер, существующих в законодательном процессе Республики Беларусь на сегодняшний день. В исследованиях подобного рода главной задачей представляется недопущение дальнейшего снижения системности, что создаст предпосылки для более устойчивого развития законодательства и, следовательно, создания наиболее стабильно совокупности норм, что позитивно повлияет на регулирование системы общественных отношений в целом и позволит оптимизировать законодательные положения. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|