Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Канонические территории религиозных организаций





Канонические территории религиозных организаций

Соотношение территории государства и канонической территории религиозных организаций

И. А. Рубис

Вопрос притязания государства и религиозных организаций на определенные территории весьма сложен. Юридическая и иная при­рода таких притязаний определяется как правом, так и догматически­ми и каноническими нормами, что приводит как к пересечению, так и противопоставлению данных феноменов. Проиллюстрируем пробле­му возможного конфликта государственной и канонической юрис­дикции на примере территории Южной Осетии, воздержавшись от оценки конфликта как такового.

Исторически в 1801 г. Грузия с автокефальной Грузинской Пра­вославной Церковью (далее – ГПЦ), включающая территорию Юж­ной Осетии, вошла в состав Российской империи. С 30 июня 1811 г. до 10 июля 1917 г. ГПЦ имела статус Грузинского экзархата Россий­ской Церкви с двумя епархиями вместо тринадцати. 12 марта 1917 г. на Мцхетском Соборе была восстановлена автокефалия ГПЦ, канони­ческая связь с РПЦ была официально восстановлена 19 ноября 1943 г. Таким образом, Южноосетинская епархия де-юре и де-факто входила в состав ГПЦ независимо от того, в каком положении эта Церковь находилась, относясь к ее канонической территории.

Со светской точки зрения любая Церковь рассматривается в ка­честве религиозной организации, т. е. субъекта права определенной страны. В таком случае было бы по крайней мере странно иметь одно государственное управление, но подпадать под церковное влияние другого недружественного государства. В светском плане то, что де-факто Южноосетинская епархия с 1992 г. не входит в состав ГПЦ (в Южной Осетии возникла непризнанная Аланская епархия, которая сегодня является частью одной из непризнанных греческих церков­ных групп, так называемого «Синода Противостоящих»), видится вполне справедливым. В спорном вопросе легитимности Южной Осе­тии и Абхазии, на тот момент непризнанных республик, воздержива­емся от комментариев.

С канонической точки зрения вопрос также неоднозначен, по­скольку включает в себя исторический, правовой и канонический анализ. Официально Московский патриархат продолжает считать Аб­хазию и Южную Осетию канонической территорией ГПЦ. С 1990-х гг. в республиках неоднократно звучали призывы к Московской патри­архии принять православные общины республик в свой состав. Одна­ко РПЦ категорически отказалась так поступать, так как подобный шаг противоречит канонам, на основании которых строятся отноше­ния поместных церквей. Опыт показывает, что их нарушение, как правило, приводит лишь к еще большим потрясениям для всех хри­стиан и нарушает сложный баланс церковного управления и органи­зации. Принятие под омофор Патриарха Московского общин на дан­ных территориях выводит их из-под окормления Патриарха-Католикоса ГПЦ, что приведет к конфликту поместных церквей. Са­мопровозглашение общин в качестве автокефальных грозит непри­знанием их иными поместными церквями.

Объявление:

Таким образом, проблема соотношения территории государства и канонической территории религиозных организаций требует от всех сторон более внимательного сотрудничества. Церковь не должна по­литизировать данный вопрос, а государство должно более вниматель­но прислушиваться к позиции Церкви.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >