Классификация законодательства |
О классификации законодательстваМ. П. Плотко
В совместном исследовании Всемирного банка и IFC «Doing Business 2009» констатируется, что Беларусь стала одним из всемирных лидеров правовых реформ, направленных на упрощение ведения бизнеса, и вошла в четверку ведущих государств-реформаторов в нормативно-правовой сфере. Необходимость реформы связана с диспропорцией между ростом количества принимаемых нормативных правовых актов (далее – НПА) и качеством организации нормативного массива. Высокий уровень насыщенности потока правовой информации требует новых средств оптимизации, одним из которых выступает классификация законодательства. Классификация НПА практически применяется при облегчении упорядочения, систематизации правового материала, расположения нормативного массива по разделам и рубрикам, использовании в информационно-правовых системах, оптимизации обмена правовой информацией. В Беларуси официальной системой классификации нормативного массива является Единый правовой классификатор Республики Беларусь (далее – ЕПК), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь № 1 от 4 января 1999 г. В ЕПК, имеющий четыре уровня иерархии (на первом уровне – 18 рубрик) и организованный по предметно-отраслевому признаку, после 2002 г. вносились лишь косметические изменения. Наибольшее количество НПА содержится в рубриках: «Законодательство о предпринимательской, хозяйственной деятельности» – 19,4 %, «Конституционное законодательство» – 12,9 %, «Законодательство о финансово-кредитной системе» – 10,5 %, «Гражданское и гражданское процессуальное законодательство. Хозяйственное процессуальное законодательство» – 7,3 %. Количество актов в данных рубриках требует качественного преобразования рубрик. На втором уровне иерархии избыточно конкретизированы рубрики: «Законодательство в области международных отношений и внешней политики Республики Беларусь» (34), «Законодательство о труде и занятости населения» (22), «Правовые акты индивидуального применения и разового характера» (21), «Законодательство о социальной защите и социальном страховании» (15). При этом мало детализированы рубрики: «Законодательство в области обороны, национальной безопасности» – 3 рубрики (в среднем в каждой – 575 НПА), «Законодательство в области образования, науки» – 5 рубрик (787 НПА). В России утвержден иерархический правовой классификатор, состоящий из трех уровней, на первом уровне – 21 рубрика. В настоящее время все информационные правовые системы признают первичным элементом классификации документ, что приводит к отнесению многих документов ко многим рубрикам. При этом существующий подход к распределению актов по ЕПК не является унифицированным, что приводит к его игнорированию при поиске информации юристами. Считаем, что выходом из сложившейся ситуации является пересмотр первичного элемента классификации. В системе права таким признается норма права, включаемая в одну либо несколько отраслей права (институт). Следовательно, первичным элементом классификации должен служить не в целом один НПА, а его структурная, логически самостоятельная, имеющая время действия единица. Это становится особенно необходимым с увеличением в законодательстве комплексных актов. Двойная природа ЕПК, предметно-отраслевая, приводит к дублированию рубрик на третьем или четвертом уровне иерархии. Значит, ссылки на одну и ту же классификационную единицу будут находиться в различных разделах. Дублирование рубрик в классификаторе неизбежно, но структура его должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать отнесение каждого документа к минимально необходимому их числу. Объявление: Постоянное и интенсивное обновление законодательства требует его постоянной систематизации, в том числе кодификации, позволяющей достичь единого, юридически цельного регулирования в отраслях права. Классификация законодательства имеет большое теоретическое значение, так как в этом процессе устанавливаются и фиксируются закономерные связи между группами НПА, создаются условия для их дальнейшего познания и совершенствования, формируются предпосылки для четкого определения места и роли каждого НПА. На современном этапе развития права необходимо вернуться к проблеме рациональной классификации законодательства и совершенствования ЕПК, который сможет стать основой информационных юридических правовых систем. Неконтролируемая и неорганизованная информация уже становится врагом юриста, т. е. информационное загрязнение в юридическом массиве ведет к тому, что разработчики новых НПА должны тратить гораздо больше времени на поиски информации о том, в какие НПА и в какой части необходимо внести изменения или отменить. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|