Правосознание в учении Ильина |
Правосознание в учении И. А. ИльинаА. В. Матарас Центральной категорией в учении о праве И. А. Ильина является правосознание, изучаемое им в контексте проблематики государства, общества, права и политики, религии и философии. В понимании философа правосознание является универсальной категорией, из содержания которой выводятся основные социальные и правовые реалии (общество, государство, правопорядок, власть, естественное право, правовой обычай, правовое поведение и т. д.). По мнению ученого, в основе права, государства и правосознания лежит определяющая «стихия человеческого духа», выражающая всеобъемлющую универсальную идею. Роль такой идеи может играть только религия. При этом правосознание обыденной жизни может не иметь религиозного корня; оно может быть даже безразличным к тому, что обычно называется «религией», однако подлинная религиозность всегда касается проблем права и государства. Одновременно зрелое нормальное (термин И. А. Ильина) правосознание вне определенной конфессиональной привязки неизбежно приобретает религиозный характер. Такой религиозный характер правосознания включает идею божественного, священного, сверхчувственно-потустороннего, а также ряд основных аксиом, к которым относятся чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу. Эти аксиомы, касающиеся духовной воли, учат людей свободе, совместности в проживании, взаимности, солидарности. Само существование правосознания объясняется ученым как бессознательная способность человека отличать лучшее от худшего, предпочитать именно лучшее, радоваться ему, желать его и любить его. При этом под «лучшим» И. А. Ильин понимает не «субъективно-приятное», а «объективно-совершеннейшее в смысле художественном, социальном и религиозном». Таким образом, современный человек должен научиться веровать, так как потребность в вере порождает потребность в духовной свободе, а потому и в правопорядке. Объявление: Правосознание не сводится к простому усвоению и воспроизведению в сознании граждан норм права или к субъективному представлению, фантазированию о праве, но является главным источником естественного права, связующим элементом между правом и моралью, между естественным и позитивным правом. По мнению И. А. Ильина, осуществление любой реформы в обществе необходимо начинать с постепенного и последовательного воспитания соответствующего правосознания. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|