Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Право как средство коммуникации





Право как средство коммуникации

Право как средство коммуникации

В. В. Глебко

Коммуникативное взаимодействие есть основа и внутренний смысл любого общества. Индивид осознает себя частью социума, реализует свои цели и намерения, удовлетворяет свои потребности посредством коммуникации, которая может быть определена как об­мен информацией между индивидами посредством общей системы символов.

Коммуникация как конструктивный элемент развития социума невозможна без определенного механизма регулирования. Необходи­мо наличие сдерживающих факторов, которые способствовали бы чет­кому определению и адекватной оценке индивидом его роли в меж­личностном взаимодействии, не позволяя ему действовать в ущерб правам и свободам других участников коммуникации. Такими факто­рами служат социальные регуляторы: обычай, мораль, религия, право.

В настоящее время роль права как регулятора межличностного взаимодействия постоянно возрастает, его нормы составляют базис коммуникативного взаимодействия, представляя собой совокупность правил, на основе которых оно организуется.

Каждый из участников коммуникации стремится к наиболее пол­ному удовлетворению своих потребностей посредством межличност­ного взаимодействия. Во избежание возникновения столкновения ин­тересов и для обеспечения нормального развития межличностного взаимодействия необходимо наличие третьей стороны – незаинтере­сованного субъекта, способного играть роль арбитра в отношениях между акторами. Такую роль берет на себя государство, которое по­средством правовых предписаний стремится создать каждому из уча­стников коммуникации максимально равные условия для реализации его интересов. Регулирующее воздействие права на коммуникацию может быть как прямым (при официальном межличностном взаимо­действии), так и косвенным (при неформальном взаимодействии).

Объявление:

При неофициальном взаимодействии акторы обладают достаточ­но большой степенью свободы в выборе форм своего поведения – они сами строят свою коммуникацию, не нуждаясь в прямых предписани­ях со стороны государства. Но свобода их при этом не является абсо­лютной и ограничена рамками поведения, не противоречащего право­вым нормам.

Официальная коммуникация требует четкого распределения ро­лей между акторами, строгой регламентации их прав и обязанностей, наличия структурированной и систематизированной последователь­ности действий. Обязанность по ее созданию берет на себя государст­во, т. е. государство посредством правовых предписаний фактически навязывает субъектам определенную форму коммуникации, универ­сальную для схожих взаимодействий.

Однако форма коммуникации, навязываемая акторам государст­вом, часто является далеко не самой выгодной с точки зрения ее ре-сурсоемкости в данных условиях. Для того чтобы избежать лишних затрат, участники коммуникации часто пытаются отыскать иную форму взаимодействия, чем та, которая закреплена в правовых пред­писаниях. Зачастую подобные альтернативные государственным формы коммуникации затрагивают интересы не только непосредст­венных участников взаимодействия, но и интересы самого государст­ва или же третьих лиц, а потому не могут быть дозволены правом.

Во избежание подобных ситуаций государство прежде всего должно заботиться о постоянном развитии и совершенствовании тех форм коммуникации, которые оно предлагает субъектам. Необходимо стремиться к минимизации затрат участников коммуникации на ее осуществление, к максимальному упрощению и ускорению процеду­ры взаимодействия.

Что же касается самостоятельно разработанной акторами комму­никации, которая не соответствует навязываемым государством фор­мам взаимодействия, но при этом не затрагивает интересов ни треть­их лиц, ни самого государства: думается, что такая форма взаимодей­ствия имеет право на существование. Однако данный вопрос по-прежнему остается спорным.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >