Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Правосознание в учении Ильина





Правосознание в учении Ильина

Правосознание в учении И. А. Ильина

А. В. Матарас

Центральной категорией в учении о праве И. А. Ильина является правосознание, изучаемое им в контексте проблематики государства, общества, права и политики, религии и философии. В понимании фи­лософа правосознание является универсальной категорией, из содер­жания которой выводятся основные социальные и правовые реалии (общество, государство, правопорядок, власть, естественное право, правовой обычай, правовое поведение и т. д.).

По мнению ученого, в основе права, государства и правосознания лежит определяющая «стихия человеческого духа», выражающая все­объемлющую универсальную идею. Роль такой идеи может играть только религия. При этом правосознание обыденной жизни может не иметь религиозного корня; оно может быть даже безразличным к то­му, что обычно называется «религией», однако подлинная религиоз­ность всегда касается проблем права и государства. Одновременно зрелое нормальное (термин И. А. Ильина) правосознание вне опреде­ленной конфессиональной привязки неизбежно приобретает религи­озный характер. Такой религиозный характер правосознания включает идею божественного, священного, сверхчувственно-потустороннего, а также ряд основных аксиом, к которым относятся чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и само­управлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу. Эти аксиомы, касающиеся духовной воли, учат людей свободе, совмест­ности в проживании, взаимности, солидарности.

Само существование правосознания объясняется ученым как бес­сознательная способность человека отличать лучшее от худшего, предпочитать именно лучшее, радоваться ему, желать его и любить его. При этом под «лучшим» И. А. Ильин понимает не «субъективно-приятное», а «объективно-совершеннейшее в смысле художествен­ном, социальном и религиозном».

Таким образом, современный человек должен научиться веро­вать, так как потребность в вере порождает потребность в духовной свободе, а потому и в правопорядке.

Объявление:

Правосознание не сводится к простому усвоению и воспроизве­дению в сознании граждан норм права или к субъективному пред­ставлению, фантазированию о праве, но является главным источни­ком естественного права, связующим элементом между правом и мо­ралью, между естественным и позитивным правом. По мнению И. А. Ильина, осуществление любой реформы в обществе необходимо начинать с постепенного и последовательного воспитания соответст­вующего правосознания.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >