Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Классификация законодательства





Классификация законодательства

О классификации законодательства

М. П. Плотко

В совместном исследовании Всемирного банка и IFC «Doing Business 2009» констатируется, что Беларусь стала одним из всемир­ных лидеров правовых реформ, направленных на упрощение ведения бизнеса, и вошла в четверку ведущих государств-реформаторов в нор­мативно-правовой сфере. Необходимость реформы связана с диспро­порцией между ростом количества принимаемых нормативных пра­вовых актов (далее – НПА) и качеством организации нормативного массива. Высокий уровень насыщенности потока правовой информа­ции требует новых средств оптимизации, одним из которых выступает классификация законодательства. Классификация НПА практически применяется при облегчении упорядочения, систематизации правового материала, расположения нормативного массива по разделам и руб­рикам, использовании в информационно-правовых системах, оптими­зации обмена правовой информацией.

В Беларуси официальной системой классификации нормативного массива является Единый правовой классификатор Республики Бела­русь (далее – ЕПК), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь № 1 от 4 января 1999 г. В ЕПК, имеющий четыре уровня иерархии (на первом уровне – 18 рубрик) и организованный по пред­метно-отраслевому признаку, после 2002 г. вносились лишь космети­ческие изменения. Наибольшее количество НПА содержится в рубри­ках: «Законодательство о предпринимательской, хозяйственной дея­тельности» – 19,4 %, «Конституционное законодательство» – 12,9 %, «Законодательство о финансово-кредитной системе» – 10,5 %, «Граж­данское и гражданское процессуальное законодательство. Хозяйст­венное процессуальное законодательство» – 7,3 %. Количество актов в данных рубриках требует качественного преобразования рубрик. На втором уровне иерархии избыточно конкретизированы рубрики: «За­конодательство в области международных отношений и внешней по­литики Республики Беларусь» (34), «Законодательство о труде и занятости населения» (22), «Правовые акты индивидуального применения и разового характера» (21), «Законодательство о социальной защите и социальном страховании» (15). При этом мало детализированы руб­рики: «Законодательство в области обороны, национальной безопас­ности» – 3 рубрики (в среднем в каждой – 575 НПА), «Законодатель­ство в области образования, науки» – 5 рубрик (787 НПА). В России утвержден иерархический правовой классификатор, состоящий из трех уровней, на первом уровне – 21 рубрика.

В настоящее время все информационные правовые системы при­знают первичным элементом классификации документ, что приводит к отнесению многих документов ко многим рубрикам. При этом су­ществующий подход к распределению актов по ЕПК не является унифицированным, что приводит к его игнорированию при поиске информации юристами. Считаем, что выходом из сложившейся си­туации является пересмотр первичного элемента классификации. В системе права таким признается норма права, включаемая в одну либо несколько отраслей права (институт). Следовательно, первич­ным элементом классификации должен служить не в целом один НПА, а его структурная, логически самостоятельная, имеющая время действия единица. Это становится особенно необходимым с увеличе­нием в законодательстве комплексных актов.

Двойная природа ЕПК, предметно-отраслевая, приводит к дубли­рованию рубрик на третьем или четвертом уровне иерархии. Значит, ссылки на одну и ту же классификационную единицу будут находить­ся в различных разделах. Дублирование рубрик в классификаторе не­избежно, но структура его должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать отнесение каждого документа к минимально не­обходимому их числу.

Объявление:

Постоянное и интенсивное обновление законодательства требует его постоянной систематизации, в том числе кодификации, позво­ляющей достичь единого, юридически цельного регулирования в от­раслях права. Классификация законодательства имеет большое теоре­тическое значение, так как в этом процессе устанавливаются и фикси­руются закономерные связи между группами НПА, создаются усло­вия для их дальнейшего познания и совершенствования, формируют­ся предпосылки для четкого определения места и роли каждого НПА.

На современном этапе развития права необходимо вернуться к проблеме рациональной классификации законодательства и совер­шенствования ЕПК, который сможет стать основой информационных юридических правовых систем. Неконтролируемая и неорганизован­ная информация уже становится врагом юриста, т. е. информационное загрязнение в юридическом массиве ведет к тому, что разработчики новых НПА должны тратить гораздо больше времени на поиски ин­формации о том, в какие НПА и в какой части необходимо внести из­менения или отменить.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >