Право как средство коммуникации |
Право как средство коммуникацииВ. В. Глебко
Коммуникативное взаимодействие есть основа и внутренний смысл любого общества. Индивид осознает себя частью социума, реализует свои цели и намерения, удовлетворяет свои потребности посредством коммуникации, которая может быть определена как обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов. Коммуникация как конструктивный элемент развития социума невозможна без определенного механизма регулирования. Необходимо наличие сдерживающих факторов, которые способствовали бы четкому определению и адекватной оценке индивидом его роли в межличностном взаимодействии, не позволяя ему действовать в ущерб правам и свободам других участников коммуникации. Такими факторами служат социальные регуляторы: обычай, мораль, религия, право. В настоящее время роль права как регулятора межличностного взаимодействия постоянно возрастает, его нормы составляют базис коммуникативного взаимодействия, представляя собой совокупность правил, на основе которых оно организуется. Каждый из участников коммуникации стремится к наиболее полному удовлетворению своих потребностей посредством межличностного взаимодействия. Во избежание возникновения столкновения интересов и для обеспечения нормального развития межличностного взаимодействия необходимо наличие третьей стороны – незаинтересованного субъекта, способного играть роль арбитра в отношениях между акторами. Такую роль берет на себя государство, которое посредством правовых предписаний стремится создать каждому из участников коммуникации максимально равные условия для реализации его интересов. Регулирующее воздействие права на коммуникацию может быть как прямым (при официальном межличностном взаимодействии), так и косвенным (при неформальном взаимодействии). Объявление: При неофициальном взаимодействии акторы обладают достаточно большой степенью свободы в выборе форм своего поведения – они сами строят свою коммуникацию, не нуждаясь в прямых предписаниях со стороны государства. Но свобода их при этом не является абсолютной и ограничена рамками поведения, не противоречащего правовым нормам. Официальная коммуникация требует четкого распределения ролей между акторами, строгой регламентации их прав и обязанностей, наличия структурированной и систематизированной последовательности действий. Обязанность по ее созданию берет на себя государство, т. е. государство посредством правовых предписаний фактически навязывает субъектам определенную форму коммуникации, универсальную для схожих взаимодействий. Однако форма коммуникации, навязываемая акторам государством, часто является далеко не самой выгодной с точки зрения ее ре-сурсоемкости в данных условиях. Для того чтобы избежать лишних затрат, участники коммуникации часто пытаются отыскать иную форму взаимодействия, чем та, которая закреплена в правовых предписаниях. Зачастую подобные альтернативные государственным формы коммуникации затрагивают интересы не только непосредственных участников взаимодействия, но и интересы самого государства или же третьих лиц, а потому не могут быть дозволены правом. Во избежание подобных ситуаций государство прежде всего должно заботиться о постоянном развитии и совершенствовании тех форм коммуникации, которые оно предлагает субъектам. Необходимо стремиться к минимизации затрат участников коммуникации на ее осуществление, к максимальному упрощению и ускорению процедуры взаимодействия. Что же касается самостоятельно разработанной акторами коммуникации, которая не соответствует навязываемым государством формам взаимодействия, но при этом не затрагивает интересов ни третьих лиц, ни самого государства: думается, что такая форма взаимодействия имеет право на существование. Однако данный вопрос по-прежнему остается спорным. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|