Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Природа конфедерации





Природа конфедерации

Юридическая природа конфедерации

Д. В. Бутько

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе развития общества, когда происходят общественные изменения политической и территориальной организации государств.

Как известно, юридическая наука выделяет три формы государ­ственного устройства: унитарное государство, федерацию и конфеде­рацию, оцениваемые не всегда однозначно. Но больше всего возника­ет споров относительно оценок юридической природы конфедерации. Часть авторов полагает, что конфедерацию не следует рассматривать в качестве формы государственного устройства, и оценивает ее как разновидность межгосударственных объединений. В подтверждение таких выводов указывается на некоторые признаки конфедераций, которые не укладываются в характеристики внутригосударственного устройства (отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов, общей конституции, единой системы права, едино­го гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого бюджета). Так, например, в Европейском союзе, являющемся, по мнению большинства ученых, международной организацией с конфе­деративными элементами государственного устройства, введена об­щая валюта, функционируют высшие межгосударственные органы власти. Аналогичная тенденция имеет место и в отношениях союза Беларуси и России.

Представляется, что аргументы, приводимые сторонниками обо­значенной позиции в оценках конфедерации, не лишены убедитель­ности, поскольку конфедерация – это такая форма государственного устройства, при которой государства, ее образующие, полностью со­храняют свою независимость, имеют собственные органы государст­венной власти и управления, а специальные объединенные органы создаются для координации действий в определенных целях (воен­ной, внешней политики и т. д.). Таким образом, конфедерация пред­ставляет собой форму государственного устройства нескольких суве­ренных государств, созданную международным договором для до­стижения определенных целей. Считаем, что такие формы взаимодей­ствия государств следует определять как «конфедеративное межгосу­дарственное объединение». Отличительными свойствами таких объе­динений в отличие от внутритерриториального устройства государст­ва являются: сохранение суверенитета государств при его отсутствии у объединения; наличие законодательных, исполнительных и судеб­ных межгосударственных органов; наличие единой денежной систе­мы, общей правовой базы, гражданства.

На сегодняшнем этапе этим термином можно обозначать устрой­ство Европейского союза. Также на началах конфедеративного меж­государственного объединения формируется союз Беларуси и России. Юридическая природа СНГ больше тяготеет к организации.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >