Природа конфедерации |
Юридическая природа конфедерацииД. В. Бутько Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе развития общества, когда происходят общественные изменения политической и территориальной организации государств. Как известно, юридическая наука выделяет три формы государственного устройства: унитарное государство, федерацию и конфедерацию, оцениваемые не всегда однозначно. Но больше всего возникает споров относительно оценок юридической природы конфедерации. Часть авторов полагает, что конфедерацию не следует рассматривать в качестве формы государственного устройства, и оценивает ее как разновидность межгосударственных объединений. В подтверждение таких выводов указывается на некоторые признаки конфедераций, которые не укладываются в характеристики внутригосударственного устройства (отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов, общей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого бюджета). Так, например, в Европейском союзе, являющемся, по мнению большинства ученых, международной организацией с конфедеративными элементами государственного устройства, введена общая валюта, функционируют высшие межгосударственные органы власти. Аналогичная тенденция имеет место и в отношениях союза Беларуси и России. Представляется, что аргументы, приводимые сторонниками обозначенной позиции в оценках конфедерации, не лишены убедительности, поскольку конфедерация – это такая форма государственного устройства, при которой государства, ее образующие, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, а специальные объединенные органы создаются для координации действий в определенных целях (военной, внешней политики и т. д.). Таким образом, конфедерация представляет собой форму государственного устройства нескольких суверенных государств, созданную международным договором для достижения определенных целей. Считаем, что такие формы взаимодействия государств следует определять как «конфедеративное межгосударственное объединение». Отличительными свойствами таких объединений в отличие от внутритерриториального устройства государства являются: сохранение суверенитета государств при его отсутствии у объединения; наличие законодательных, исполнительных и судебных межгосударственных органов; наличие единой денежной системы, общей правовой базы, гражданства. На сегодняшнем этапе этим термином можно обозначать устройство Европейского союза. Также на началах конфедеративного межгосударственного объединения формируется союз Беларуси и России. Юридическая природа СНГ больше тяготеет к организации. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|